Урок химии в 10-м классе на модульной основе по теме: "Концентрированная серная кислота"

Разделы: Химия


МП (УЭ)

УЭ – интегрирующая цель.

УЭ–О – входной контроль – соединения серы (VI).

УЭ–1 – особенности свойств концентрированной серной кислоты (изучение нового материала).

УЭ–2 – закрепление нового материала (взаимодействие серной кислоты с металлами и сложными веществами).

УЭ–3 – выходной контроль.

УЭ–4 – рефлексия.

1. УЭ – интегрирующая цель.

1. Повторить и обобщить сведения о соединениях серы (VI).

2. Изучить особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами, неметаллами, сложными веществами.

3. Развить навыки составления электронно-ионных уравнений химических реакций.

4. Развивать навыки коллективного обучения, работы в условиях личного контроля с использованием различных форм само- и взаимоконтроля.

2. УЭ–0 – входной контроль.

2.1 Цель. Проверьте, готовы ли вы к восприятию модуля.

На выполнение данного задания Вам отводится 5 минут. Работайте самостоятельно. Свои ответы занесите в бланк ответов БО УЭО.

Если Вы верно ответили на все 8 вопросов поставьте в бланк БО УЭО 8 баллов,

7 вопросов – 7 баллов,

6 вопросов – 6 баллов, и т.п.

2.2 Задание.

1. В соединении SОз сера проявляет валентность ____.

2. Вид химической связи в оксиде серы (VI) _______.

3. Оксид серы (VI) проявляет свойства:

а) основного оксида, б) кислотного оксида

в) несолеобразующего оксида, г) амфотерного оксида.

4. При взаимодействии оксида серы (VI) с водой образуется ________.

5. Степень окисления серы в серной кислоте ______.

6. По содержанию кислорода в составе кислотного остатка серная кислота является __________кислотой.

7. Раствор серной кислоты относится к ___________электролитам.

8. Серная кислота по агрегатному состоянию ______________.

3. УЭ–1 Особенности свойств концентрированной серной кислоты. Изучение нового материала.

3.1.

Цели:

  1. Познакомиться со свойствами концентрированной серной кислоты.
  2. Научиться составлять уравнения химических реакций с участием серной кислоты.
Вспомните, какие химические свойства характерны для раствора серной кислоты. Смотри литературу(2), (3). Время выполнения задания 10 минут Вы уже знаете, что сера образует два оксида SO2; и SOз. Оксид серы (VI) – бесцветная жидкость с Тпл.= 16,8°С и Ткип.= 44,8°С. Он энергично соединяется с водой, образуя серную кислоту:

SOз + Н2О = H2SO4

SOз очень хорошо растворяется в 100%-ной серной кислоте. Такой раствор называют олеумом.

Серная кислота.

H2SO4 – тяжелая вязкая жидкость, смешивается с водой в любых отношениях. Ее раствор в воде является сильной кислотой, которая

образует два ряда солей: сульфаты и гидросульфаты. При взаимодействии концентрированной серной кислоты с различными металлами, как правило, происходит ее восстановление до SO2. Например:

Zn + 2 H2SO4(конц.)= ZnSO4 + SO2 + 2Н2О

Концентрированная серная кислота окисляет медь, серебро, углерод, фосфор:

Сu + 2 H2SO4(конц.)= СuSO4 + SO2 + 2Н2О

2Аg + 2 H2SO4(конц.)= Аg2SO4 + SO2 + 2Н2О

С + 2 H2SO4(конц.)= СО2 + 2SO2+2Н2О

2Р+ 5 H2SO4(конц.) = 2НзРO4 + 5 SO2 + 2Н2О

Концентрированная серная кислота обугливает органические вещества – сахар, бумагу, дерево, волокна и т.д., отнимая у них элементы воды. При этом образуются гидраты серной кислоты. Обугливание сахара можно выразить уравнением

С12Н22O11+n H2SO4(конц.) =12С+ n H2SO4·11Н2О

Образовавшийся уголь частично вступает во взаимодействие с кислотой:

С + 2 H2SO4(конц.)= СО2 + 2SO2+2Н2О

Поэтому кислота, которая идет в продажу, имеет бурый цвет от случайно попавших и обуглившихся в ней пыли и органических веществ.

На поглощении (отнятии) воды серной кислотой основана осушка газов.

