Интегрированный урок (химия + биология) на тему: "Оксиды углерода. Загрязнение воздуха оксидами углерода и их влияние на здоровье человека"

Разделы: Химия, Биология


Цели урока:

1. Изучить состав, свойства оксидов углерода, их применение и получение.

2. Показать влияние оксида углерода (II) и повышенного содержания углекислого газа в воздухе на здоровье человека.

3. Совершенствовать умения учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой по химии, биологии и экологии.

4. Продолжить экологическое просвещение школьников.

Оборудование и реактивы.

Таблицы: “Органы дыхания”, “Химический состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха”, “Круговорот углерода в природе”.

Газовый прибор, стеклянная трубка; мел, соляная кислота, известковая вода.

Ход урока

I. Организационный момент.

Урок начинает учитель химии. Она формулирует тему урока, его цели.

II. Изучение нового материала.

Под руководством учителя химии рассматривается состав, строение, свойства, получение и применение оксидов углерода в сравнении. На доске и в тетрадях учащихся составляем схему-конспект: “Оксиды углерода”. Приложение №1.

В ходе составления схемы-конспекта выполняем лабораторные опыты:

Опыт №1: получение оксида углерода (IV) при взаимодействии мела с соляной кислотой;

Опыт №2: взаимодействие оксида углерода (IV) с известковой водой.

При изучении вопроса о получении этих оксидов заслушиваем сообщение учащихся об основных источниках этих газов в атмосфере.

Далее урок продолжает учитель биологии и предлагает рассмотреть физиологическое действие оксидов углерода на организм человека по следующему плану:

1. Химический состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

При этом демонстрирует диаграмму состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и опыт, доказывающий повышенное содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе:

Опыт №3: налить в стакан прозрачную известковую воду и через стеклянную трубочку пропускать выдыхаемый воздух.

2. Реакция организма на повышенное содержание углекислого газа в воздухе (рассказ учителя с элементами беседы).

III. Закрепление.

Урок продолжает учитель химии, и под его руководством учащиеся решают задачу.

В лабораторных спиртовках этиловый спирт сгорает с выделением углекислого газа и воды. Вычислите объем углекислого газа, который накопился в химическом кабинете вместимостью 300 м3, если на каждом из 18 столов за время работы сгорает 2,3 г. спирта. Рассчитайте объемную долю выделившегося углекислого газа и поясните, окажет ли он влияние на самочувствие учащихся, работающих в кабинете, если учесть, что объемная доля углекислого газа в атмосферном воздухе составляет 0,03%, а превышение его выше 4%вызывает раздражение дыхательных путей, появление шума в ушах, головную боль.

На урок приглашаем школьную медсестру. Она рассказывает о физиологическом действии оксида углерода (II) на организм человека, и первой помощи при отравлении оксидами углерода.

В заключении урока заслушиваем заранее подготовленное под руководством учителя сообщение: “Глобальная экологическая проблема, связанная с повышенным содержанием углекислого газа в атмосфере”.

IV. Подведение итогов урока.

Схема-конспект “Оксиды углерода”.