Урок русского языка "В гости к имени существительному" (с использованием компьютера). 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • повторение морфологических признаков имени существительного;
  • развитие речи учащихся с использованием имен существительных, развитие самоконтроля;
  • воспитание чувства патриотизма, интереса к языку.

Эпиграф.

Только в бодром, горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа.

М. В. Ломоносов.

Жить – Родине служить.

Пословица.

I. Сообщение темы и целей урока.

1) - Сегодня мы продолжим работу над частями речи. Но отправимся в гости к части, про которую говорится в загадке.

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

(Имя существительное).

2) Работа с эпиграфом.

- Что общего в словах М. В. Ломоносова и рус. нар. пословице?

- Как вы их понимаете?

- Что знаете об авторе первых слов?

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам. (2 уч-ся)

Выписать служебные и самостоятельные части речи (2 столбика).

2. Рассказать о частях речи по иллюстрации.

III. Словарная работа.

1. - Определить слово по его лексическому значению.

Вооруженная борьба между государствами (война).

Не знающий страха, решительный (смелый).

Чувство самоотверженной, глубокой привязанности (любовь).

Обладающий доблестью, достойный славы (доблестный).

Испытывать радость, предаваться радости (радоваться).

Несчастье (беда).

Дать в награду что-нибудь (наградить).

Героический, самоотверженный поступок (подвиг).

Страна, где родился человек (Отечество, Отчизна, Родина).

(Взаимопроверка).

2. Деление на группы.

- На какие группы можно разделить эти слова? Почему?

3. Разбор слова по составу.

1 гр. Найти слово, соответствующее схеме корень-суффикс-окончание-суф.

2 гр. Разобрать по составу слово доблестный.

IV. Работа над темой.

1. Погружение в тему.

- Что вы знаете об имени существительном?

2. - Продолжите ряд слов, которые обозначают предметы.

Вывод…

V. Закрепление.

1. Прослушайте текст, определите стиль, тип речи.

2. Запишите под диктовку. (По группам)

Человек отдает себя людям. Во имя людей герой жертвует всем, даже своей жизнью. Но бывает подвиг целого народа. Тогда на защиту Отечества, его чести и свободы поднимается весь народ. Такой подвиг совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.

2- ая группа. Списать, вставить пропущенные буквы.

3. Подчеркните в тексте имена существительные женского, мужского, среднего рода (по вариантам).

4. Продолжите текст или составьте предложение со словом “Отечество”.

VI. Обобщение. (На компьютере).

- Выполнить тест. Записать в дневник рекомендации ПК.

VII. Возвращение к эпиграфу.

- Найти имена существительные, определить род, число, склонение.

Презентация

Домашнее задание.

  1. Выполнить рекомендации компьютера.
  2. 1-гр. Упр. 468.
  3. 2- гр. Написать текст “Война в моей семье”.