Программа элективного курса "Музыкальная культура Великобритании и Ирландии" для учащихся лингвистических групп 10–11-х классов

Разделы: Музыка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность, специфика целевой группы учащихся:

Элективный курс “Музыкальная культура Великобритании и Ирландии” предназначен для учащихся лингвистических групп 10-11 классов. Данный курс дает возможность получить достаточно полное представление о национальном своеобразии музыкальной культуры стран, язык которых учащиеся изучают в профильных группах.

Концептуальная основа работы – воспитание у обучаемых бережного и уважительного отношения к богатому музыкальному наследию прошлых эпох, различных национальных культур и религиозных концессий.

История музыкального искусства и музыкальной культуры в целом представляет в каждой из западноевропейских стран неоспоримый самостоятельный интерес, который возрастает по мере формирования той или иной нации. В освещении истории музыкального искусства Великобритании и Ирландии в рамках предложенного элективного курса прослеживается общий процесс творческого развития национальной культуры.

Цели курса:

  1. Знакомство с музыкальной культурой Великобритании и Ирландии, с основными периодами ее развития, ведущими направлениями и стилями.
  2. Воспитание разносторонне гармоничной личности.
  3. Интеграция знаний о культуре, искусстве, истории и обществе Великобритании и Ирландии.

Задачи:

  • расширить общекультурный кругозор учащихся;
  • воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству;
  • пропагандировать народное и современное музыкальное творчество

Задачи расширения общекультурного кругозора учащихся включают в предлагаемый элективный курс достаточно широкий круг явлений из области истории музыки: важнейшие события музыкальной жизни, биографии композиторов, ознакомление с различными жанрами музыкальных сочинений, с народными инструментами и т.д.

Элективный курс “Музыкальная культура Великобритании и Ирландии” дает хотя и элементарный, но законченный круг знаний, связанный с явлениями музыкального творчества и музыкально-общественной жизни изучаемых стран. Предлагаемый курс в популярной форме знакомит учащихся с различными произведениями народного, классического и современного музыкального искусства Великобритании и Ирландии, с творчеством отдельных выдающихся композиторов ХV - ХХ веков.

Методическое обеспечение

Структурная модель последовательности занятий предполагает уровневое построение занятий – каждый новый раздел программы опирается на содержание предыдущего.

Формы и методы обучения:

Основной формой занятий элективного курса является групповой урок с постоянным составом учащихся в количестве 8-10 человек. Форма обучения – лекции, беседы, викторины, конференции. Элективный курс “Музыкальная культура Великобритании и Ирландии” изучается в течение одной четверти. Общий объем курса 18 часов, периодичность занятий – два раза в неделю. Позиция педагога, проводящего занятия – “информатор”, “советник-консультант”.

Средства обучения: музыкальный проигрыватель, аудиозаписи.

Технологии обучения: информационные, исследовательские, игровые.

Контроль результативности изучения учащимися программы

Форма текущего контроля – тестирование, музыкальная викторина.

Образовательный продукт – конспекты, рефераты, творческие работы.

Система оценивания:

  • прослушан курс
  • защищен реферат
  • выполнена творческая работа

Учебно-тематический план

пп

Название темы и ее основное содержание Всего часов В том числе Формы контроля
Теор. Практ
1 Введение. Культура древних кельтов. 1 1   тестирование
2 Британское бардическое искусство Ирландии, Англии, Шотландии в контексте межэтнического диалога национальных традиций средневековой Европы. 2 1 1 тестирование, викторина
3 Старинные национальные музыкальные инструменты. 1 0,5 0,5 тестирование, викторина
4 Английская полифоническая музыка эпохи Возрождения 1 0,5 0,5 тестирование, викторина
5 “Елизаветинская баллада”, театр масок и английская балладная опера. 1 1   тестирование
6 Творчество Генри Перселла. 2 1 1 тестирование, викторина
7 Музыкальная культура начала XVIII- конца XIX веков. 1 0,5 0,5 тестирование, викторина
8 Английское Музыкальное Возрождение начала ХХ века. Творчество

Б. Бриттена, Р. Воан-Уильямса, Э.Элгара, Г.Холста.

