Внеклассное мероприятие на тему: "Птицы - наши друзья"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1.Закрепить знания о пользе птиц, которую они приносят человеку.

2. Побуждать интерес к разным птицам, стремление больше узнать о них.

3. Развивать мышление, умение отгадывать загадки, ребусы.

4. Воспитывать чувство понимания прекрасного, любви к природе, бережное отношение к птицам в разные времена года.

Оборудование: Картины с изображением птиц, плакаты с загадками, ребусы, книги о птицах.

I. Вступительное слово.

Д:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой.
Повязалася сосна.

У: - Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по зимнему лесу. Во время путешествия на пути будет много препятствий, которые надо будет решить.

- Ребята, а вы любите лыжи?

Сегодня в путешествие мы отправимся на лыжах. Для того, чтобы не разрушать тишину зимнего леса. ( рисунок лыж). Перед нами I препятствие. “Разгадай-ка”.

У:

  1. Днём молчит, ночью кричит?
  2. Какая птица носит женское имя?
  3. Кто в воде купается, а сухим остаётся?
  4. У кого мешок под клювом?
  5. Красавец с отвратительным голосом?
  6. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?
  7. Какая птица самая многодетная мама?

Сообщение: У самки куропатки откладывается от 7 до 16 яиц. Гнёзда помещают под кустиком и хорошо маскируют. Пёстрая окраска яиц и самой куропатки делают их малозаметными, сливаясь с фоном окружающей местности. Через три недели появятся птенцы. В случае гибели одного или двух родителей, чужая семья присоединяет к своему выводу осиротивших птенцов и заботится о них, как о собственных птенцах. - А как куропатки спасаются от преследования зимой?

II. Повадки птиц.

У. - Ребята, а для чего нужны птицы?

Д. - Создают красоту, являются санитарами леса, способствуют размножению растений.

Игра “Кто больше знает зимних птиц”.

Делая шаг название птиц.

У: Сказочно прекрасен лес в ясный лес. Особенно когда вдруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветках мы увидим необыкновенные цветы. Это птицы зимнего леса.

Ребята, мы сегодня поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.

Какие вы знаете зимующих птиц?

У: Некоторых из этих птиц называют оседлыми. Это те птицы которые круглый год находятся недалеко от своих гнёзд.

Вы наверняка много о них знаете и легко узнаёте птиц по описанию.

Игра: “Узнай птиц по описанию” (дети одеты в костюмы птиц).

Ученик: Это маленькая подвижная птичка, с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями.

Клюв твёрдый к концу заостренный, (ответы детей)

Учитель: Спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут лапку в пушистое оперенье своего брюшка. Воробьи чистоплотные постоянно охорашиваются охотно купаются в снегу. Ученик: Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса галстучек. Крылья и хвост серые, спина жёлто-зеленая, а брюшко - жёлтое. (синица)

Учитель: Очень подвижная птица. Перепархивая с одной ветки на ветку они подвешиваются к ним вниз головой, качаются держась на самых тонких ветках.

Ученик: нарядная птица. У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. (снегирь)

Учитель: У самочек наряд более скромный. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты.

Ученик: У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна на сложенных крыльях белые полосы подхвостье и темя красные. (дятел)

Учитель: Чаще всего встречается большой пёстрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел труженик леса.

Ученик: Голова, крылья, хвост у этой птицы - чёрные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (сорока)

Игра: “Летели-летели”.

(участвуют все дети)

Ученик: У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги, ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья - чёрные, а остальное тело серое.

Ученик: Это небольшая птичка красного цвета, с крепкими лапами и характерным крестообразным клювом. (клёст)

Учитель: Клестов называют северным попугайчиком. Такое прозвище они получили потому, что подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям.

Молодцы, ребята, хорошо знаете птиц.

- Давайте поиграем в игру.

Игра: “Ну-ка, прочитай”.

Ребята, вы должны прочитать название птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

  1. ДИДКЕБРИШГАШЛКЛИ
  2. ОЗУДЯНБАОЛДАИНКУ
  3. БИВХЕРАВСХАКСУТИ
  4. КАГРЛКНУРОПОАНЫШ
  5. СИМОРЛУМСРЯПУКИА

Сейчас мы с вами послушаем об очень удивительных птицах.

III. Рефераты детей.

- Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

У: Действительно для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утомить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях, деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.

- А как можно помочь птицам?

Ученик:

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели.
К нам синицы прилетели.

Ученица:

А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.

Ученик:

А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей.
Голубь лакомился кашей.

Ученица:

А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

У кого из вас есть кормушки?

Учитель: Кормушки для птиц бывают самые разные.

- Ребята, а что нужно помнить когда вы укрепляете кормушки?

Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.

В кормушке не должно быть снега.

Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.

Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.

Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.

Только ли зимой нужно кормить птиц?

А можно ли зимой птиц держать в клетках?

IV. Значение птиц.

- Какую пользу приносят птицы садам, огородам, лесу?

Сейчас ваши товарищи расскажут о том, какую пользу приносят птицы человеку?

  1. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
  2. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
  3. Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.
  4. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.
  5. Сова способна съесть за день 10 полевых, а сова съедает в год около 1200 грызунов.
  6. А кукушка за лето съедает до 270 тысяч крупных гусениц.

Многие птицы - санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках и помоях, способствуют оздоровлению местности.

А что же нужно знать?

Подходить к гнёздам птиц можно или нельзя?

У: Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасаясь к нему, сразу не уходи. Иначе птицы - родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьи гнёзда!

Ребята, есть очень красивые птицы. Их называют птицами - нарядницами. Они славятся не пением, а ярким, как у попугая, разноцветным оперением.

- Какие вы знаете птиц - нарядниц?

(щегол, жугонь-свиристель, снегирь, зеленушка.)

Есть птицы - певицы, которые славятся своим пением.

Каких птиц - певцов вы знаете?

Прослушивание звукозаписи с голосами птиц.

Отгадывание ребятами птиц.

Конкурс стихов, песен, загадок о птицах.

Итог урока.

Что понравилось вам?

Почему птицам нужно помогать зимой?