Разбавленная серная кислота окисляет только металлы, стоящие в ряду активности левее водорода, за счет ионов H+ , например:

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2

Качественная реакция на серную кислоту и растворимые сульфаты – образование белого осадка сульфата бария, нерастворимого в кислотах и щелочах:

Ва2++ SO42- = ВаSO4

4. УЭ–2 Химические свойства концентрированной серной кислоты.

4.1.

Цели:

  1. Изучить особенности взаимодействия серной кислоты с металлами и сложными веществами.
  2. Подтвердить полученные знания на практике.
Работайте в группе. Ответы заносите на кодопленку, выданную учителем. Работа рассчитана на 10 минут. Внимание! Не забывайте о правилах техники безопасности!

Литература (1), (2), (3).

1 балл – не участвовал,

2 балла – принимал участие, допускал ошибки

3 балла – принимал активное участие.

4.2. Задание.

Выполнить химические превращения, составить соответствующие уравнения реакций в электронно-ионном виде. Сделать вывод о свойствах серной кислоты.

1 группа.

Реактивы на столах: раствор серной кислоты, железо, магний.

Сравните скорость реакции взаимодействия серной кислоты с выданными металлами, объясните различие, предложите способы увеличения скорости.

2 группа.

Реактивы на столах: концентрированная серная кислота, медная спираль. Опустите медную спираль в пробирку с кислотой. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод об окислительной способности концентрированной серной кислоты.

3 группа.

Реактивы на столах: концентрированная серная кислота, бумага, сахар.

Опустите в одну пробирку с кислотой бумагу, в другую насыпьте немного сахарного песка. Объясните свои наблюдения. Сделайте вывод об особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты с органическими веществами.

4 группа.

Реактивы на столах: раствор серной кислоты, раствор сульфата натрия, раствор хлорида бария. Проведите качественные реакции на серную кислоту и сульфат. Уравнения реакций запишите в ионном виде. Сформулируйте правило обнаружения сульфат-иона в неизвестном растворе.

После выполнения работы отдайте кодопленку с ответами учителю или консультанту. Проверка производится с использованием кодоскопа. Консультанты выставляют в графу БО УЭ–2 каждому ученику оценку, согласно доли его участия в обсуждении данного вопроса.

5. УЗ–3 Самостоятельная работа (выходной контроль).

4.1. Задание I.

Эту работу нужно выполнять по вариантам. Если Вы сидите ближе к окну, то выполняете первый вариант. Если ближе к двери – второй. На это задание отводится 10 мин. Работу выполняйте на бланке БО УЭ–3.

Запишите уравнения химических реакций в электронно-ионном виде.

1 вариант

S + H2SO4 Аg + H2SO4( КI + H2SO4 К2SO4 + I2 + Н2S + Н2О)

2 вариант

Р+ H2SO4 Hg + H2SO4 ( H2SO4 + КIO3I2+ Nа2SO4 + К2SO4 + Н2О)

После выполнения поменяйтесь работами с соседом, сидящим справа от вас. Сверьте ответы вашего соседа с ответами на доске. Поставьте в лист контроля число баллов по сумме верно записанных уравнений.

Все выполнено верно – 6 баллов, за каждое неверно записанное уравнение вычесть один балл, за выполнение дополнительного задания прибавьте по одному баллу за каждое правильно записанное уравнение.

6. УЭ–4. Рефлексия.

Работа рассчитана на 2–3 минуты. 1. Вернитесь к целям урока.

2. Достигли ли Вы их в ходе работы?

3. Как Вы конкретно оцениваете свою деятельность на уроке?

4. Что Вам, на Ваш взгляд, необходимо изменить в своей деятельности на уроке?

5. Что давалось легче? Что труднее?

6. Оцени свою работу на уроке объективно:

- работал мало, материал знаю слабо – 0 баллов;

- работал активно, но часто ощущал пробелы в знаниях по тому или иному вопросу – 1 балл;

- работал активно, уверенно отвечал на вопросы, отстаивал свою точку зрения – 2 балла.

7. Литература.

  1. Л С. Гузей, Р.П. Суровцева Химия-10.
  2. Р. П. Суровцева, Л.С. Гузей Химия-9.
  3. Ф.Г. Рудзитис, Г.Е. Фельдман Химия -9.

Приложение