Приемы обогащения словаря учащихся

Разделы: Русский язык


Признаком хорошо развитой речи учащихся является богатство их словарного запаса. Однако анализ школьной практики показывает, что объём словаря современного школьника оставляет желать лучшего. Я работаю в школе шесть лет и часто сталкиваюсь с ситуациями непонимания лексического значения слов. Вот ребёнок у доски пишет словарный диктант, в котором встретилось слово “ненастный”. Долго не может решить, как же его написать. Оказывается, что школьник не знает лексического значения слова “ненастный”, поэтому не может подобрать проверочное - “ненастье”. А вот другой пример. Для синтаксического разбора учащимся дано предложение: Ветер задул сильнее, и по поверхности речки пошла лёгкая зыбь. Пытаемся представить картину, нарисованную в предложении, и тут выясняется, что дети не знакомы со словом “зыбь”. У некоторых оно ассоциируется со словом “зыбка”, но как зыбка пошла по воде непонятно. С подобными ситуациями в своей работе встречался каждый учитель. Анализ творческих работ учащихся показывает, что дети не владеют речью в достаточной мере: отмечается повторяемость одних и тех же слов, отсутствие изобразительных средств языка, что значительно снижает точность, ясность и выразительность речи. Вывод один: обогащение словаря учащихся – одна из задач учителя-словесника.

Отличительной чертой работы учителя-словесника должно стать постоянное внимание к смысловой стороне изучаемых и анализируемых на уроках языковых фактов. Это позволит добиться значительного продвижения школьников в овладении русским языком как средством общения. Смысловой анализ рассматриваемых языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных, орфографических, пунктуационных) , пронизывая весь процесс обучения, даёт возможность учащимся быстрее приблизиться к главной учебной цели: научиться грамотно, точно выражать свои мысли в устной и письменной форме, понимать речь других людей, позволяет нагляднее вскрыть практический смысл изучаемого, важность знаний о языке и лингвистических умений в повседневной практической речевой деятельности.

Любая работа на уроке будет иметь положительный результат только в том случае, если учащиеся осознают её важность и необходимость. Встречаясь в начале года с пятиклассниками, всегда рассказываю о том, что такое словарный запас человека, как его пополнять. Тот, кто употребляет слова, не понимая их значения, может попасть в смешное или глупое положение. В таком же положении может оказаться и тот, кто слушает, если он не знает значения слов. В качестве примера привожу забавные истории. Например:

1) Учитель: Как были одеты древние рыцари?

Ученик: Они были одеты в шлемы и ласты.

2) Учитель, держа в руках “Словарь русского языка” С. И. Ожегова, объясняет: “Этот словарь называется толковым, потому что в нём даются толкования значений слов”

- А у меня, - сказал Коля, - есть орфографический словарь, в нём нет толкования значений слов. Значит, этот словарь бестолковый?

Все рассмеялись, а Коля не понял, что он сказал смешного.

Обязательно знакомлю уже в пятом классе с различными словарями, говорю о необходимости умения ими пользоваться.

Также полезно для учащихся записать, проанализировать, выучить наизусть высказывания известных людей о русском языке. Например:

Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А. Н. Толстой)

Каждый, кто хочет говорить по-русски правильно, обязан не только твёрдо следовать правилам грамматики. Он должен – а это далеко нелёгкая задача – развивать острое чувство языка. (Л. Успенский)

Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ошеломляют. Для всего, что существует в мире, в русском языке есть точные слова и выражения. (К. Паустовский)

Важнейшим условием успешной работы по обогащению и активизации словарного запаса школьников является воспитание у них постоянного внимания к значениям слов и употреблению их в речи.

Хочу поделиться системой упражнений, используемых мною для повышения эффективности словарной работы.

1. Словотолкование.

