Интеллектуальная игра "Лингвистическое турне" в 8–9-х классах

Разделы: Русский язык


Цели:

  • создать интерес учащихся к учебному предмету;
  • развивать языковое чутье; мобилизовать внимание;
  • систематизация знаний по предмету;

Вид урока: урок-игра-путешествие

Оборудование: фишки, карточки, карта, алфавит.

Ход игры

В этой игре-путешествии могут принимать участие две, три команды. Перед началом игры

Ее организаторы должны нарисовать карту “путешествия” и приготовить фишки.

Ведущий:- Добрый день, дорогоие ребята! Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в страну, которой нет на глобусе; не упоминается она ни в одном туристическом справочнике. И, тем не менее, она не только находится рядом с нами, но и мы находимся в ней. Эта страна имеет свою историю, она живет и развивается по своим законам. И она носит гордое и звучное имя- Лингвистика.

Вы, наверное, уже слышали это слово и знаете, что произошло оно от лат. слова “Лингва”, что значит “язык”. В этой удивительной стране живут слова, молодые и старые, коротенькие и длинные, простые и мудреные. В Лингвистике к каждому слову относятся уважительно и бережно. Вот в эту чудесную страну мы и отправимся сегодня.

Страна эта очень большая, и мы, конечно, не сможем увидеть ее всю. Для того, чтобы успеть побывать хотя бы в нескольких ее городах и осмотреть достопримечательности, нам понадобится средство передвижения. Вы не против, если это будет конный многоместный “омнибус”? Места в нем хватит всем, ведь само слово “омнибус” представляет собой дательный падеж множественного числа от латинского слова “омнис”. “Омнис” значит “весь”, “омнибус” - “для всех”, “всем”.

Начнем наше путешествие в столице страны - городе Орфоэпии и, совершив круг, закончим его в этом же славном городе. А, кстати, друзья, вы знаете как переводится название столицы?

Ребята отвечают.

- Слово “Орфоэпия” произошло от греческих слов “орфос” - “правильный” и “эпос” - речь.

Значит, Орфоэпия- столица образцового литературного произношения. Вот здесь, в этом городе, мы и определим правильное название нашего путешествия. Что это будет:круиз, ралли или турне?

Ребята отвечают.

- Правильно, это будет турне - кратковременное путешествие, поездка по круговому маршруту.

Но, давайте перед поездкой проведем небольшую викторину-разминку:

  1. Чем кончаются день и ночь?
  2. Из какого крана нельзя напиться?
  3. Какая птица разносит сплетни?
  4. Что было завтра, а будет вчера? (сегодня)
  5. Когда мы видим две, а говорим десять? (Х)
  6. Он идет, качается в классическом стихотворении Агнии Барто. Кто это?
  7. Ей пришлось пойти навстречу Магомету.
  8. Как называется третий после понедельника день недели?
  9. Что такое “черное золото”?
  10. Какие камни в море?
  11. Кто основал Московский университет?
  12. Кто был первым российским императором?
  13. На какой свет светофора нельзя переходить улицу?
  14. Как звали графа, знавшего секрет “материи прима”, позволявшей прожить аж 5557 лет?
  15. Как звали молодого крокодила 50-ти лет?
  16. На чем сидит пенсне?
  17. Название какой игры переводится с персидского буквально “царь умер”?
  18. Какие горы разделяют русских на европейцев и азиатов?
  19. Какое существительное в современном русском языке произошло от латинского глагола “нехватать”, “недоставать”?
  20. Шоколадка с названием планеты. (Марс)
  21. Леденец-круглая радость. (чупа-чупс)
  22. Поляна на голове (лысина)
  23. Хвост, который впереди. (хобот)
  24. Ковшик с дырками. (дуршлаг)
  25. Его в мешке не утаишь. (шило)
  26. Тряпичный дом. (палатка)
  27. Верблюжий рюкзак. (горб)
  28. Зубные раны. (кариес)
  29. Собачья улыбка. (оскал)
  30. Плавучий живой фонтан. (кит)

Ведущий: - Итак, в путь! Мы начинаем лингвистическое турне, в котором вы будете проверять и пополнять ваши знания в области языкознания.

