Использование проектных заданий на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Как сделать каждый урок английского языка интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он способствовал развитию познавательного интереса и творческой мыслительной активности учащихся?

Надо заинтересовать ребят.

Среди разнообразных приемов обучения наибольший интерес у школьников вызывают проектные задания. Выполнение проектных заданий позволяют им видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.

В своей статье я хотела бы привести примеры проектных заданий, разработанных и применяемых мною на уроках английского языка (по учебнику В. П. Кузовлева). Подчеркну, что все проектные задания выбирались при активном участии школьников.

В 6 классе большой интерес у школьников вызывают проектные задания - коллажи, которые предлагаются учителем после каждой изученной темы.

При составлении коллажа большое внимание уделяется клише, которые оптимально сочетаются с вариатильностью ситуации и контекстов, в которых они используются.

Приведу в качестве примера один из коллажей.

При подготовке коллажа “My unusual house” ребятам было предложено ответить на вопрос “Would you like to live in unusual house?Why?”, используя клише типа:

  1. I'd like to live in... because...
    It is...
    There is / are...
  2. I wouldn't like to live in... because...
    On the one hand...
    But on the other hand...
    That's why...

Учащиеся составили следующие коллажи :

  • “My unusual house - Stub house.”
  • “My unusual house - Cheese house.”
  • “My uhusual house - Flying ship house.”
  • “My unusual house – Apple house.”
  • “My unusual house - Bus house.”
  • “My unusual house - Boat house.”

На уроке “Usual and unusual houses” ребята показывали свои необычные дома и рассказывали о них:

P1: I'd like to live in “Flying ship house” because it's interesting to see about to see on coming sun. It's comfortable, smart and very cosy. There is a TV set, a kitchen, a bedroom, a living room and a sport room in “Flying ship house.” Welcome to my house!

P2: I'd like to live in “Stub house” because it's cosy clean and warm. It's comfortable and interesting. There is a beautiful kitchen, a big bedroom, a cosy living room in my house. There are mordern conveniences in the kitchen. There is a bed, a computer in the bedroom. There are flowers, aTV set in the living room.Welcome to my house!

P3: I'd like to live in “Cheese house” because it's comfortable and original. It is super and cosy. There is central heating, running water, curtains, cooker and refrigerator in the kitchen. There is a TV set, a DVD player, a sofa and a carpet in the living room. There is a bed, a book shelf, a desk in the bedroom. I'd like to live here all my life!

и т.д. Приложение 1

Аналогично были подготовлены шестиклассниками коллажи: “My favourite character”, “My favourite shop”, “My favourite clothes”.

В настоящее время, как известно, более тесными стали контакты нашей страны с зарубежными государствами, развиваются и укрепляются международные связи. Это в полной мере коснулось и Белгородской области, где многие зарубежные специалисты вовлечены в деятельность совместных предприятий, что напрямую связано с использованием иностранного языка. Все это служит стимулом для создания положительной мотивации к его изучению.

Так, в 8 классе, заканчивая работу над темой “My country at a Glance”, мы выбрали и организовали на базе компьютерного класса проект на тему “City I like....”. Тема проекта была выбрана потому, что ребята хотели рассказать на английском языке о старинном городе Белгородской области - Старом Осколе.

Ребятам было предложено собрать материал о родном городе на русском языке и перевести на английский язык. Выполняя это задание, учащиеся пользовались журналами, справочной литературой, обращались к учителю за языковой помощью. Школьники готовились выполнить следующие задания:

  1. Speak about the past of Stary Oskol.
  2. Speak about nowadays of Stary Oskol.
  3. Speak about sights of Stary Oskol.

Задания содержат подтемы:

  • “History of Stary Oskol. ”
  • “The coat of arms.”
  • “Stary Oskol is a big administrative centre.”
  • “Temples and churches.”
  • “Different ways of travelling.”
  • “Favourite places in our city.”
  • “Famous people.”
  • “Monuments and buildings.”
  • “Industry.”

