Открытый урок по русскому языку во 2–3-м классе по теме: "Лексика. Антонимы на языковом материале сказок Г.Х. Андерсена" (презентация)

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  1. Формировать понятие антонимы.
  2. Выяснить особенности антонимов, их отличие от синонимов, объяснять значение слов через контекст.
  3. Формировать умение распознавать антонимы.
  4. Обогащать словарь учащихся, учить выбирать более точные и выразительные слова для оформления мысли.
  5. Развивать познавательную активность, речь, мыслительные операции: классификация, сравнение, обобщение с опорой на эмоциональную сферу.
  6. Развивать воображение, внимание, память.
  7. Воспитывать интерес к предмету, любовь к чтению, доброжелательность, умение работать в группе, активность, самостоятельность.

1. О.Н.У.

- Здравствуйте. Я рада вас видеть, мне очень приятно, что весь класс готов к уроку.

Сегодня я приглашаю вас в удивительный, необыкновенный, волшебный, загадочный мир сказок, потому что наш класс очень любит сказки, и вы уже сами пробовали сочинять их.

2. Повторение изученного.

- Вспомните, какой раздел языка, связанный со словом и его лексическим значением мы изучаем. ЛЕКСИКА 1 слайд

- Кто был внимательным и может сказать, какие слова, относящиеся к этому разделу, я уже использовала?

Многозначные слова – слова, имеющие два и более значений; у слова появляются другие значения, когда предметы, признаки, действия чем-то похожи между собой; (класс - кабинет, группа учеников)

Синонимы – слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос. (удивительный, необыкновенный, волшебный)

- Для чего нам необходимо знать и уметь использовать и многозначные слова и синонимы?

- Слова – это строительный материал языка, из которых создаются прекрасные произведения. Нам сегодня предстоит познакомиться с новой группой слов. А нашим помощником станет замечательный датский сказочник, произведения которого знают во всех странах нашей планеты, а весь прошлый год весь мир отмечал 200 лет со дня его рождения.

Это – Г.Х. Андерсен. 2 слайд

Работа в группах. 3 слайд

- Давайте заглянем в замок Снежной королевы. Она дала Каю задание: составить из льдинок определение синонимов, но там есть лишние льдинки. Помогите Каю, будьте очень внимательными. (у детей на партах конверты с “льдинками”, на которых записаны фрагменты определеня)

Давайте проверим, что получилось.

Синонимы – слова, близкие по значению, отвечающие на один и тот же вопрос.

- Какие льдинки остались? (с общим корнем, Кто? что?)

3. Сообщение темы урока. Изучение нового материала.

Т.к. урок у нас сегодня сказочный, то и работать мы будем не в обычных тетрадях, а в волшебных листах. Возьмите их и подпишите.

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним названия некоторых сказок Андерсена. 4 слайд

Новое платье короля.

Дикие лебеди.

Гадкий утёнок.

Снежная королева.

Штопальная игла.

Маленький Клаус и большой Клаус. 5 слайд

В названии последней сказки спряталась тема нашего урока.

- Что можно сказать о словах маленький и большой? Чем они отличаются?

(Противоположные по своему значению).

- Задайте вопрос к ним. (отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одной и той же части речи)

Такие слова называются АНТОНИМЫ. Мы будем учиться правильно употреблять эти слова.

(анти – против, онима – имя)

- А вам ничего не напоминает этот термин? (синонимы - антонимы)

- Вспомните героев сказки Андерсена – соседей Клаусов.

Один был – добрый, другой – злой. Один – богатый, другой – бедный

- Какие пары антонимы мы сейчас назвали?

Мы с вами проведём исследование сказок Андерсена.

Вспомните, как начинается сказка “Снежная королева”. Прочитайте.

Жил был злой тролль – сущий дьявол! Он смастерил зеркало, в котором всё доброе и прекрасное почти исчезало, а всё злое и безобразное, напротив бросалось в глаза. Казалось, что всё, что было хорошим и красивым, вдруг становилось плохим и уродливым.

Выпишите парами антонимы. 6 слайд

доброе – злое, прекрасное – безобразное

хорошим – плохим, красивым – уродливым

исчезало – бросалось в глаза

Физминутка. Давайте поиграем:

Скажу я слово высоко,
А ты ответишь тихо,
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь близко.
Скажу тебе я слово трус.
Ответишь ты смельчак.
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: конец.

