Урок в 7-м классе по географии по теме: "Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки Африки"

Разделы: География


Цель: Дать представление о влиянии человека на природу, охарактеризовать стихийные бедствия, заповедники и национальные парки.

Оборудование: Физическая карта Африки, таблицы, изображающие наиболее известные заповедники Африки, иллюстрации, изображающие заповедные и охраняемые территории материка, атласы, дополнительные сообщения, видеофильм “Серенгети – заповедник Африки”, доклады учащихся об экологических проблемах и путях решения их.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение ранее изученного материала.

1. Опрос домашнего задания (Фронтальный опрос)

а) какие природные зоны на материке выделяются? Перечислите и покажите по карте.

б) каковы особенности размещения природных зон Африки?

в) какая связь существует между климатическими поясами и природными зонами?

г) назовите существенные признаки зон экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь.

2. Индивидуально-письменный опрос учащихся – по бланку ответов.

На доске написать название природных зон:

а) экваториальные леса;

б) саванна;

в) тропические пустыни.

Бланк ответов
Фамилия, имя
Класс Дата
1 а б в 2 а б в 3 а б в 4 а б в 5 а б в 6 а б в
7 а б в 8 а б в 9 а б в 10 а б в 11 а б в 12 а б в
13 а б в 14 а б в 15 а б в 16 а б в 17 а б в 18 а б в

Учащиеся отвечая на вопросы крестиком х отмечают правильный ответ.

Вопросы:

1. Занимает почти около трети материка, особенно в северной части (1в)

2. Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора (а)

3. Занимает почти 40 % площади материка (б)

4. Осадки почти год, особенно после 12 часов дня (в)

5. Выделяются сухой и влажные сезоны (б)

6. Иногда дожди не выпадают годами (в)

7. Почвы практически отсутствуют (в)

8. Почвы красно-жёлтые, ферраллитные (б)

9. Богатые перегноем красно-бурые почвы (б)

10. Лесная растительность расположена ярусами (а)

11. Растительность сосредоточена в оазисах (в)

12. Преобладают травы и редко стоящие деревья (б)

13. Самое ценное растение – финиковая пальма (в)

14. Много деревьев с ценной древесиной (а)

15. Самые распространённые деревья – баобаб и зонтичная акация (б)

16. места обитания верблюда, вельвичии, лисицы фенёк (в)

17. Самый богатый и разнообразный животный мир на Земле (б)

18. Обезьяны, леопарды, окапи – обитатели этой зоны (а)

Что такое? Кто такой?
Мадагаскар Гвинейский Вади
Гибралтарский Сомали Чад
Суэцкий Васко да Гама Атлас
Альмади Д. Ливингстон Килиманджаро
Тунис Ньяса Алмаз
Конго (Заир) Вавилов Виктория
Зенит Самум Хартум
Асуан Нил Нигер
Замбези “Гремящий дым” Юнкер
Танганьика Кения Фосфориты

(Угадать, что означает каждое слово)

3. Изучение нового материала.

1. Влияние человека на природу.

(Изучение темы по опорным конспектам и логическим цепочкам).

XIX век —> изменение природы Африки —> сокращение S лесов (раскорчёвывание и выжигание под пашни и пастбища)

Схема

Также:

болезни растений,

нашествия саранчи

(учебник – стр. 130, рисунок 59)

3. Заповедники и национальные парки.

Заповедники – территории, на которых сохраняются в естественном состоянии природные комплексы.

Национальные парки – их могут посещать туристы, которые обязаны соблюдать установленные там правила.

Особенно много заповедников и национальных парков в Южной и Восточной Африке.

Серенгети
Крюгера
Калахари
Общее число заповедников и национальных парков – 392, а их площадь – 363000км2 (или 1,2%S всей Африки) Больше всего охраняемых территорий (17 общей S=2,1 млн. га) находится в Кении.

Наиболее известные заповедники природных зон.

Название Страна S, га
Саванна:    
Амбосели Кения 225000
Баминги Центрально-Африканская Республика 1000000
Буна Кот-д’Ивуар 900000
Кафуэ Замбия 2249000
Крюгера ЮАР 1820000
Селус Танзания 3293120
Серенгети Танзания 1450000
Влажные экв. леса:    
Виктория-Фоллс Замбия 52900
Киву Демократическая Республика Конго 800000
Нгоронгоро Танзания 39000
Одзала Конго 110000
Пустыни:    
Диндер Судан 715000
Калахари-Гемсбок ЮАР 1105000
Этоша-Пан Намибия 6734000

Просмотр видеофильма “Серенгети”.

Дополнительное сообщение.

1. Создание национальных парков – основное условие сохранения заповедных территорий, где остаётся нетронутой человеком природа – её животный мир. Национальные парки Африки, значение которых трудно переоценивать, посещают теперь не только иностранные туристы, но и сами африканцы, особенно школьники и студенты. Национальные парки сохраняют природу, служат естественными научно-исследовательскими лабораториями для проведения важнейших наблюдений.

Звери в таких парках забыли, что такое выстрел, и к слону, жирафу, антилопе, ко льву можно очень близко подъехать на машине – они доверчиво смотрят на человека, а это служит лучшей пропагандой охраны природы и необходимости создания национальных парков.

Миллионы туристов устремляются в заповедные территории и, пробыв среди доверчивых зверей хоть бы несколько часов, уезжают друзьями и защитниками их на всю жизнь.

Благодаря работам двух известных зоологов – отца и сына Грижменов, особенно привлекателен для людей национальный парк Серенгети.

2. Национальный парк Крюгер.

Национальный парк Крюгер расположен на северо-востоке Южно-Африканской Республики в провинциях Лимпопо и Мпуланга. На севере р. Лимпопо отделяет его от Зимбабве, на востоке государственная граница – от Мозамбика.

Парк входит в десятку крупнейших природных парков мира. Он имеет протяжённость с север на юг 345 км, а с запада на восток – 54 км. Площадь его (20 тыс. км2) сопоставима с площадью нашей Ивановской области.

Большую часть территории Крюгер – парка занимает волнистая равнина, переходящая на востоке в невысокие скалистые предгорные участки хребта Лебомбо.

Климат здесь тропический, с жарким и дождливым летом и тёплой, сухой зимой.

Территорию парка пересекают несколько сравнительно крупных рек, текущих с запада на восток, - Крокодайл, Сабия, Олифантс, Летаба, Шингведзи, Лувувху.

Множество небольших водотоков в зимний период переспахают, образуя сухие песчаные русла. Дефицит воды – одна из основных проблем парка, как, впрочем, и ЮАР в целом.

Растительный мир представлен 1968 видами растений, из которых 457 видов деревьев и кустарников, 235 – злаковых, 27 – папоротников, 16 – лиан, 1213 – трав и цветов. В национальном парке представлено более 800 видов животных: 147 видов млекопитающих, 34 землеводных, 114 – рептилий, 49 – рыб, 507 рыб.

Из растительного мира встречаются “слоновая” трава, бородач, папирус и обилие деревьев и кустарников; из животного мира – слоны, буйволы, зебры, жирафы, антилопы, обезьяны, бородавочники, шакалы, крокодилы, бегемоты, львы, гиены и другие.

На территории национального парка в последнее время начинается восстановление популяции таких животных, как – чёрный и белый носорог, гигантский слон.

Ежегодно более миллиона туристов со всего мира посещают национальный парк Крюгер и соприкасающиеся с ним заповедные места.

(Из журнала “География в школе” №8, 2006г.)

III. Закрепление. Прослушивание докладов и сообщений. Выставление оценок.

IV. Домашнее задание.

§29, написать сочинение “Один день в Африке”.