1 0,5 0,5 тестирование,

доклады

9 Возрождение национальных традиций. С.Шарп и “Общество народной песни”. Интонационные особенности британского музыкального фольклора 1 0,5 0,5 викторина
10 Музыкальный фольклор Ирландии, Англии, Шотландии в контексте направлений современной массовой культуры (Loneena Mc Kennitt, Alan Stivell, “Steelеye Span”, “Morris on”, “Clannad”, “Blackmore's Night”, Enya) 3   3 викторина,

доклады

11 Музыкальная культура кельтов в России. 1   1 конференция, доклады
12 Стили и направления английской молодежной музыкальной культуры

(“The Веаtles”, “Rolling Stones”, “Pink Floyd”, “The Cranberries” и др.)

3   3 викторина,

конференция, доклады

Содержание курса

Урок 1. Введение. Культура древних кельтов.

Влияние кельтов - старожилов Британских островов, сохраняется в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Археологи считают, что кельтские племена происходят из мест, находящихся на территории современных Венгрии и Австрии. Именно здесь в Европе было развито мастерство металлообработки, возникла новая родовая аристократия, объединившая враждующие соседние племена и распространившая свой собственный язык и культуру.  Когда около полутора тысяч лет назад англо-саксы начали заселять современную Англию, кельты постепенно были вытеснены на запад. Нормандское вторжение 1066 года привело к ослаблению кельтской власти на всей территории Британских островов. Хотя кельты потеряли политическую власть, их культура выжила. Она сохранялась обычными людьми, так как их бывшие правители в значительной степени усвоили английскую речь и привычки.

Уроки 2,3

Британское бардическое искусство Ирландии, Англии, Шотландии в контексте межэтнического диалога национальных традиций средневековой Европы.

Профессиональное светское искусство в средние века на западе Европы возникло позже церковного. Новое музыкально – поэтическое движение возникло первоначально во Франции и получило название “art de trobar”, что значит буквально: “искусство изобретать”. Рассвет искусства трубадуров – от середины 12 до конца 13 столетия. После французского art de Trobar наибольшее значение приобрел немецкий миннезанг 12 – 14 столетий. В ирландской национальной традиции аналогами французского art de Trobar выступают “вольная” монастырская поэзия и искусство бардов. Самым распространенным жанром становится уличная баллада, называемая так по сфере бытования. Баллады исполнялись на улицах и ярмарках, в крестьянских домах и деревенских пивных. Распространялись они не только в устной, но и в письменной форме. Для баллад характерны разговорная лексика, живой задорный ритм, диалогичность, самостоятельно звучащие голоса героев и рассказчиков.

Урок 4.

Старинные национальные музыкальные инструменты.

Из песен и поэм Средневековья можно узнать об арфе гораздо больше, чем о любом другом инструменте. Иные инструменты звучали и на торжествах и при дворе, но петь и играть в личных покоях короля было позволено только арфисту. Очень распространено было и любительское использование арфы. Ирландцы обладали наиболее сильной традицией в этой области. Для кельтской арфы характерны металлические (иногда серебряные) струны и трапециевидный выпуклый корпус. Волынки появились в Ирландии в XI веке. Ирландская локтевая волынка отличается от шотландской тем, что в нее воздух подается в мешок посредством мехов, сдавливаемых предплечьем музыканта.

Урок 5.

Английская полифоническая музыка эпохи Возрождения

Английское музыкальное искусство эпохи Возрождения блистательно заявило о себе в первой половине XV века, выдвинув неповторимую творческую личность Джона Данстейбла, которая произвела сильнейшее впечатление на континенте. Общепризнанная историческая роль его произведений для развития полифонии в Западной Европе была предопределена также значительной традицией многоголосия (сложившейся еще в средневековой Англии), унаследованной и развитой Данстейблом.

Урок 6.

“Елизаветинская баллада”, театр масок и английская балладная опера.

В период позднего Ренессанса, в Англии расцвела народно-бытовая культура, особо ярко представленная "елизаветинской балладой" ("Elisabethan balladry"). В XVI веке баллада получила распространение в самых широких слоях английского населения. Баллада оказалась нерасторжимо связанной с музыкальным театром. На ярмарках, в балаганах, в уличных представлениях ставились пьесы в том характерно комедийном духе, который господствовал в эпоху Ренессанса в литературе третьего сословия. Их главная особенность заключалась в том, что они сплошь сопровождались музыкой; сама же музыка основывалась всецело на мотивах популярных баллад. Эти "народные оперы" вошли в жизнь под названием "дроллс" (слово, производное от "droll", то есть "смешное"). Исчезнув из обихода в последующий период, "дроллс" тем не менее, оказали глубокое и устойчивое влияние на будущую балладную оперу Англии, единственную разновидность музыкального театра, которая утвердилась как подлинно национальный образец английского искусства.