Первым на пути нашего следования из столицы нам встречается город Лингваполис. Я уверена, что вы без труда переведете его название. (“Лингва” по-лат. – “язык”, “полис” по-греч. – “город”)

I тур. г. Лингваполис.

Ведущий: - В этом городе отличная библиотека, в которой хранятся тысячи словарей. Эти словари – своеобразные архивы с биографиями жителей города. Сейчас мы все вместе попробуем ответить на вопросы, связанные со словами и языком.

  1. В Японии этот предмет называют “вакидзаси”, что буквально означает “на боку воткнутое”. Что это за предмет? (Меч)
  2. На языке коми: “син”-глаз; “лыс” - хвоя. Переведите на русский язык с языка коми слово “синлыс”. (ресницы)
  3. С итальянского языка это слово переводится как “сломанная скамья”. А в русском языке оно обозначает неудачливого бизнесмена. Что это за слово? (банкрот)
  4. Какое русское слово получится, если соединить два английских слова “вагон” и “путь”? (трамвай)
  5. Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по его названию? (Простокваша)
  6. Из малайского языка к нам пришло название с малайского на русский, получится “лесной человек”. Назовите это животное. (орангутанг)
  7. Какое слово в русском языке означает “стыд, срам”, а в чешском – это призыв “Внимание! Берегись!”? (позор)
  8. Коммерция – слово латинское. Назовите его русский перевод. (торговля)
  9. По порядку он девятый, а его название с латинского языка переводится как “седьмой”. О чем идет речь? (месяц сентябрь)
  10. В названии какой конфеты чувствуется холод? (леденец)

II тур. г. Брейн-Йорк.

Ведущий: - Мы прощаемся с Лингваполисом и отправляемся в Брейн-Йорк. (“Брейн” По-английски “мозг”, “Йорк” - “город”). В этом городе нашим путешественникам предстоит хорошо поработать мозгами, проявить языковое чутье и мобилизовать внимание.

Я буду зачитывать определения слов, а ваша задача – вспомнить и назвать, быстрее соперников, объединяющее их слово. Н-р: и шоколадка, и планета. (Марс)

  1. И кофе, и футболист. (Пеле)
  2. И врач, и ученый. (доктор)
  3. И шапка , и человек. (невидимка)
  4. И кошка, и марка машины. (ягуар)
  5. И река, и марка машины. (Волга, Ока)
  6. И остров, и мотоцикл. (Ява)
  7. И цветок, и дерево. (Кактус)
  8. И хлебное изделие, и руль (баранка)
  9. И дерево, и тупица. (дуб)
  10. И фрукты, и брюки. (бананы)
  11. И насекомое, и подслушивающее устройство. (жучок)
  12. И футбольный клуб, и турецкая гора. (Арарат)
  13. И богиня утренней зари, и крейсер. (Аврора)
  14. И гриб, и замухрышка. (сморчок)
  15. И молодой боковой побег, и старый аппендицит. (отросток)
  16. И оптический прибор, и баллы в игре. (очки)
  17. И теплый ветер, и бытовой электроприбор. (фен)
  18. И сладкое кондитерское изделие, и ветер. (зефир)
  19. И затор на дороге, и закрывашка. (пробка)
  20. И растение, и стрелковое оружие. (лук)
  21. И цветок, и женское имя. (Роза, Лилия)
  22. И птица, и город. (Орел)
  23. И животное, и спортивный снаряд. (конь, козел)
  24. И летчик, и гонщик. (пилот)

Ведущий: - Мы покидаем прекрасный город Брейн-Йорк и двигаемся дальше. И-о, чудо! На нашем пути мы встречаем Емелю –Дурачка, у которого зажат один кулак. Чтобы мы могли спокойно пройти мимо сказочного героя, нам необходимо угадать, что у него в правом кулаке. А для этого нам нужно выполнить следующее задание:

