Форматирование документов в текстовом процессоре Word

Разделы: Информатика


Цели:

  • Обучающая: Обобщить и систематизировать знания о способах и методах ввода, редактирования, форматирования текстовой информации.
  • Развивающая: Развивать внимание, познавательный интерес, умение планировать свою работу, оценивать результат своего труда.
  • Воспитывающая: Воспитывать внимательность, трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, эстетический вкус.

Задачи урока:

  1. Развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе.
  2. Повторение и проверка умений учащимися использовать возможности текстового процессора Word.
  3. Повышение интереса к изучению информационных технологий.

Прогнозирование конечного результата.

К концу урока учащийся должен:

Знать Уметь
1. Понятия редактирования и форматирования текста. 1. Форматировать и редактировать текст.
2. Назначение и возможности текстового процессора. 2. Выполнять основные операции над текстом.
3. Основные приемы редактирования и форматирования текста. 3. Сохранять текст на диске, загружать текст с диска.

Межпредметные связи: с русским языком, литературой, историей, английским языком.

Внутрипредметные связи: связь с темами “Клавиатура компьютера. Основные группы клавиш на клавиатуре”, “Операционная система Windows” и с последующими темами курса.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы, применяемые на уроке: практические, словесные, самостоятельная работа по карточкам, тестирование.

Оснащение урока: Карточки с заданиями теста, карточки для проверки теста, задания для практической работы, индивидуальные карточки контроля знаний учащихся, карточки для ответа на прогнозируемый конечный результат, карточки для устной работы, компьютеры.

Мотивация: Важность данной темы заключается в том, что она пригодится в дальнейшем при подготовке рефератов, написании курсовых и дипломных работ при обучении в вузах, при деловой переписке и подготовке документов.

План урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы, цели и плана урока. Мотивация.
  2. Проверка знаний основных понятий по теме “Текстовый процессор Word” с помощью взаимной постановки вопросов.
  3. Проверка уровня знаний по теме “Текстовый процессор Word” с помощью тестов в работе парами с последующей взаимопроверкой.
  4. Анализ результатов теста и взаимопроверка.
  5. Устная работа учащихся по карточкам:
  6. Практическая работа учащихся за компьютером.
  7. Итоги урока.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, сегодня у нас заключительный урок по теме “Текстовый процессор Word”.

Цель нашего урока - обобщить и систематизировать знания о способах и методах ввода, редактирования, форматирования и печати текстовой информации.

Сегодня наша основная задача – повторить и проверить ваши знания основных понятий по теме и умений редактировать и форматировать текст, вставлять в текст таблицы, списки, рисунки, объекты WordArt.

(Мотивация)

В чем на ваш взгляд заключается важность изученной темы?

(Пригодится в дальнейшем при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.)

Где вам пригодится знание текстового редактора Word?

(При обучении в вузах, при деловой переписке и подготовке документов.)

Урок будет содержать четыре этапа:

  • мы проверим ваши знания и умения с помощью взаимной постановки вопросов,
  • тестирования,
  • устной работы по карточкам
  • и практической работы на компьютерах.

У каждого из вас на столах лежит карточка.

Это индивидуальная карточка контроля знаний (Приложение 1). За каждый этап вы будете самостоятельно выставлять в эту карточку набранное количество баллов, в конце урока вы просуммируете баллы и выставите себе оценку за урок в зависимости от того, сколько баллов набрали.

1 этап. Взаимная постановка вопросов

Итак, приступим к первому этапу урока – взаимной постановке вопросов. Вы будете задавать друг другу вопросы. Вопросы должны содержать основные понятия изученной темы. Каждый из вас задаст один вопрос, и ответит на один вопрос. За правильно сформулированный вопрос запишите себе в карточку 5 баллов, за правильный ответ – 10 баллов.

(Изученные понятия: текстовый процессор, возможности текстового процессора, редактирование, форматирование, абзац, способы выравнивания абзацев, отступы и интервалы)

Итак, мы повторили основные понятия темы “Текстовый редактор”.

2 этап. Тест

Мы с вами повторили основные понятия изученной темы и чтобы проверить ваши теоретические знания, проведем тест. В нем 14 вопросов. На выполнение теста вам дается 5 минут. После того, как вы ответите на вопросы теста, вы проверите правильность выполнения друг у друга.

Задание теста.

Задание 1. Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный.

1 вопрос (2 балла). Укажите, какой из перечисленных программных продуктов является текстовым редактором, имеющим средства форматирования и включения графики?

  1. MultiEdit
  2. Microsoft Excel
  3. WinWord
  4. Paint

2 вопрос (2 балла). C помощью какой пиктограммы можно запустить редактор Word?

1 2 3 4 5 6 7 8 9

3 вопрос (2 балла). Для чего предназначена полоса прокрутки?

  1. Для изменения размеров документа.
  2. Для выбора элементов меню.
  3. Для быстрого перемещения по тексту.
  4. Для оформления экрана.

4 вопрос (2 балла). Для чего предназначен Помощник?

  1. Для украшения окна документа.
  2. Для получения быстрых советов или справок.
  3. Для демонстрации анимационных возможностей Word.
  4. Для вставки в текст документа анимации.

5 вопрос (2 балла). Какой из приведенных ниже списков является маркированным?

1.

  1. Зима.
  2. Весна
  3. Лето
  4. Осень

2.

