Искусство речеведения: элективный курс по культуре речи

Разделы: Русский язык


Объяснительная записка

В настоящее время к культуре речи предъявляются высокие требования. Речь должна быть не только правильной в орфоэпическом, лексическом и грамматическом отношении, но и хорошей, стилистически целесообразной и дифференцированной.

. Предлагаемая система работы позволяет учащимся ясно осознать жизненную необходимость изучения русского языка. Она создает оптимальные условия для развития мышления учащихся, так как предполагает вовлечение их в разнообразную мыслительную и речевую деятельность, расширяет обучающие возможности уроков русского языка. Учащиеся овладевают не только нормами литературно правильной речи, но и умением строить речь в соответствии с разнообразными задачами и условиями общения. В работе раскрываются пути достижения более высокого уровня культуры речи, связанного с освоением норм функциональных стилей, закономерностей целесообразного использования средств языка .

Целью данного элективного курса является подготовка грамотных, образованных людей, так как уже давно наступило время разрешить противоречие между нормами современного русского литературного языка и теми “эталонами речи”, которые звучат с экранов телевизоров, со страниц газет, журналов и “массовой” литературы, не говоря уж об Интернете. Постоянно повторяясь, типичные ошибки укореняются в нашем сознании как некая речевая “норма”, с которой одному учителю или отдельно взятой школе бороться просто бессмысленно, данную проблему нужно решать в масштабах региона, а то и России в целом.

Элективный курс “Русский язык и культура речи” построен с учетом принципов системности, научности, доступности, преемственности и перспективности, имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  • показать богатство русской речи, повысить интерес к изучению родного языка;
  • стимулировать творчество учащихся, развивать их наблюдательность, творческое воображение;
  • учить речевому мастерству, развивать мышление, эмоциональную сферу, эстетический вкус учащихся;
  • развивать внимание учащихся к слову, прививать навык осознанного, немеханического употребления в речи сходных по внешнему виду, но различных по значению слов;
  • развивать речевую память учеников, их языковое чутье;
  • совершенствовать речь с точки зрения грамматической правильности построения синтаксических единиц;
  • формировать навыки точного, коммуникативно целесообразного использования синтаксических средств языка в речевой практике;
  • научить школьников пользоваться словарями;
  • научить приемам и способам, позволяющим придать языку побольше свойств речи хорошей;
  • помочь учащимся удостовериться в чрезвычайном богатстве собственных возможностей, в разнообразии своих словарных и других запасов, которые, к сожалению, остаются часто невостребованными;
  • воспитывать культурного читателя, умеющего отличать хорошую книгу от посредственной, радоваться встрече с подлинным произведением искусства; прививать вкус к хорошей речи, нетерпимость к порче языка, отвращение к речи грубой, вульгарной, косноязычной;
  • воспитывать желание избавляться от недостатков в собственной речи: следить за своей речью, что-то изменять в ней, от чего-то отвыкать, к чему-то новому приучаться.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • научиться говорить ясно, убедительно, правильно, выразительно и свободно;
  • овладеть навыками живой устной речи, навыками словесной импровизации, умением держать контакт с аудиторией, контролировать себя во время выступления;
  • научиться стилистическому анализу языка рукописей;
  • уметь использовать при написании различных текстов языковые ресурсы;
  • приобрести навыки стилистической правки текста, основанной на четком определении характера речевых ошибок и умелом их устранении;
  • научиться слышать, запоминать и использовать в речи и синонимы, и в уместных случаях архаизмы и неологизмы, и диалектизмы всякий раз, когда они могут выразить мысль и чувства красочней, колоритней, сильней, точней, неожиданней, чем примелькавшееся литературное гладкое слово;
  • выработать в себе нетерпимость к стилистическим недочетам в словоупотреблении;
  • уметь использовать слова определенной морфологической структуры в определенных синтаксических позициях и конструкциях, уместно употреблять в собственной речи слова с определенными типами морфем, видеть смысловые и стилистические особенности различного рода текстов, уметь оценивать свою и чужую речь.

Содержание программы

1. Введение (3 ч.)

Язык и речь. Функции языка. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм. Словари. Общение и речь. Культура речи и речевой этикет. Изменение этикетных формул. Этикет в православной среде. Функции речи. Формы речи. Виды речи. Качества речи.

2. Правильность речи (50 ч.)

1. Акцентологические нормы (4 ч.)

Искажение ударения. Изменчивость его с течением времени. Подвижность ударения. Регрессивное и прогрессивное ударение. Динамическое ударение. Логическое ударение.

2. Орфоэпические нормы (4 ч.)

Сближение произношения с написанием. Произношение отдельных звуков, звукосочетаний, некоторых грамматических форм. Типичные трудности произношения. Сценическое произношение. Диалектное произношение

3. Лексические нормы (16 ч.)

Слово. Смысловая специфика слова в речи. Разговорная лексика. Книжная лексика. Многозначность слова. Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность. Плеоназм и тавтология. Лексическая недостаточность. Стилистические функции синонимов.

Стилистические функции антонимов. Омонимия и смежные с ней явления. Паронимия и парономазия. Этимология. Историзмы и архаизмы. Диалектизмы. Терминология. Профессиональная лексика. Жаргонизмы. Неологизмы. Окказионализмы. Экзотизмы и варваризмы. Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Клише, речевые штампы, канцеляризмы.

4. Морфемы как единицы языка и речи (4 ч.)

Омонимия, синонимия, паронимия, антонимия, мезонимия морфем. Различение морфем по особенностям семантики и отношению ее к другим однотипным значащим частям слов, по стилистической окрашенности, по обычности-необычности употребления в речи. Выявление различного рода ограничений в сочетаемости морфем. Наблюдение над ролью морфем в создании слова, употребленного в предложении, тексте. Конструирование слов с определенными морфемами, определенной структуры и употребление их в речи.