Мы знаем для чего нужны синонимы. …

- А антонимы?

- В сказках обычно борются две силы: добро и зло. И конечно, добро побеждает, но для этого героям надо преодолеть множество различных трудностей и препятствий. Благодаря антонимам мы сравниваем разные времена года, события, людей, их характеры. Это делает сказки особенно яркими, выразительными и занимательными.

Давайте сравним двух героинь сказок. А поможет нам ещё ярче представить и сравнить их образы - музыка. 7, 8 слайды

Волосы у неё были волнистые, и кудри золотым сиянием окружали её милое, приветливое личико, круглое и румяное, словно роза.

Женщина эта, необычайно высокая, строгая, была вся изо льда, ослепительного, сверкающего льда. Глаза её сияли как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира, от неё веяло холодом и морозом.

- О ком шла речь?

Андерсен противопоставляет Герду и Снежную королеву, чтобы показать доброту, тепло, нежность девочки и холодность, равнодушие Снежной королевы. 9 слайд

Прочитайте следующий отрывок из сказки Андерсена.

В чашечке тюльпана сидела очаровательная крошечная, нежная девочка, ростом не больше дюйма. Однажды ночью в окно вскочила отвратительная большая и мокрая жаба. 10 слайд

Самостоятельная работа.

Выпишите парами антонимы.

(очаровательная – отвратительная, крошечная – большая) 11 слайд

- Почему не выписали пару для слов нежная и мокрая?

5. Работа со словарём.

- Давайте заглянем в словарь синонимов и антонимов. Откройте страницу 46, № 104.

А теперь стр. 58, № 143. Антоним к слову мокрый.

Стр. 75, № 190, антоним к слову нежный.

Подберите подходящие по смыслу антонимы и закончите предложения. 12 слайд

Бедный утёнок был маленький, а охотничий пёс, склонившийся над ним ______________. (красивый, огромный, породистый)

Гадкий утёнок стал _______________ лебедем. (Прекрасным, большим, молодым)

В начале урока мы говорили, что слова – это строительный материал, из которых получаются замечательные произведения. Благодаря умелому, талантливому их использованию добрый сказочник Г.Х.Андерсен написал 156 сказок для детей и взрослых.

13 слайд

Сравните лексическое значение слова бедный в словосочетаниях и подберите антонимы.

бедный утёнок - _______________ (счастливый)

бедный солдат - _______________ (богатый) 14 слайд

Выборочный диктант.

Определите, какие из данных пар слов являются синонимами, а какие – антонимами. Запишите только те пары слов, в которых есть антонимы.

Бедный – богатый, бедный – несчастный, зло – добро, злая – жестокая, прекрасный – красивый, прекрасный – гадкий, маленькая – большая, маленькая – крошечная.

6. Поэтическая минутка.

- Вы любите стихи?

Приглашаю вас на поэтическую минутку. Ведь Андерсен писал не только сказки, но и стихи. Найдите антонимы. 15 слайд

Во дворец доставили:
Добрая ли, злая ли,
Может очень жадная,
Может неопрятная?
Главное – горошина
Под тюфяки положена.
А принцесса душечка,
Солнышко моё,
Милая и нежная чувствует её.

А хотите сами попробовать сочинить стихотворение? Вставьте подходящие антонимы.

Чтоб лебедем ______________ 16 слайд

Весной оборотиться

Утёнком _________________

Пришлось ему родиться.

Нам Андерсен здесь рассказал о себе,

Своей и счастливой, и несчастной судьбе.

(весёлым, прекрасным, добрым, безобразным, сильным)

Прочитайте, как у вас получилось? Назовите антонимы.

Итог урока.

Вы сегодня были очень внимательными, активными. Кто сделал всё верно, работал активно, не допустил ошибок, обведите крылышки эльфа зелёным цветом. Если были ошибки, но вам удалось их исправить, то – синим.

Посмотрите на солнышко. Дорисуйте ему улыбку, если вам было интересно на уроке.

Необыкновенные, удивительные, волшебные и загадочные сказки Андерсена помогли нам сегодня сделать ещё один шаг в изучении языка. 17 слайд

Домашнее задание вам даёт храбрый солдат из сказки “Огниво”. Выпишите из сказок Андерсена пять пар антонимов. 18,19 слайды

Приложение. Волшебный лист.