При подготовке ребята собирали материалы по той или иной подтеме. При составлении текстов большое внимание уделялось клише типа:

  • to be situated (located) in...
  • in the northern (southern) part of...
  • to the North (South) of...
  • to be rich in...
  • to be famous for...
  • to be known for...
  • and so on /and other.../ and others.

В ходе работы за каждым заданием были назначены ответственные редакторы, ребята хорошо подготовленные.

Их действия координировал главный редактор, учитель. Приведу в качестве примера один из текстов, посвященных ознакомлению со Старым Оскол:

Stary Oskol is a big administrative centre of Starooskol area. It is located in the north- east of Belgorod region. Our city is young and old. It,s more than 400 years old. There are three parts (Central, Southwestern, Northeastern) and slobods (Pushkarskaya, Ezdotskaya, ect) in Stary Oskol. Our city is sorrounded by the forests. There are many sights in Stary Oskol. There are the temples(Svyato- Nickolsky, Voznesensky, ect),the different ways of travelling, special places for children, you and grown- ups (schools, cinemas, theatres, museums, swimming pools, stadiums, clubs, banks, parks, supermarkets, universities, colleges), monuments (Zhucov, Erdenko, Eroshenko). Stary Oskol is the large centre of Metallogical industry (Oskol elektrometallurgical Kombinat, Mechanical and Cement factories, factory of motor and elektric equipments) in Belgorod region, one of the leaders of Russian food industry (Confectionery factory “Slavyanka”, dairy plant “Avida”). Stary Oskol grows and dynamicaly develops in spite of general economic difficulties. Приложение 2

Результатом проекта стал урок- презентация “Oral magazine City I like.”

Данная работа участвовала в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, организованном Издательским домом “Первое сентября”.

Такие проекты помогают школьникам использовать имеющиеся в их распоряжении сведения о родном крае, а также способствуют формированию и закреплению у них навыков иноязычной устной речи.

Остановлюсь ещё на одном проекте, который мы выбрали и организовали на базе компьютерного класса по программе Intel “Обучение для будущего”. Девятиклассникам был предложен проект на тему “Reading on foreign language.” Данная тема проекта, по мнению ребят, актуальна. С каждым годом возрастает интерес к иностранному языку. Несмотря на рост популярности телевидения, чтение до сих пор остается важным занятием, как в России, так и за рубежом. Существует большое количество литературы разной тематики. Единственный способ быть в курсе всего- это читать, читать на иностранном языке. Поэтому целью проекта являлось расширение рамок учебника, формирование интереса к иноязычной культуре посредством развития стратегии иноязычного речевого общения и расширения лексического кругозора учащихся. Имея различные мнения о чтении, ребятам надо было выяснить “Why Reading on foreign language is important in our life?” Чтобы ответить на данный вопрос, я поставила перед учащимися следующие проблемные вопросы:

What range of Reading do our young people, friends and grown- ups have?

What interest on Reading do teenagers have?

Why do poems on different languages have any differences?

В ходе работы девятиклассники поделились на 3 группы и провели самостоятельные исследования:

  • 1 группа провела опрос среди подростков и сделала буклет “Reading on foreign language”;
  • 2 группа собрала информацию в библиотеке о том, что мы читаем больше и выпустила листовку “Range of Reading”;
  • 3 группа проанализировала тексты переводов стихов на разных языках и сделала презентацию в форме доклада “In the world of Poetry”.

Выполняя эти задания, учащиеся пользовались различными источниками информации.

Для реализации проекта понадобилось 3 недели:

  • 1 неделя - обсуждение плана работы, проведение исследований;
  • 2 неделя - сбор информации, обобщение проведенных исследований;
  • 3 неделя - оформление проекта, создание сайта “In the world of Reading on foreign language”.

Результатом данного проекта стал урок- конференция “Is Reading important?”

В заключение хотелось бы отметить, что проектные задания являются эффективным приемом организации учебной деятельности. Работа над проектом разнообразит урок, способствует эффективной отработке языкового материала, обеспечивает практическую направленность обучения иностранному языку.