Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • повторить и обобщить сведения о прилагательном и его правописании;
  • совершенствовать орфографические навыки;
  • воспитывать творческую личность.

Оборудование: корточки со стихотворениями А.С. Пушкина, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока.

III. Повторение-обобщение.

1. Самостоятельная работа “Лучший знаток лирики”.

Раздаются 4 варианта карточек с текстом стихотворений, учащиеся списывают, вставляя пропущенные прилагательные и указывая автора произведения.

(Унылая) пора! Очей очарованье!
(Приятна) мне твоя (прощальная) краса,
Люблю я (пышные) природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин).

И стоит берёза в (сонной) тишине,
И горят снежинки
В (золотом) огне.
На (пушистых) ветках
(Снежною) каймой
Распустились кисти
(Белой) бахромой.( С.А. Есенин).

Весна идёт, весна идёт!
И (тихих), (тёплых), (майских) дней
(Румяный), (светлый) хоровод
Толпится весело за ней. (Ф.И. Тютчев).

Зреет рожь над (жаркой) нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер (прихотливый)
(Золотые) переливы. (А.А. Фет).

2. Анализ работы.

1). Кто авторы этих стихотворений? О каких временах года здесь говорится?

2.). Причитайте выразительно. Правильно ли вставлены пропущенные прилагательные?

3). Какими предложениями по интонации пользуются авторы для того, чтобы рассказать о явлениях, происходящих в природе? Прочитайте восклицательные предложения. С какой целью они используются?

4). Назовите сочетания прилагательных с существительными из написанного текста. Определите разряд прилагательных.

5). Определите род, число, падеж полных прилагательных.

6). Есть ли в текстах краткие прилагательные? Как изменяются краткие прилагательные?

7). Запишите предложения с полными и краткими прилагательными на тему стихотворения вашего варианта (осень, зима, лето, весна). Разберите предложения по членам предложения. Какими членами предложения являются прилагательные?

8). От прилагательного из текста вашего варианта образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения. Расскажите о способах образования степеней сравнения прилагательных. От каких прилагательных нельзя образовать степени сравнения? Почему?

3. Правописание и образование прилагательных.

Учащиеся определяют на какие правила правописания даны примеры на доске, раскрывают скобки и вставляют пропущенные буквы.

(не) трудный ситц_вый (садово)огородный
белору_ий
кож_ый

Эти же примеры используются для повторения способов образования прилагательных.

IV. Тренировочные работы.

1. Выборочный диктант.

Выписать прилагательные с НЕ-, служащие для описания внешнего вида птицы; объяснить их правописание.

Из густой травы тяжело взлетела небольшая рыжеватая птица. Она походила на цыпленка, такая была нескладная. Полетела над самым лугом, а ноги повисли вниз и болтались, словно она забыла их подобрать. Вид этой невзрачной забавной птицы был на редкость смешной и нелепый. Дедушка сказал: “ Зовут эту птицу коростель”. (По Г. Скребицкому).

2. Графический диктант.

Орфограмма “Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных”.

о .   .     . .   .  
е   .   . .     .   .

Свинцовое небо, ключевая вода, пунцовый закат, кучевые облака, сторожевые огни, отцовское чувство, камышовые заросли, ситцевое платье, ежовые рукавицы, хорошенькая девочка.

3. Творческий диктант.

От сочетаний слов, которые диктует учитель, образовать прилагательные и записать их вместе с существительными.

1). Растения, которые собирают для приготовления лекарств.

2). Шкаф, в котором хранят верхнее платье.

3). Почта, осуществляемая при помощи голубей.

4). Цветы не природные, а сделанные наподобие подлинных.

5). Охота, ведущаяся с помощью ловчих ястребов.

6). Отделение больницы, где оказывается хирургическая лечебная помощь.

4. Словообразовательная работа.

Учитель диктует географические названия, учащиеся образуют прилагательные с суффиксом -к-, -ск-.

Франция, Словакия, Исландия, Финляндия, Швеция, Сибирь, Кубань, Кавказ, Урал, Пермь, Псков, Рига.

5. Самостоятельная работа.

Списать предложение, вставляя пропущенные названия деревьев и раскрывая скобки.

Хороша развесистая, (бело)ствольная, (светло)зелёная, весёлая ........ , но ещё лучше стройная, кудрявая, (кругло)листая, (сладко)душистая, (мягко)зелёная ....... . ( С.Т. Аксаков).

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

Составить словарный диктант “По следам ошибок” на тему “Имя прилагательное”.