Уроки 7,8

Творчество Генри Перселла.

Пёрселл Генри - английский композитор и органист. Наивысшее достижение Пёрселла — опера “Дидона и Эней”(1689), первая национальная английская опера (по мотивам “Энеиды” М. Вергилия). Она отличается тонким лиризмом, психологической углублённостью, драматизмом, стройностью, единством мелодии и текста. Пёрселл обобщил в этой опере традиции английского реалистического театра, жанра масок, национальной поэзии, английской и шотландской народной песни и танца, бытовой инструментальной музыки. Пёрселл стремился к созданию национального музыкального искусства, однако его творчество не оставило прочных традиций. Интерес к Пёрселлу возрос в Великобритании, особенно благодаря деятельности Б. Бриттена, издавшего в собственной обработке ряд его произведений, в том числе оперу “Дидона и Эней”.

Урок 9

Музыкальная культура начала XVIII- конца XIX веков.

Лондон – один из центров европейской музыкальной жизни. Филармонические общества. Гнеделевское, Баховское, Перселловское общества.

Урок 10

Английское Музыкальное Возрождение начала ХХ века. Творчество

Б. Бриттена, Р. Воан-Уильямса, Э.Элгара, Г.Холста.

На рубеже 19-20 веков возникает так называемое английское музыкальное возрождение – движение за возрождение национальных музыкальных традиций, проявлявшееся в оюрвщении к английскому музыкальному фольклору и достижениям мастеров 17 века. Представители новой английской композиторской школы - Б. Бриттен, Р. Воан-Уильямс, Э.Элгар, Г.Холст.

Урок 11

Возрождение национальных традиций. С.Шарп и “Общество народной песни”. Интонационные особенности британского музыкального фольклора

Исследователь англо-кельтской музыкальной традиции С. Шарп – основатель “Общества народной песни” – указывает на огромную роль пентатоники, дорийского и миксолидийского ладов, натуральных мажора и минора, различных видов гексатоники в общей ладовой картине британского мелоса. Географическая миграция кельтов способствовала восприятию ими музыкальной интонации речи многих народов. К тому же их дальнейшая нордическая “островная замкнутость” и консерватизм мышления могли способствовать сохранению наиболее древних ладовых основ в первозданном виде. Эти причины также могут объяснить приверженность древнейшего британского фольклора к использованию пентатонных оборотов.

Уроки 12,13,14

Музыкальный фольклор Ирландии, Англии, Шотландии в контексте направлений современной массовой культуры (Loneena Mc Kennitt, Alan Stivell, “Steelеye Span”, “Morris on”, “Clannad”, “Blackmore's Night”, Enya)

Наибольшую близость народным балладам дают аранжировки фолк - рока, которые представлены творчеством групп “Steelеye Span”, “Morris on”, “Clannad”, Эния/Enya. Alan Stivell (Бретань) и Loreena mc Kennit (Шотландия) - арфисты и певцы, возрождающие исконные корни бардической культуры. Alan Stivell соединяет бретонское, шотландское, валлийское и ирландское народное наследие с электрической поп-музыкой. Сплетение старинной музыки как с современной культурой, так и с классическим наследием характерно для творчества шотландской арфистки Loreena mc Kennit. В первую очередь обращает на себя “академический” вокал, в сочетании с восточными музыкальными мотивами, со средневековым инструментарием, в составе которого достаточно уютно себя чувствует и наша исконно русская балалайка.

Урок 15

Музыкальная культура кельтов в России.

Art Ceilidh. Музыка Art Ceilidh соединяет в себе народные традиции западной и восточной Европы с авторскими композициями в оригинальной аранжировке. Концертная программа сочетает в себе разные фольклорные интонации и музыкальные краски от этники до джаза. Группа Belfast создана в 2001 году. Стиль группы можно охарактеризовать как смесь ирландского фолка и классического рок-н-ролла, исполняемого на русском языке. Тексты группы - это переводы ирландских народных песен. Московская группа Mervent образовалась в августе 2000 года. Название Mervent в переводе с бретонского означает "юго-западный ветер". Репертуар группы складывается в основном из мелодий и песен народов Европы.

