Урок русского языка по теме: "Общее понятие о наречии". 4-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 4


Цели урока

1. Образовательная: дать общую характеристику наречия как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

2. Развивающая: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать грамматические понятия, делать выводы, расширять словарный запас детей.

3. Воспитательная: продолжить работу по воспитанию коммуникативных качеств учащихся.

Оборудование: учебник А.В.Поляковой “ Русский язык. 4 класс”, у учащихся - индивидуальные карточки со словами.

Ход урока

1. Грамматическая пятиминутка

1) Подчеркнуть в словосочетаниях знакомые части речи:

иду наверх, пою громко, читаю хорошо, сворачиваю налево, подклеиваю снизу, закончу завтра. ( запись на доске)

2) Проспрягать: катят наверх (устно)

3) Подчеркнуть неизменяемые слова. -- . -- . – ю (разбор с.р.)

Учитель: Что это за слова? Что их объединяет?

Их особенности будут предметом нашего сегодняшнего разговора.

2. Новый материал:

1) Учитель: Итак, перед вами ряд слов:

наверх, громко, хорошо, налево, снизу, завтра. ( запись на доске)

Попробуйте определить, что их объединяет?

Дети: Вопросы: куда? ( наверх, налево), как ? ( громко, хорошо), где? (снизу), когда? (завтра)

Учитель: Попробуйте изменить эти слова, н\р, по падежам, лицам, числам.

Какой вывод может сделать?

Дети: Они неизменяемы.

Учитель: С какой частью речи связаны по смыслу эти слова?

Какие слова они поясняют?

Дети: Глаголы

Учитель: Имена прилагательные, существительные и другие части речи.

(Очень интересный, яйцо всмятку, очень красиво - (запись на доске)

Учитель: Обратитесь к учебнику. Откройте с. 69 и найдите упр-е № 184. Прочитайте предложения и сравните их по смыслу. Чем они отличаются? Ясно ли из предложений правого столбика, когда прекратится дождь? Был хоккей? Начались соревнования? Как сменялись кадры?

Дети: Нет.

Учитель: А из левого?

Дети: Ясно.

Учитель: Какова роль выделенных слов в этих предложениях? С какой частью речи они связаны по смыслу? Какие слова поясняют?

Дети: Они делают предложения более точными, выразительными, поясняют глаголы.

Учитель: Так что же это за слова? Может быть кто из вас знает, как они называются?

Дети: ( ответ детей )

3. Чтение и разбор правила, с.70: что такое наречие? На какие вопросы отвечает наречие?

4. № 185 – разбор, с. р.

Д\ з : Записать 5 предложений с наречиями или составить и записать текст из 5 – 6 предложений с наречиями о зиме (на выбор)

5. Информация о наречии. (учитель)

  • Наречие – старое слово, оно уже было в древнерусском языке. И если мы обратимся к его происхождению, то выделим корень – реч –. Слово же речь в древнерусском языке имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение и сохранилось в корне – реч - , входящем в слово наречие. Таким образом связь между глаголами и наречием самая непосредственная.

6. Закрепление нового материала.

1) А теперь потренируемся. Вспомните вопросы, на которые отвечает наречие. Вооружившись этими вопросами, поиграем в игру “ Четвёртый лишний”.

Прочитайте столбики слов на карточках. В каждом из них по 3 наречия. А одно слово лишнее – не наречие. Найдите это лишнее слово и выпишите - по группам с.р. или устно (по 1 человеку от группы) весело поздно рано

нарочно озорно * притворство
* Приморье * примерный больше
раньше здорово гораздо

( Учащиеся находят лишнее, слово и доказывают, почему оно лишнее, к какой части речи относится).

А как вы определили наречие? ( ответы детей)

2) Продолжим игру “ Четвёртый лишний”.

Теперь в каждом из столбиков запрятано одно наречие. Найдите и запишите эти наречия. ( задание на карточках)

Тихий дружный * набело
Хитрый *напрасно далёкий
* сгоряча жалобный широкий
новый хороший редкий
    • К какой части речи относятся остальные слова? Докажите.

7. Расширение словарного запаса детей.

    1. Напишите к наречиям антонимы (слова на карточках)
Близко громко
Много вверху
Рано грустно
Легко  

Запишите к данному глаголу наречие (устно)

Говори …., учись…., думай…., сиди…., прыгай ….,

Читай …., слушай…., пиши…., бегай…, смотри.

2) – Мы с вами говорили, что наречие делают речь более точной, выразительной. Попробуем заменить устойчивые сочетания наречиями. Задание это сложное: нужно сначала понять смысл словосочетания, а потом подобрать подходящее наречие. Если не можете сделать сами, обратитесь к подсказке. ( Задание на карточках)

Иди черепашьим шагом -
Кот наплакал -
Как по маслу -
Встать чуть свет -
Рукой подать –
Яблоку негде упасть -
Подсказка: мало, рано, тесно, близко, хорошо, медленно

8. Итог урока.

Сегодня в течение всего урока мы исследовали наречие, стараясь понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи? ( ответы детей )