Урок литературы в 5-м классе по теме: "Традиции русской и мировой литературы в рассказе К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Продолжить знакомство с жанром рассказа.
  2. Развивать умение находить в тексте средства выразительности, помогающие передать авторское отношение к изображаемому. Вспомнить отличительные особенности русских сказок о животных, особенности изображения животных в сказках зарубежных писателей. Развивать умение находить общие и отличительные черты.
  3. Воспитывать внимание к слову, доброе отношение друг к другу.

Оборудование:

  • В мире литературы. 5 класс: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. В 2 ч. Ч.2 / Авт.-сост. А. Г. Кутузов и др. - 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001;
  • Портрет писателя;
  • Выставка книг, героями которых является кот; рисунки учащихся к рассказу К. Г. Паустовского “Кот - ворюга”.

Оформление доски:

Константин Георгиевич Паустовский

1892 – 1968

“Кот - ворюга”

Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни героя.

Эпитет – яркое определение.

Олицетворение – один из художественных приёмов: свойства человека переносятся на неодушевлённые предметы.

Предварительное задание:

  1. Прочитать рассказ “Кот-ворюга”, отметить черты, характеризующие внешность и поступки рыжего кота.
  2. Вспомнить приметы, пословицы, поговорки про кота, произведения, героями которых является это животное.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

С творчеством Константина Георгиевича Паустовского вы познакомились ещё в начальной школе. Что вы знаете об этом писателе?

Любимой темой произведений К. Г. Паустовского стала тема родной природы. Писатель показывает нам красоту Центральной России. Красоту скромную, неяркую, но всегда притягивающую к себе внимание человека наблюдательного, человека, не устающего удивляться, на первый взгляд, обычным явлениям природы.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством К. Г. Паустовского. Рассмотрим рассказ, который поможет нам вспомнить одно из правил поведения, отношения ко всему живому.

III. Беседа.

- “Кот - ворюга” - рассказ. Почему авторы учебника отнесли его именно к этому жанру?

(“Кот - ворюга” - небольшое по объёму произведение, в котором говорится о двух событиях в жизни главного персонажа – рыжего кота.)

- Случайно ли обращение К. Г. Паустовского к этому животному? Найдите ответ на вопрос в словах нашего старшего помощника Ивана Калиныча.

Работа со статьёй учебника. Страница 90 - 91 (“Какая деревенская изба без кошки? Это часть нашей природы, нашей жизни. Ну как не написать об этом звере?”)

- Согласны ли вы с этим утверждением? Докажите, что кот – важное животное в жизни человека. С этим животным связано много примет, пословиц.

  1. Въезжая в новый дом, люди первой пускают через порог кошку, так как к ней домовой благоволит.
  2. Кошка умывается – гостей намывает.
  3. Кота убить – семь лет ни в чём удачи не видать.
  4. Кошка, как и многие другие животные, чувствует приближение стихийных бедствий и своим поведением предупреждает об этом.
  5. Кошка помогает человеку успокоиться в стрессовых ситуациях.
  6. Кошка помогает человеку излечиться от некоторых болезней.
  7. С кошкой связана и дурная примета: чёрная кошка дорогу перебежит – к несчастью. Чёрный цвет всегда считался на Руси символом беды, несчастья.

- К. Г. Паустовский не первый обратил внимание на это животное. Героями каких произведений часто становятся животные?

В народных сказках животные обладают, как правило, постоянной характеристикой: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк – жадный, медведь – неуклюжий. А вот к коту отношение неоднозначное. В одних сказках он называется уважительно, по имени-отчеству – Кот Котофеич. В других – помощник тёмных сил (обычно Бабы Яги). Как правило, кот находчив, независим. Это животное стало героем сказки Р. Киплинга “Кошка, которая гуляет сама по себе”, Ш. Перро “Кот в сапогах”, басен И. Крылова, сказа П. Бажова “Серебряное копытце”. Во всех произведениях кот уверен в себе, решителен, независим.

IV. Работа со словом.

- Посмотрим, отходит ли от этой традиции в изображении кота К. Г. Паустовский. Каким вы увидели кота “до перевоспитания”? Заполним таблицу.

Портрет Поведение, характер
рыжий

разорвано ухо

отрублен кусок грязного хвоста

дикие глаза

тощий

огненно-рыжий

белые подпалины на животе

нахальные глаза

обворовывал

ловко прятался

потерял совесть

бродяга

бандит

бандитские проделки

грозно выл

отчаянный поступок

ужасающий вой

босяцкие выходки

притворно выл, как подземный дух

ругался под домом

издавал хищное щёлканье

вцепился мёртвой хваткой

отчаянно упирался

характер такой с детства

- Благодаря чему Паустовскому удалось так зримо описать кота?

- Используя эпитеты, олицетворения автор рисует образ нахального животного, готового на любую выходку, на любой отчаянный поступок в силу своего хулиганского характера и бродячего образа жизни: кот никому не принадлежит, поэтому вынужден был всячески защищаться, добывая еду воровством. Кот-Ворюга очень похож на Вождя Краснокожих из рассказа О. Генри: такой же взъерошенный, хулиганистый. Рыжий цвет как символ озорства, непослушания.

- На первый взгляд, отрицательный герой. А как, по-вашему, относится к нему автор?

В словах автора слышится, скорее всего, изумление, удивление, а в конце рассказа – даже восхищение. Ведь кот, от которого не ждали ничего хорошего, “даже совершил благородный и неожиданный поступок”: наказал петуха, наглым образом воровавшего кашу.

- Что же побуждает кота на столь внезапное проявление благородства?

Бывший ворюга добром платит за добро: за воровство его не наказали, его накормили и попытались перевоспитать. Мудрым в этой ситуации оказался мальчик Лёнька. Он понимает, что наказание кота не исправит, и предлагает путь добра.

Как же изменился кот? Продолжим заполнение таблицы.

Портрет Поведение, характер
фыркал и терся головой об пол (означало веселье)
мирно захрапел
совершил благородный и неожиданный поступок
дрожал от негодования
передней лапой бил петуха
ходил как хозяин и сторож
требовал благодарности

- Почему в рассказе не показано, как кот изменился внешне?

Это не важно, главное – его поведение. Теперь кот не просто сам соблюдает порядок, но и следит за дисциплиной во дворе. Это не значит, что кот стал ручным и совсем уж домашним: “ходил по дому и саду, как хозяин и сторож”, “требовал благодарности”. Оставшись таким же самоуверенным, всю силу своего характера он направляет на добрые дела.

V. Подведение итогов

- Вспомните, что мы говорили об образе кота в русской и зарубежной литературе. Отличается ли видением этого животного К. Г. Паустовский?

К. Г. Паустовский продолжает традиции русской и мировой литературы. Но в рассказе кот не сказочный герой, а вполне реальное животное, такое же независимое, свободолюбивое, как и в жизни (впрочем, те же черты мы видели и в народных сказках, и в зарубежных).

- Какая мысль писателя скрыта в чудесном превращении Ворюги? (Ученикам предлагается самостоятельно поразмышлять над проблемой доброго отношения ко всему животному.)