Уроки 16,17,18

Стили и направления английской молодежной музыкальной культуры

(“The Веаtles”, “Rolling Stones”, “Pink Floyd”, “The Cranberries” и др.)

Литература.

  1. Евдокимова Ю. История полифионии. В 7-ми вып. Вып. 2А. Музыка эпохи Возрождения: XV век. М. 1989.
  2. Ковнацкая Л. Английская музыка ХХ века. Истоки и этапы развития. М. 1986.
  3. Ковнацкая Л. Бриттен. М. 1974.
  4. Ковнацкая Л. Народные элементы вокальной мелодики Бриттена // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1, М.: Советский композитор. – 1972. с.с. 298-325.
  5. Конен В. Пёрселл и опера. М. 1978.
  6. Конен В. Третий пласт. Советская музыка 1990 г., №4 с.с. 75-83.
  7. Книга песен: из европейской лирики XIII – XVI веков. М. 1986.
  8. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Учебник в 2-х тт., т. 1. М.1983 (с. 58-71)
  9. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып. 1. М. 1973, с.с. 310-339.
  10. Поэзия Ирландии. М. Художественная литература, 1988г
  11. Сапонов М. Артистические профессии средневековья. В сб.: “Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения” Материалы музыковедческого конгресса (московский конгресс 27 сентября – 1 октября 1989г). М. 1989г с.19 – 31
  12. Сапонов М. Золотой век инструментализма. Музыкальная академия. 1996г №2
  13. Сапонов М. Менестрели. М. 2004.
  14. Широкова Н. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб. 2000.

Нотные издания.

  1. English Folk Songs collected and arranged with pianoforte accomp. by Cecil J. Sharp. Songs and ballads. Vol. I&II. London.: 1959.
  2. English Folk Songs from the Southern Appalachians. Collected . by Cecil J. Sharp. Vol. I, Ballads. London. Reprinted 1966.
  3. Fingerpickin good Country Music Festival. Wise Publications. London / New York / Sydney. 1977. – 83 p.
  4. Folksongs and ballads popular in Ireland. Collected, arranged and edited by John Loesberg. Vol. I-III. Cork Ossian publ., 1979-1981.
  5. The greatest ever Folk Festival. Wise Publications. London /New York / Sydney,1975-105 p.
  6. The penguin book of English songs. From the journal of the folk song society. Selected and edited by R. Vaughan Williams and A. L. Lloyed. London. Penguin books, 1961. – 128 p.

Дискография

  1. Alan Stivell. Master Serie. ADA Sound Ltd. 2000.
  2. Appellatiоn Controlee. Earlymusic 2004. ООО “Маркон” 2004.
  3. Blackmore's Night. MTV History 2000. Halahup Records 2001.
  4. Clannad. Landmarks. BMG. 1998.
  5. Clannad. The MTV history collection 2000.
  6. Dead Can Dance. MTV History 2000. 2CD Halahup Records 2001.
  7. Drolls. Kalenda Maya. Кайлас рекордс. 2002
  8. Drolls.Carminis Vagantibus. Кайлас рекордс. 2003
  9. Drolls. Quintus. Кайлас рекордс. 2004
  10. Enya. The celts. Warner Music UK ltd 1992.
  11. Holst. The Planet / Elgar. Pomp and Circumstance Marches№ 1-4. Phillips Classics. 1993.
  12. Laterna Magica. Amor Ei. Record One. 2005.
  13. Loreena Mc Kennitt. A winter garden. Landy Star Music. 1995.
  14. Loreena Mc Kennitt. Elemental. Landy Star Music. 1991.
  15. Loreena Mc Kennitt. The visit. Landy Star Music. 1991.
  16. Morris on. M&A Group 1972.
  17. Steeleye Span. Below the salt.: OOO “Ars Nova Records”, 1999.
  18. Steeleye Span. Please To See The King.: OOO “Ars Nova Records”, 1999.
  19. Пёрселл Генри. “Король Артур”, “Королева фей”, “Дидона и Эней”. РМГ Рекордз. 2004
  20. Шедевры этнической музыки. Золотые ирландские баллады. SL Sound, 2001
  21. Шедевры этнической музыки. Кельтские баллады.SL Sound, 2002
  22. Шедевры этнической музыки. Кельтская музыка. SL Sound, 2000
  23. Шедевры этнической музыки. Средневековые баллады. AT Music. 2000.