Выяснить лексическое значение слова помогают различные способы:

  • использование толкового словаря
  • показ предмета или действия, обозначаемого данным словом
  • демонстрация картины, рисунка, иллюстрации с изображением предмета, обозначаемого данным словом
  • подбор синонимов, антонимов
  • анализ состава слова и осмысление его значащих частей
  • введение незнакомого слова в предложение

Такая работа наиболее рациональна и результативна, если органически связана с изучаемым грамматическим материалом.

Например, при изучении темы “Наречие” учащиеся часто не понимают значения некоторых наречий: нараспашку, набекрень, воочию, искони, вспять, наотмашь, ничком, навзничь, тщетно. Данные слова требуют лексического анализа. Полезно показать учащимся несколько примеров употребления наречий в тексте. Например:

День стоял весёлый
Раннею весною,
Шли мы после школы -
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень –
Шли куда попало
В первый тёплый день. (С. Я. Маршак)

И дедушке иногда казалось, что время повернуло вспять, что ему, дедушке, снова сорок лет (В. Катаев) . Вспять (книжн.) – назад, обратно по своим следам (пятам).

Кутузовский проспект... Поклонная гора! Отсюда открывается величественный вид на Москву. На этом месте 2 сентября 1812 года Наполеон тщетно ждал депутацию “бояр” с ключами от Кремля (Из газет) .

Объясните значение слова “тщетно”, подобрав к нему наречия-синонимы. При использовании толкового словаря следует напомнить: для того, чтобы найти наречие тщетно, надо иметь в виду, что наречия на -о, -е, образованные от прилагательных, помещаются в словарных статьях, посвящённых соответствующим прилагательным. С помощью словаря синонимов подбираем наречия-синонимы: напрасно, бесполезно, безрезультатно, впустую, даром, попусту, понапрасну, зря. Следует обратить внимание, что некоторые наречия, входящие в синонимический ряд, имеют в словаре пометы, указывающие на особенности их употребления: зря (разг.), тщетно (книжн.) .

Из-за неправильного понимания значения слова часто возникают орфографические ошибки. Необходимо уточнение значений слов, выяснение особенностей их употребления в речи. Так, слово “подражать” учащиеся считают производным от “дрожь”. Слово “подражать” произошло от слова “драга” (дорога) с помощью приставки по-. Неполногласное сочетание -ра- соответствует полногласному – -оро-. Теперь легко определяем значение: идти той же дорогой, что и кто-либо.

Словотолкование можно провести и с помощью игровых методик.

Игра “Справочное бюро”. Выберите слова, соответствующие лексическому значению “объединение, соглашение, союз государств, партий для достижения общих целей”: коалиция, коллегия, коллектив, коллекция. После того, как нужное слово найдено, можно продолжить словарную работу с остальными словами.

- Каково значение слова “коллекция”? (Собирание каких-либо предметов)

- Подберите родственные слова. (Коллекционировать, коллекционер, коллекционный)

- Как вы думаете, из какого языка пришло к нам это слово? (Латинское: co- - “со-, вместе”; lego - “собираю”)

- А можете ли вы назвать дальних родственников слова “коллекция”? (Коллега, коллектив)

После такого анализа учащиеся лучше запомнят не только значение, но и правописание данных слов.

Игра “Эрудит”. Раскройте значение слов в следующем предложении: Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть. (В. Г. Костомаров) .

Со словами, обозначающими нравственные понятия, мы встречаемся довольно часто. Например, в 9 классе “Сборник экзаменационных изложений” прелагает текст № 24 “О милосердии” (По Д. Гранину) . Это понятие должно быть и может быть введено не в 9 классе, а гораздо раньше. Милосердие – это готовность помочь кому-либо из чувства жалости, сострадания, вызванного чьим-либо несчастьем, сочувствие. А теперь вспомним повесть И. С. Тургенева “Муму”. Герасим идёт по берегу и видит барахтающегося в тине щенка. Герасим подхватывает собачонку и суёт к себе за пазуху. Всю ночь в своей каморке возится с ней, укладывает, обтирает и наконец засыпает каким-то радостным и тихим сном. Благодаря какому нравственному качеству Герасима не погибла Муму? Это качество - милосердие. Значение слова объясняется через знакомство с самим явлением, а потом с его названием.

