Тема урока: "Ациклические углеводороды"

Разделы: Химия


Цели урока:

а) обучающая – обобщить, систематизировать, закрепить и оценить знания учащихся по разделу: “Ациклические углеводороды”;

б) развивающая – продолжить формировать дедуктивное мышление учащихся: умения делать логические выводы от общих суждений к частным о строении и свойствах углеводородов и их производных;

в) воспитаельная – способствовать развитию интереса к химии, развивать умение работать в группе.

Тип урока: обобщение и повторение знаний.

Вид урока: игра – соревнование.

Методы ведения: соревнование, самостоятельная работа.

Доминирующие методы:

а) обучения - диалогический;

б) преподавания - побуждающий, диалогический;

в) учения - частично-поисковый, соревновательный.

Оборудование: таблица Менделеева,

Дидактический материал: классификации углеводородов, сигнальные карточки, жетоны, слайды по ациклическим углеводородам.

Техническое оснащение: мультимедиа аппаратура, музыкальный цент, кассеты с классической музыкой.

Ход урока

Класс разбивается на команды. Каждая команда предварительно выбирает капитана и придумывает название.

Уровень подготовки членов команд различный. Каждый член команды в течение урока должен внести свой вклад в работу команды. Капитаны направляют деятельность всей команды, распределяя задания и контролируя их выполнение.

Игра включает шесть конкурсов. Каждый конкурс оценивается определенным количеством баллов по уровню сложности.

В итоге игры команда, набравшая большее количество баллов, занимает призовое место и получает соответствующие оценки.

Капитаны определяют рейтинг каждого члена команды и выставляют оценки за участие.

  • I место – “5” (получают капитаны и активные участники команды).
  • II место – “4” (получают капитаны и активные участники команды).
  • III место – “3” (все члены команды).
  • IV место – “3” (все члены команды).

Проигравших нет. Все участники получают оценки.

Первый конкурс.

Задание: Даны карточки с формулами различных классов органических соединений, систематизировать их по классам и разложить по конвертам.

Оценки: Команда, первой выполнившая задание, поднимает сигнальную карточку и получает 1 балл (жетон). За каждое, правильно выбранное вещество – 1 балл. (II уровень)

  1. СН3 – СН2 –СН2 –СН2 –СН3;
  2. СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН;
  3. СН3 – СН = СН – СН2 – СН2 – СН = СН2;
  4. СН3 – СН2 – С ? С – СН2 – СН3;
  5. СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СООН;
  6. СН3 – СН2 – СН = СН – СН2 - СН3;
  7. СН3- СН = СН – СН2 – СН2 – СН = СН – СН3;
  8. СН3 – СН2 – СН2 – СОН;
  9. СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – С ? С – СН2 – СН3;
  10. СН3 – СН2 – ОН;
  11. СН3 – СН2 – СООН;
  12. СН3 - ОН;
  13. СН3 – СН2 – СН2 – СН = СН – СН2 - СН2 – СН3;
  14. СН3 – СН3;
  15. СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – СОН;

Второй конкурс

Задание: дать определение понятиям.

Действия команды: команда выбирает номер на табло и дает название, зашифрованному под этим номером понятию.

Оценки: за правильно данное определение 2 балла. (III уровень)

1 2 3
4 5 6
7 8 9
Изомеры Карбоновые кислоты Алкены
Альдегиды Алканы Алкины
Спирты Алкадиены Гомологи

Третий конкурс.

Задание: дать названия веществам из конвертов и написать по два изомера и три гомолога этих веществ.

Действия команды: капитаны распределяют между членами команды конверты, каждый дает название и записывает по три изомера и два гомолога.

Оценки: команда, первой выполнившая задание, получает жетон (1 балл). Правильно названное вещество оценивается в 2 балла. За каждый правильно написанный изомер и гомолог команда получает по 2 балла. По ходу выполнения работы баллы проставляет капитан. Правильно, выполненная капитаном работа, приносит команде 5 баллов. (II уровень)

Четвертый конкурс.

Задание: даны формулы веществ и уравнения реакций, определить к какой реакции относится каждое из предложенных веществ. Дописать уравнения реакций и расставить коэффициенты.

Действия команды: все члены команды совместно пишут реакции. Капитан руководит действиями команды.

Оценки: команда, выполнившая задание быстрее, получает красный жетон. За правильно составленное уравнение – 5 баллов; за правильно расставленные коэффициенты – 5 баллов. (I уровень)

Вещества: Ag, C2H5OH, C2H4, CH3COOH, CH3Cl, CH3 – CH2 – OH

Реакции:

 

Пятый конкурс.

Задание: дописать структурные формулы и дать названия веществам.

Действия команды: капитан распределяет формулы между членами команды, затем проверяет правильность выполнения.

Оценки: команда, выполнившая задание первой получает жетон (1балл). За каждую правильно написанную формулу команда получает по 2 балла, правильные названия веществ приносят по 3 балла. (I уровень)

Шестой конкурс.

Задание: рассказать о применении органических веществ.

Действия команды: каждая команда рассказывает, где и как применяют изученные органические вещества.

Оценки: сообщения оцениваются в 2 балла. (III уровень)

Подведение итогов.

Конкурсы

Команды

1 конкурс 2 конкурс 3 конкурс 4 конкурс 5 конкурс 6 конкурс ИТОГИ МЕСТА
1 2 3 1 4 5 6   7 1 8 9 1 10 11 12    
I                                    
II                                    
III                                    
IV                                    
V                                    
VI                                    

Пояснения к таблице и максимальные баллы.

1. Скорость выполнения – 1 балл;

2. Правильность выбора веществ – 15 баллов:

алканы – 2 б. алкадиены – 2 б.
алкены – 2 б. спирты – 3 б.
алкины – 2 б. альдегиды – 2 б.

карбоновые кислоты – 2 б.

3. Правильность в определении понятий – 2 б.

4. Правильность в названии веществ – 15 б.

алканы – 2 б. алкадиены – 2 б.
алкены – 2 б. спирты – 3 б.
алкины – 2 б. альдегиды – 2 б.

карбоновые кислоты – 2 б.

5. Изомеры - 30 б.

алканы – 4 б. алкадиены – 4 б.
алкены – 4 б. спирты – 6 б.
акины – 4 б. альдегиды – 4 б.

карбоновые кислоты – 4 б.

6. Гомологи – 30 б.

алканы – 4 б. алкадиены – 4 б.
алкены – 4 б. спирты – 6 б.
акины – 4 б. альдегиды – 4 б.

карбоновые кислоты – 4 б.

7. Оценки за работу капитанов – 5 б.

8. Составление уравнения – 5 б.

9. Расстановка коэффициентов – 5 б.

10. Написание формул – 12 б.

11. Название веществ – 18 б.

12. Сообщение о веществах – 2 б.

Общее максимальное количество баллов – 143

Приложение