Конспект занятия "Ознакомление малышей с геометрией"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

Закреплять: умение распознавать геометрические фигуры, знание детей о прямых линиях (горизонтальных, вертикальных и замкнутых), об отрезках, сравнение отрезков по длине.

Развивать мышление, речь.

Ход занятия

Раздаётся стук в дверь.

В: Кто-то к нам стучится, пойду посмотрю.

По: Здравствуйте, дети! Вы узнали меня? (Телепузик По) Да, это я – телепузик, меня зовут По. Я пришла к вам на занятие, чтобы посмотреть как вы занимаетесь.

Здесь на столе лежат геометрические фигуры, пусть каждый подойдёт и возьмёт по фигуре.

А теперь встаньте в круг и расскажите кто, что взял.

(У меня красный треугольник).

Сколько углов у треугольника? (3)

(У меня синий квадрат)

Сколько углов у квадрата? (4)

У квадрата всегда какие углы? (прямые)

А ещё у какой фигуры всегда прямые углы? (у прямоугольника)

(Дети называют цвет и геометрические фигуры: )

У каких фигур нет углов? (у )

По говорит, молодцы дети, вы так хорошо знаете геометрические фигуры и цвета, что наверное без труда назовёте какой фигурой является телеэкран на моём животе? (прямоугольником) Из каких линий он состоит? (из прямых)

Как называются прямые линии, которые мы рисуем слева направо, (показ рукой ) горизонтальными или вертикальными? (гороизонтальными) Конечно это линии горизонтальные. Покажите на моём прямоугольнике-экране горизонтальные линии. (Показ детьми)

Прямые линии, которые мы рисуем сверху вниз (показ рукой  ), какие это линии, горизонтальные или вертикальные? (вертикальные)

Покажите на моём “экране”. (Показ детьми)

По говорит, молодцы дети, правильно показали. А теперь проведите пальчиком по контуру своей фигуры и скажите, контур вашей фигуры замкнутая или разорванная линия? (Замкнутая) Почему? (Концы этих фигур соединены).

Правильно. Концы соединены или сливаются. Положите фигуры обратно на стол. Теперь По просит разложить баранки в тарелки. Баранки, у которых контур – замкнутая линия, положите в жёлтую тарелку, а баранки, у которых контур разорванная линия, положите в голубую тарелку.

(Дети раскладывают баранки в соответствующие тарелки).

Молодцы дети, правильно всё положили.

В: А теперь пойдём за По.

Раз-два выше голова, три-четыре руки шире, на пять тихо сели.

По: посмотрите ребята на мой экран. (Показ детям рисунка)

По. Рассказывает, что она со своими друзьями: Динси и Лялей гуляли и остановились около берёзы. Чтобы дойти до дома По, надо идти от берёзы по дороге до ёлки, до дома Ляли идти до пенёчка, а до дома Динси идти до речки.

Внимательно посмотрите и скажите, кто живёт ближе всех, а кто дальше всех?

(Ближе всех живёт По, дальше всех Динси)

а теперь представьте, дорога – это прямая линия. Чем является расстояние от берёзы до ёлки на этой прямой? (Отрезком) Почему? (У него есть начало и конец - показ) А какой это отрезок, длинный или короткий? (Короткий)

А какой отрезок самый длинный? (От берёзы до речки) Правильно, молодцы дети!

В: А теперь подойдите к тарелкам. (Дети подходят – каждый к тарелке, где лежат кружочки и полоски)

Что это? (Кружочки, полоски)

Пусть эти кружочки будут точками, а полоски – прямыми линиями.

Подумайте и скажите, сколько можно провести прямых линий через одну точку? Выложите их.

В: Маша, сколько можно провести прямых через одну точку? (Много) Саша? (Много) Правильно. Посмотрите, что у вас получилось, на что это похоже?

(На снежинку, на звёздочку) а через две точки сколько можно провести прямых линий Оля? (Одну) Катя? (Одну) Как вы думаете, у прямых линий есть начало и конец, как у отрезка? (Нет) Почему? (Прямую можно продолжить ещё и ещё, т.е. бесконечно в обе стороны и туда и сюда – показ детьми) Молодцы дети, все хорошо занимались, По многое узнала сегодня. А на прощанье По хочет вам подарить разноцветные звёздочки. Кому понравилось занятие, пусть возьмут красные звёздочки, а кому не очень понравилось – жёлтые звёздочки, а кому совсем не понравилось – белые звёздочки.

Ребята, давайте попрощаемся с По.

До свидания!