  • Зима
  • Весна
  • Лето
  • Осень

6 вопрос (5 баллов). Гипертекст – это

  1. Очень большой текст
  2. Структурированный текст, в котором могут осуществляться переходы по выделенным меткам.
  3. Текст, набранный на компьютере.
  4. Текст, в котором используется шрифт большого размера.

7 вопрос (5 баллов). В процессе редактирования текста изменяется

  1. Размер шрифта.
  2. Последовательность символов, слов, абзацев.
  3. Параметры абзаца.
  4. Параметры страницы.

8 вопрос (5 баллов). При задании параметров страницы устанавливаются

  1. Гарнитура, размер, начертание.
  2. Отступ, интервал.
  3. Поля, ориентация.
  4. Стиль, шаблон.

9 вопрос (5 баллов). В тестовом редакторе выполнение операции Копирование становится возможным после

  1. Установки курсора в определенное положение
  2. Сохранения файла.
  3. Распечатки файла.
  4. Выделения фрагмента текста.

10 вопрос (5 баллов). В текстовом редакторе основными параметрами при задании параметров абзаца являются

  1. гарнитура, размер, начертание
  2. отступ, интервал
  3. поля, ориентация
  4. стиль, шаблон

11 вопрос (5 баллов). В текстовом редакторе основными параметрами при задании шрифта являются

  1. гарнитура, размер, начертание
  2. отступ, интервал
  3. поля, ориентация
  4. стиль, шаблон

12 вопрос (10 баллов). С помощью какой команды можно изменить ориентацию текста на листе бумаги?

  1. Файл/Параметры страницы/Поля.
  2. Файл/Предварительный просмотр.
  3. Файл/Параметры страницы/Размер бумаги.
  4. Формат/Границы и заливка.
  5. Файл/Печать/Свойства.

Задание 2. Расположите предложенные варианты ответов в правильном порядке

13 вопрос (5 баллов). Укажите номера функций данных клавиш.

  1. Выравнивание по центру
  2. Выравнивание по ширине.
  3. Выравнивание по левому краю
  4. Выравнивание по правому краю

14 вопрос (10 баллов). Укажите номера пиктограмм, выполняющих указанное действие:

  1. Ввод документа с диска.
  2. Печать документа.
  3. Запись документа на диск.
  4. Предварительный просмотр.
1 2 3 4

Сейчас поменяйтесь листочками, я раздам вам карточки с правильными ответами (Приложение 2), и, используя их, вы проверите знания друг друга. После того, как вы проверите и подсчитаете количество набранных баллов, вы внесете количество баллов, которое набрали в свою индивидуальную карточку.

3 этап. Устная работа по карточкам.

Следующий этап урока – устная работа по карточкам. На этом этапе мы повторим способы форматирования абзацев.

Перед тем как приступим к выполнению заданий по учебнику, нам необходимо повторить определение абзаца.

- Что такое абзац?

Абзац (с литературной точки зрения) – это часть текста, представляющая собой законченный по смыслу отрезок произведения, окончание которого служит естественной паузой для перехода к новой мысли.

В компьютерных программах абзацем считается любой текст, заканчивающийся маркером абзаца (нажатием клавиши Enter.

Возьмите карточки для устной работы (Приложение 3). Выполним упражнения.

В данных упражнениях определите, где заканчивается каждый абзац и охарактеризуйте способы форматирования абзаца или группы абзацев (если они отформатированы одинаково) по следующему плану:

  • установка для первой строки;
  • выравнивание абзацев;
  • стиль начертания символов

Если вы ответили верно, поставьте в карточку 5 баллов.

Итак, мы повторили способы форматирования абзацев.

4 этап. Практическая работа.

Переходим к следующему этапу нашего урока – выполнению практических заданий

Но прежде, чем приступить к нему, давайте повторим технику безопасности и организацию рабочего места при работе с компьютером.

  • входить в класс только во второй обуви
  • нельзя входить в класс в верхней одежде
  • не прикасаться к экрану
  • расстояние до экрана – 60-70 см
  • на рабочем месте не должно быть ничего лишнего (ручка и тетрадь)

Итак, на этом этапе урока задания подобраны таким образом, чтобы вы могли показать все умения, которые вы приобрели в ходе практических занятий. За каждое верно выполненное задание вы получаете определенное количество баллов в зависимости от уровня сложности. Вам нужно постараться набрать как можно больше баллов, которые вы потом запишете в свою карточку. Проверять выполнение задания будут консультанты.

Файл-заготовка для практической работы находится в папке “Практическая работа по Word” на Рабочем столе. (Приложение 5)

Образцы заданий прилагаются на карточках-заданиях (Приложение 4).

Чтобы легче было проверить и оценить вашу работу, выделите номер выполненного задания и количество баллов, соответствующее ему, цветным маркером. Итак, приступим к работе.

Мы завершили последний этап этого урока.

(Объявить количество баллов за практическую работу - консультанты).

На этом уроке мы проверили знание основных понятий изученной темы с помощью взаимной постановки вопросов, с помощью теста, проверили и обобщили практические навыки и умения с помощью работы с учебником. Теперь объявите набранное количество баллов и свою оценку.

5 этап. Давайте подведем итоги урока,

ответив на вопросы конечного прогнозируемого результата (Приложение 6).

Я убедилась, что наш урок достиг цели. Вы хорошо усвоили эту тему.

Все показали высокий уровень знаний, получили большое количество баллов, отличные оценки.