Тема урока: "Неопределенно-личные предложения (ТВУ)"

Разделы: Иностранные языки


Цели:

  1. Познакомится с типом односоставных предложений, неопределенно – личными предложениями, узнать о способах выражения главного члена в форме сказуемого;
  2. Научиться отличать неопределенно-личные от определено личных предложений;
  3. Увидеть, какую роль играют эти предложения в речи.

I. Начало урока.

Постановка учебной цели, создание ситуации “Вызова”.

1. Словарная работа: эксперимент, экспериментировать.

- И мы с вами сегодня на уроке проведем как бы эксперимент, который называется “Отсроченная отгадка”.

(Д) В чугунную доску били без устали.

- Прочитайте предложение и скажите, понятно нам, кто били без устали? (нет). Правильно, действующее лицо здесь мыслится неопределенно, нечетко, неконкретно.

- И я вас делаю “Вызов” такой, что к концу урока вы должны:

1. Понять, почему так названы предложения – неопределенно-личные;

2. Цели урока.

II. Контрольно-подготовительный этап (повторение изученного, опрос по предыдущим темам).

1. “Разминка”.

Вспомнить какие предложения называются односоставными.

- Мы с вами продолжаем изучать типы односоставных предложений (Работа в группах, группы готовят вопросы и задают их друг другу по теме “Односоставные предложения – 1гр. -2гр. – 3гр. – 1гр.)

– Вспомним, с каким типом односоставных предложений мы познакомились на прошлом уроке? (с определенно-личными предложениями)

Какие предложения называются определено-личными? (пример приводит каждая группа)

- Обязательно ли подлежащее в таких предложениях (нет). Почему? (так как окончание этих глаголов в этих формах достаточно определено указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы)).

- Что мы еще не сказали об определенно-личных предложениях? (Они встречаются в живой разговорной речи).

2. “Лови ошибку”.

– Я утверждаю, что предложение: (Д) На город спустились сумерки – односоставное.

Согласны? (нет) Почему?

Из этих предложений записанных на доске:

(Д) Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид.

(Д) Парк давно закрыли – я утверждаю, что второе предложение определенно-личное. Согласны? (нет) Почему?

3. “Развиваем речь”

Каждой группе дается задание: попробуйте составить текс, используя определенно-личное предложение.

1 группа: Составьте текс открытки мама, подруге, учителю, товарищу и т.п. Поздравьте их с праздником, выразите благодарность, свои пожелания, пригласите в гости и т.д.

2 группа: Представьте, что вам надо срочно сообщить брату, сестре, другу, родителя и другим, что вы едете через их город, будете на вокзале несколько минут (укажите число, время, номер поезда), что вам хотелось бы, чтобы ваши родственники и друзья пришли к поезду. Составьте текст телепрограммы.

3 группа: Расскажите, что вы делаете утром перед уходом в школу.

III. Сотворчество (новый материал Приложение).

- На этом этапе урока вы не пассивные слушатели, а активные участники в освоении нового материала. Вы должны сами разобраться в сути явления, понять главное определение сегодняшней темы (Приложение).

1. Ознакомление с неопределенно-личными предложениями.

(Д) Ведут ко мне коня.

- Найдите главные члени предложения (ведут). Чем выражено сказуемое? (Д) Глаголом в форме… 3 лица, множественного числа, настоящего времени или будущего времени (выведут).

Потом его в степи без чувств нашли.

- Найдите сказуемое, чем выражено?

(Д) глаголом в форме…. Множественного числа, прошедшего времени.

- Важны ли в этих предложениях действующие лица? (нет)

В начале урока мы с вами говорили, что действующее лицо мыслиться здесь неопределенно, нечетко, неконкретно. В таких предложениях важно само действие и в них не бывает подлежащего. Вот почему эти предложения так называются? (неопределенно – личные).

- И так, кто нам скажет, какие предложения называются неопределенно – личными?

- Давайте заглянем в учебник, правы ли мы? (читать параграф 22) (можно пользоваться таблицей!).

- В таких предложениях все сосредоточено на действии, действующее лицо “намеренно устранено” из речи, намеренно представлено как неизвестное, неназываемое.

2. Закрепление. Прием “Согласен – не согласен”.

1). – Устно работаем над упреждением № 188 – утверждаем, что это неопределенно – личное предложение.

1 группа: Утверждаем, что это предложение неопределенно – личное, так как….

2 группа: согласны или нет.

2гр. – 3гр. - \\ - 3гр. – 1гр. - \\ -

2). Письменно выполняем упражнение № 189 – самостоятельно (сели на свои места).

IV. Рефлексивный этап урока (осмысление результатов работы).

- Итак, подведем итоги нашей работы.

1). Возвращаемся к “Отсроченной отгадке”.

(Д) В чугунную доску били без устали. Теперь мы уже точно можем сказать, какое это предложение? (неопределенно-личное) Почему?

- А сейчас скажите мне, какого отличие неопределенно – личного предложения от определено – личного предложения? (таблица на доске). ( в о/л сказуемое выражено гл. в форме 1 или 2 лица, в н/л - 3 лицо).

- Попробуйте на слух определить тип односоставного предложения, т.е. о/л или н/л.

1. Герасиму отвели под кухней каморку (н/л).

2. Изредка выводили медведей под окна барского дома (н/л).

3. Смелей, дадим друг другу руки и вместе двинемся вперед (о/л).

4. Зимой свет зажигают рано (н/л).

5. Дивишься драгоценности нашего языка: что не звук, то подарок (о/л).

Прием “Эссе” - пятиминутное письменное задание.

- Подытожьте свои знания по изученной сегодня теме. Можно начать так:

(Д) Из урока я понял (а)…

Мне стало ясно, что…

Я познакомился (лась) с …

Я узнал (а)…

Домашнее задание-упражнение № 190.

Я постаралась использовать на уроке современный технологический прием – технология встроенных усилий учителя и учащихся (ТВУ). Учащиеся поставлены в такие условия, что они должны прикладывать определенные усилия в процессе образования. Дети – не просто пассивные слушатели, а активные участники в осмыслении новой темы. Учитель со своей стороны должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, но и обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед. И здесь можно говорить и о гуманизации, диалогизации персонификации образовательного процесса.