Игра “Соколиный глаз”. Кто больше найдёт в тексте слов, использованных в переносном значении?

Игра “Переводчик”. Кто найдёт иноязычные слова и заменит их русскими? (Ваши аргументы убедительны. Все работали с энтузиазмом. При проверке было выявлено немало дефектов.)

Игра “Бумеранг” воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово и “возвратить” его учителю. Найди синоним: простой человек (бесхитростный) , простая задача (лёгкая) , простая истина (прописная) , беспокойный человек (неугомонный) , беспокойный взгляд (тревожный) .

Нравится ребятам работа с кроссвордом: “Разгадай кроссворд” или “Составь кроссворд”.

2. Лексико-семантическая группировка слов.

Например, при изучении имени прилагательного предлагаю следующие задания:

а) какие имена прилагательные вы употребите для описания листьев различных деревьев и кустарников? (маленький, большой, длинный, зубчатый, резной, лапчатый, фигурный и др.)

б) подберите прилагательные, которые могут быть употреблены с данными существительными: снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий) ; дождь(звонкий, сильный, монотонный, мелкий, тёплый) .

в) какие из приведённых ниже прилагательных оценочного характера вы используете: 1) для характеристики положительных качеств человека; 2) для описания хорошего настроения; 3) для выражения своего отношения друг к другу? (благородный, вежливый, весёлый, великолепный, гордый, деятельный, дисциплинированный, добрый, доброжелательный, довольный, душевный, заботливый, искренний, ласковый, любимый, милый, мужественный, настойчивый, находчивый, нежный, отважный, отзывчивый, отличный, правдивый, прекрасный, превосходный, приподнятый, радостный, решительный, серьёзный, скромный, справедливый, способный, требовательный, трудолюбивый, чудесный, чуткий, энергичный) .

Данную работу также можно проводить с помощью игры “Аукцион”. Назовите как можно больше прилагательных к существительному вьюга (февральская, дикая, злая, сердитая, разбушевавшаяся, бешеная) . Так же, как и при проведении настоящего аукциона, побеждает в соревновании тот, кто назовёт последнее слово. Такая игра хорошо подходит для начала урока, так как позволяет заинтересовать работой всех учащихся, создать эмоциональный настрой урока.

3. Редактирование, анализ и исправление ошибок разных типов.

Данную работу полезно проводить не только на уроках работы над ошибками после изложения или сочинения. Она может входить составным элементом в любой урок. Подобные упражнения дают возможность упражняться в лексическом толковании слов и их правильном употреблении, вырабатывают “языковое чутьё”, развивают внимание к слову.

Найдите ошибку в выборе слова: Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. Впереди лидирует команда наших спортсменов. В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. Рядом росли три плаксивые ивы. Лицо у неё белое, на щеках багрянец.

4. Лингвистический анализ.

Следует помнить, что учитель должен не только расширять словарный запас, но и обучать речи яркой, выразительной, эмоциональной. Целенаправленная работа в этом направлении помогает решить ещё одну задачу обучения – развить у школьников потребность и способность выбирать наиболее точные и эффективные языковые формы для выражения мысли. Для решения этой задачи на уроках я часто обращаюсь к художественной речи и провожу лингвистический анализ текста: выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений отдельных слов, выявление слов, употреблённых в переносном значении, подбор синонимов, выяснение их смысловых и стилистических различий, подбор антонимов, анализ изобразительных средств языка данного текста. Удобно для такой работы использовать стихотворные отрывки. Приведу примеры подобных текстов.

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес. (Н. Некрасов)

- Каким настроением проникнуто четверостишие?

- Какую картину представили при чтении?

