Виды переработки текста (план, тезисы, анализ) при помощи информационных технологий

Разделы: Русский язык, Информатика


Основная методическая идея: параллельное обучение по двум предметам – информационные технологии и русский язык; два варианта урока с одним и тем же текстом.

Вариант I

Тема урока: Виды переработки текста (план, тезисы, анализ) при помощи информационных технологий.

Цели урока (по предмету русский язык):

  • Образовательные: применение знаний и умений по переработке текста в незнакомой ситуации.
  • Развивающие: отработка умения переработки текста, а именно: составление сложного плана, выделение тезисов, анализ текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий уровня С.
  • Формирование ОУУН: совершенствовать учебно-интеллектуальные умения, а именно: понимать познавательную задачу проблемного характера, выделять главное, свертывать учебную информацию, строить связанный рассказ, выделяя логические аспекты, аргументировать собственные высказывания; учебно-коммуникативные умения, а именно: использовать разные виды записи, например план, высказывание собственного отношения.

Воспитательные: чувство ответственности за результаты труда.

  • Цели урока (по предмету информационные технологии):
  • Образовательные: применение знаний и умений по созданию нумерованных и маркированных списков; форматированию страницы.
  • Развивающие: отработка умения оформления задания по русскому языку с использованием нумерованных, маркированных и мноуровневых списков в виде книжки-малышки (применение следующих умений при изменении оформления страницы: изменения параметров страницы, добавления границ страницы, вставки разрыва страниц, вставки номеров страниц, вставки колонтитулов, создания оглавления).
  • Воспитательные: восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов.

Ход интегрированного урока.

Организационные моменты.

Для достижения поставленных целей на основном этапе урока учащимся предлагается электронный текст с заданиями (Приложение 1.)

На данном этапе учитель русского языка формирует умения: составлять сложный план, выделяя главное и структурируя информацию; выделение тезисов;

учитель информационных технологий формирует параллельно следующие ОУУН: отрабатывает умения по созданию нумерованных, маркированных и многоуровневых списков.

На данном этапе урока посредством комплекса заданий по двум предметам формируется умение структурировать собственный текст по данной теме на основе анализа текста по критериям ЕГЭ по русскому языку, применяя для оформления умения и знания, полученные на уроках технологии (“Набор и форматирование символов”, “Форматирование абзацев”, “Создание списков”, “Форматирование страницы”).

Результатом данной работы является по информационным технологиям: создание книжки – малышки.

Варианты работы учащихся прилагаются (Приложение 2).

Рефлексия: сформировать собственное мнение о необходимости владения различными способами переработки информации (в т. ч. электронными) в реальной жизни.

Виды контроля: контроль осуществляется одновременно по двум предметам.

Вариант II.

Тема урока: оформление цитат (многоточие при цитатах, прописные и срочные буквы в цитатах) в печатном тексте.

Цели урока (по предмету русский язык):

  • Образовательные: сформировать знания о правилах постановки знаков препинания при употреблении цитат.
  • Развивающие: сформировать навык постановки знаков препинания при цитатах при помощи информационных технологий.
  • Формирование ОУУН: совершенствовать учебно-интеллектуальные умения, а именно: абстрагирование, установление причинно-следственных связей лингвистического характера, конкретизация учебного материала; учебно-коммуникативные: составлять связный текст с элементами перегруппировки материала с использованием сведений из дополнительных источников, в том числе используя материалы разных предметов.
  • Воспитательные: воспитывать интерес и ответственное отношение у учебному труду; восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов.

Цели урока (по предмету информационные технологии):

  • Образовательные: закрепить знания основных правил набора текста и оформления документов и вставки символов.
  • Развивающие: закрепить навык набора символов и знаков препинания в соответствии с “Основными правилами набора текста и оформления документов” и вставки символов.
  • Воспитательные: воспитывать интерес и ответственное отношение у учебному труду.

 Для реализации указанных целей предлагается следующая структура урока.

Организационные моменты.

Основной этап урока состоит из предлагаемых блоков:

а) теоретический (изучение нового материала): учащимся предлагается теоретический материал в виде слайдов. (Приложение 3). На данном этапе формируются знания.

б) закрепление на первичном уровне: ученикам предлагается электронный текст (Приложение 4, упражнение1 и упражнение 2), в котором они расставляют пропущенные знаки препинания, руководствуясь примечаниями. Вид контроля: самопроверка (слайды). На данном этапе формируются пунктуационные умения по русскому языку, а также отрабатывается навык набора текста и вставка символов.

в) этап применения знаний. На данном этапе учащимся предлагается текст, в котором они расставляют знаки препинания. Текст электронный (распечатанный вариант прилагается, (Приложение 4, упражнение3).

г) применение знаний в нестандартной обстановке.

В завершение урока учащимся предлагается творческой задание: на основе данного текста составить собственный текст и набрать его, с обязательным использованием предложенных высказываний о роли книг и электронных носителей информации. Высказывания оформить в виде цитат:

Если прилежно поищешь в книгах мудрость, то найдешь великую пользу душе своей. („Повесть временных лет”)

Каким бы видом деятельности не занимался человек – в ближайшее время без персонального компьютера, а значит, и без специальной литературы, позволяющей найти с ним общий язык, ему не обойтись. (Р. Дробышевский & А. Лифенко)

Итоги урока, рефлексия. Ответы на вопросы: насколько эффективно и оправданно в современную эпоху интегрированное преподавание предметов и почему информационные технологии способствуют изучению других учебных дисциплин?

Презентация

Приложение 5