Расставьте знаки препинания в данном предложении. В алфавите проставьте порядковые номера над всеми буквами (от 1 до 33). В предложении, с которым вы работали, сосчитайте все буквы до первого знака препинания, затем все буквы между первым и вторым знаками препинания, и т. д. и , наконец, между последним знаком препинания и точкой. Определяя число в интервале между двумя поставленными знаками, применяйте следующий шифр:

  • если встретилось двоеточие, вычтите из числа 4 единиц;
  • если встретилось тире, вычтите из числа 5 единиц;
  • при постановке точки и запятой число не меняется;
  • при постановке восклицательного или вопросительного знаков разделите число пополам. Каждое полученное число- это порядковый номер буквы в алфавите.

Смышленые детишки девчонки и мальчишки и также их родители с забавами да играми учиться не хотите ли

Ответ: Смышленые детишки: девчонки и мальчишки – и также их родители, с забавами да играми учиться не хотите ли?

16-4 18-5 16 34:2
12 13 16 17
К Л О П

III тур. г. Криптобада.

Ведущий: - А теперь я предлагаю совершить прогулку по городу Криптобаду.

Название этого города составлено из греч. Слова “крипто”, что значит “тайна”

и иранского слова “бад”, что значит “город около термального источника”. Жители

этого города – большие выдумщики по части шифров. Но мы с вами все же попробу-

ем разгадать их тайные знаки и прочесть зашифрованные слова.

(Ведущий показывает ребусы-рисунки. Ребята прочитывают народные пословицы)

IV тур. г. Болтайштадт.

Ведущий: - Мы продолжаем путешествие, и впереди уже виднеются стены древнего

города с веселым названием Болтайштадт. Жители этого города целыми днями занимаются тем, что переводят: то с английского на английский, то с китайского на китайский, то с японского на японский. Вы думаете, это шутка? Вовсе нет. Я раздам вам карточки, и вы командами попробуете перевести очень маленький текст с русского на русский. Надо прочитать, вникнуть в суть высказывания. А затем сказать то же самое, но уже литературным языком.

1 карточка: “Мне вчера одна простокваша вздумала профильтровать базар, да обломилась”.

2 карточка: “К нам тут один фраер прихилял. Клево потусовались, поугорали”.

3 карточка: “Мы такие стоим. Тут этот подваливает, весь на винтах. Ну, я ему в натуре… И он скис”.

IV тур. г. Орфоэпия.

Ведущий: - Вот, наконец, мы вернулись в город, с которого началось наше лингвистическое турне, - в столицу Орфоэпию. Я надеюсь, за путешествие вы не забыли, как переводится название столицы Лингвистики?

Ребята отвечают.

Каждый кто приезжает в этот город, старается правильно произносить звуки и слова, правильно строить фразы. Так давайте и мы проверим, знаем ли Законы русского языка, его Правила и Исключения.

Конкурс “Знатоки русского языка”

  1. Дано предложение: “Я часто встречался с Зегерс”. О ком идет речь: о мужчине или о женщине? (о женщине. О мужчине : с Зегерсом)
  2. Репортаж о спортивном соревновании заканчивается так: “Особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в сборную Республики”. Кто эти спортсмены: мужчины или женщины? (мужчины. О женщинах сказ. : “Все три”)
  3. Как правильно написать: “Согласно договора” или “Согласно договору”?
  4. Какая ошибка допущена в предложении:: “Заниматься ему ничего не мешало”?

Конкурс “Ударный”

Ребята по очереди вытаскивают из коробочки карточки, на которых написаны слова.

Эти слова нужно произнести вслух, правильно ставя ударение.

Конкурс “Какого рода”

Ребята подходят по одному, вытаскивают карточки со словами, вслух читают и говорят, какого оно рода.

Игра “Морфологические шарады”

Игра “Рифмованные шарады”

Конкурс “Найди ошибку”

Ведущий читает тексты с ошибками. Ребята должны указать на ошибку.

Подведение итога.