Урок русского языка и литературы в 6-м классе на тему: "Поэзия русского слова"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели урока:

  • развитие образного мышления;
  • развитие навыков внимательного чтения и устного словесного рисования;
  • приобщение к поэзии русских поэтов и обеспечение восприятия задушевности русской лирики; приобретение навыков анализа лирических произведений;
  • приобщение к великому русскому слову и его значимости в нашей жизни;

Оборудование: портрет русского поэта С. А. Есенина, записи с романсами, написанными на стихи поэта, сборники стихов поэта, доска с оформленными на ней записями, тексты, заранее подготовленные.

Ход урока

Слово учителя.

Тема сегодняшнего урока для вас необычна, поэтому хотелось бы начать наш урок необыкновенно красивыми словами, служащими эпиграфом.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

К. Паустовский

Ребята оформляют записи в тетрадях.

Беседа с учащимися.

- С чем Паустовский сравнивает русские слова?

- Ребята, как вы думаете, почему Паустовский сравнивает русские слова с драгоценными камнями?(Русские слова – это наше богатство, это наследие нашего народа, это наш язык, это наша культура. Именно из слов русских складываются русские стихи, русские песни, русские рассказы, русские сказки. )

- А вот вы представьте, что может произойти, если русские слова попадут в умелые руки?

(Может произойти своего рода чудо)

- Примером тому служит следующее. Послушайте! Будьте внимательны!

Звучит запись.

Беседа с учащимися.

  • Ребята, что вы сейчас услышали? (романс )
  • А как вы думаете, чьи стихи использованы в романсе? (Сергея Есенина)
  • Как вы можете охарактеризовать стихи, если на них сочиняют музыку?(Эти стихи лирические, задушевные, музыкальные)
  • Сам С. Есенин писал:” Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи…нянька рассказывала мне сказки…дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки”.
  • Ребята, к какому творчеству относятся частушки?(К устному народному творчеству. Вот откуда появились народные мотивы в его стихах. )
  • Ребята, вспомните, какие факты из биографии Есенина вы знаете?(ребята перечисляют автобиографические факты)
  • Какие стихотворения Есенина вы знаете? Назовите.
  • Вы видите портрет С. Есенина. Что вы можете о нем сказать, как о человеке?
  • Давайте сравним словесный портрет с данным? Совпадают ли они?(Ребятами отмечается доброта поэта не только в его характере, но и в его взгляде, глазах, излучающих тепло.)
  • Конечно же, биография –это неотъемлемая часть любого человека: будь это писатель, поэт, рабочий. Ну а если этот человек творческий, то прежде всего нас интересует то, что он создал или создает. Его творчество – это часть биографии.
  • Проанализировать.
    1. Выразительное чтение стиха.
    2. Беседа по вопросам:
  • Скажите, почему стихотворение, на ваш взгляд, названо таким образом?
  • Докажите словами из текста, что речь действительно идет об этом времени суток.
  • Какими звуками автор передает ночь? Какие это звуки? (Глухие согласные с, т, ш, ч)
  • Каково настроение лирического героя? (ностальгическое)
  • О чем говорят его слова?(О его любви к Родине)
  • Что помогает нам представить образ, рисуемый автором? (Изобразительные средства) Ребята их находят и называют
  • Какая картина вам представляется?
  • Какие бы краски вы применили в своей картине?
  • Какой теме посвящен этот стих и многие другие произведения поэта?

Далее ребята читают наизусть стихотворения, наиболее понравившиеся им, предоставляют их краткий анализ, показывают рисунки, навеянные произведением поэта.

Работа с текстом “Культура спасет мир”.

Ребята прочитывают текст и отвечают на ряд вопросов.

Культура спасет мир.

Культура создается сообща. Законна гордость любого народа своими памятниками, своими изобретениями, своим фольклором, своей музыкой и литературой. Больше того, если такой гордости нет,–это признак какого-то серьезного национального неблагополучия. Гордиться народу следует и своим большим, и небольшим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть свое, неповторимое, а потому и особенно ценное.

Но из чего создается это неповторимое? Оно не возникает на пустом месте. Ни одна народная культура не создается из ничего. Материалом для новой культуры служат прежние, соседние “непередвигающиеся” искусства и музыка, фольклор, литература, наука, почти не знающие границ.

Красота спасет человечество. Осознание многоликости красоты облегчит осознание человечеством своего единства. Наука уже объединяет человечество. Необходимо, чтобы красота объединила человечество не менее крепко. Произведения искусства сильнее, чем что-либо другое, способствует взаимопониманию между народами. Надо только осознать, что культура принадлежит всему человечеству. (По Д. С Лихачеву. )

Беседа с ребятами:

Как вы думаете, какое отношение может иметь этот текст к творчеству Сергея Есенина?(Самое прямое. Творчество этого поэта – это наследие и культура русского народа. А что такое культура?(Это обычаи, традиции нашего народа, на чем и основано, чем и пронизано все творчество этого великого человека. )

Ребята высказывают свои мысли и подводят итоги урока. Они говорят о красоте, величии, непревзойденности русского языка и о людях духовно богатых, принесших славу своей Родине.

В конце урока звучит еще один романс на стихи Сергея Есенина.

Ребята делятся своими эмоциями, впечатлениями о поэзии русского слова.

Выводы записываются в тетрадь.