- Какой приём использует автор, изображая природу? (Олицетворение)

- Услышали ли вы звуки при чтении отрывка? Какие это звуки? (Стонать – издавать стоны; стон – протяжный звук, издаваемый от страдания; шептать – тихо говорить; глухо – от глухой, .т. е. смутный, затаённый, скрытный; заунывный – тоскливый, наводящий уныние)

Первый утренник, серебряный мороз!
Тишина и звонкий холод на заре.
Свежим глянцем зеленеет след колёс
На серебряном просторе, на дворе. (И. Бунин)

- Какое время года и время суток изображает И. Бунин?

- Найдите в толковом словаре значение слова “утренник”. (Это слово, как правило, понимается учащимися однозначно: праздничное представление в детском саду. У Даля читаем: утренник – весенний или осенний мороз по ночам, бывающий до восхода солнца.)

- Какие тропы встретились в тексте?

- Что такое глянец? Почему след колёс сравнивается с глянцем?

- Как вы понимаете словосочетание “звонкий холод”?

- Почему в четверостишии дважды повторяется слово “серебряный”? Как вы понимаете значение словосочетаний “серебряный мороз”, “серебряный простор”?

Люблю в осенний день несмелый
Листвы скользящей слушать плач,
Вступая в мир осиротелый
Пустынных и закрытых дач. (В. Брюсов)

- Прочитайте выразительно четверостишие. Какую картину рисует ваше воображение?

- Какие тропы использовал автор? Какова их роль? (Эпитеты: день несмелый, мир осиротелый, дачи пустынные; метафора: плач листвы)

- Есть ли здесь фонетические средства организации речи? (Повтор плавного звука Л помогает почувствовать плавность, лёгкость скользящей листвы.)

Как симфония, шум площадей.
Блещет солнце, и ветер куражится.
Утром лица прохожих людей
Мне, как вёсны, открытыми кажутся. (В. Степанов)

- Прочитайте отрывок выразительно. Каким настроением проникнуты строки? Какую картину рисует ваше воображение?

- Какие тропы делают речь яркой и выразительной?

- Почему шум площади сравнивается с симфонией? Лица прохожих – с вёснами?

- Как вы понимаете значение глагола “куражиться”?

Снег и снег, и ель в снегу –
В белых пачках – балериной,
Снег зажёгся на лугу
Ювелирною витриной. (Н. Асеев)

- Какую картину вы представили при чтении стихотворного отрывка?

- Почему четыре раза повторяется слово “снег”?

- Почему автор сравнивает ель с балериной? Что такое пачка?

- Как нам помогает представить зимний пейзаж сравнение снега с ювелирною витриной?

В задания к подобным текстам могут включаться вопросы по орфографии и пунктуации (это зависит от темы урока и целей, поставленных учителем) . Данные упражнения могут использоваться как в начале урока (в виде речевой или орфографической пятиминутки) , так и в конце (на этапе закрепления изученного) . После орфографического и лексического анализа стихотворные отрывки могут быть предложены для записи по памяти. Обычно, ребята справляются с таким заданием. Кроме того, это хорошее упражнение для тренировки памяти.

5. Использование новых слов в собственной речи.

Для тренировки способности верно отыскать в языковой кладовой именно то средство, которое способно наилучшим способом передать мысль, адекватно описать жизненную ситуацию, необходимо как можно чаще строить собственные высказывания на ту или иную тему.

Это могут быть отдельные предложения, в которые попросим детей включить анализируемое слово. Например, установите по толковому словарю разницу в значении слов: образованный, культурный, воспитанный, интеллигентный; составьте предложения с учётом лексического значения слов.

Это могут быть сочинения-миниатюры: “Вид из окна”, “Иней”, “Снег на ветвях”, “Падающие снежинки”, “Ветерок проснулся”, “Дождь”, “Миг тишины” и т. д.

Таким образом, подчёркнутое внимание к смысловой стороне языковых явлений развивает у школьников готовность сознательно выбирать языковые средства, наиболее точно и образно передающие мысль в определённой речевой ситуации, развивает потребность в речевом самосовершенствовании. Учащиеся лучше осознают, что точность, правильность, содержательность, выразительность речи являются социально значимыми критериями общего культурного уровня человека.