5. Морфологические нормы (4 ч.)

Употребление форм имен существительных в речи. Использование имен прилагательных в речи. Употребление форм имен числительных в речи. Использование форм местоимений в речи. Употребление форм глагола. Использование наречий в речи. Употребление служебных частей речи, междометий, звукоподражательных слов.

6. Синтаксические нормы (16 ч.) Строй простого предложения. Особенности согласования подлежащего и сказуемого. Согласование определений и приложений. Некоторые случаи управления. Дополнения прямые и косвенные. Виды обстоятельств по значению. Правильное построение предложений. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Ошибки при употреблении однородных членов. Причастные и деепричастные обороты. Роль инверсии в предложении. Особенности ее использования. Средства синтаксической связи в сложном предложении. Стилистические ошибки при построении сложных предложений. Синтаксическая синонимия.

3. Чистота речи (4 ч.)

Литературные и нелитературные слова. Слова-паразиты. Молодежный жаргон. Студенческий фольклор. Просторечные слова. Нецензурные выражения.

4. Богатство речи (4 ч.)

Значения незнакомых слов и фразеологизмов. Значения широко употребительных слов. Работа над речевым смыслом слова. Экспрессивные лексические средства языка и речи. Общность и различие значений слов – членов системных языковых и контекстуальных объединений. Ключевые слова для выражения той или иной темы высказывания. Выразительные средства для построения высказывания. Словарные достоинства и недостатки чужой речи.

5. Точность речи (4 ч.)

Семантика слова. Лексические замены. Эвфемистичность речи. Анахронизм. Типы сочетаемости слов. Фактическая точность, связанная с правильным отражением свершившихся фактов, правильным указанием времени, места, события и т.д.

6. Логичность речи (6 ч.)

Признаки текста. Тематическое и смысловое единство, стилистическое единство, структурное единство.

Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение.

Непротиворечивое сочетание слов. Правильный порядок слов. Правильное использование служебных и вводных слов. Влияние пунктуации на смысл высказывания. Умелое употребление различных языковых средств для связи частей текста. Правильное использование абзаца. Выбор синтаксических структур, адекватных логике и содержанию высказывания. Композиция текста как показатель логичного высказывания.

7. Выразительность речи (8 ч.)

Звукопись. Аллитерация. Ассонанс.

Фразеологизмы как средство выразительности речи. Синонимия, антонимия, многозначность фразеологизмов. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Афоризмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Тропы. Эпитеты. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Антономасия. Метонимия. Синекдоха. Аллегория. Гипербола. Литота. Перифраза. Ирония. Оксюморон. Стилистически не оправданное употребление тропов.

Выразительные возможности русского синтаксиса

Градация. Антитеза. Парцелляция.

8. Уместность речи (22 ч.)

Сфера общения. Условия общения. Адресат речи. Понятие о стилевых чертах функциональных стилей. Стилистические средства языка.

Стили речи. Официально-деловой стиль. Дипломатический подстиль. Документальный подстиль. Обиходно-деловой подстиль. Модели синтаксических конструкций, используемых в деловой переписке.

Научный стиль. Собственно научный подстиль. Учебно-научный подстиль. Технический подстиль. Научно-популярный подстиль. Модели синтаксических конструкций, используемых в научном стиле.

Вторичные тексты. Аннотация. Реферат. Рецензия. Отзыв. Модели стилистических конструкций, используемых во вторичных текстах.

Публицистический стиль. Модели стилистических конструкций, используемых в публицистическом стиле.

Стиль художественной литературы.

Разговорно-бытовой стиль.

Неоправданное употребление слов с различной стилевой окраской. Смешение стилей. Нагромождение канцеляризмов, речевых штампов.

Список используемой литературы:

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
  2. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус. яз. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Барашков В.Ф. А как у вас говорят?: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 1978.
  5. Бердникова Е.Д. , Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. – М.: Флинта, 2000.
  6. Божко Н.М. Учение с увлечением: элективный курс по основам языкознания. – Волгоград: Издательство “Панорама”, 2006.
  7. Бугаева И.В. Этикет в православной среде. ж. Русский язык в школе и дома, № 4, 2006.
  8. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001.
  9. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981.
  10. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
  11. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. – М.: Знание, 1983.
  12. Ермакова О.П. Источники пополнения жаргона. Русский язык (приложение к газете “Первое сентября”), №40, 1999.
  13. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
  14. Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка (VII – VIII классы): Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.
  15. Капинос В.И. Культура речи. Стилистика. (Разделы из книги “Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей” / Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю.Купалова и др. Под ред. Т.А.Ладыженской.) – М.: Просвещение, 1980
  16. Кружковая раблта по русскому языку: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.
  17. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.
  18. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
  19. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., “Педагогика”, 1974.
  20. Лошкарева Н.А. Русский язык 1 – 11 классы. Рабочие материалы для учителей и учащихся. – М.: Лептос, 1995.
  21. Лукашевич Е.В. Русский язык: Пособие для подготовки к вступительным экзаменам в форме тестирования / Е.В.Лукашевич, к.фил.н. – Барнаул: АГУ. 2001.
  22. Любимова О.А. Диалектная лексика как объект изучения на уроках русского языка (региональный компонент): Учебно-методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2001.
  23. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
  24. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
  25. Нечаева Н.В., Роганова З.Н. Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-6 классах. – М.: Издатель А.В.Мерзлов, 1996.
  26. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
  27. Новиков Л.А. Искусство слова. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1991.
  28. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. Кн. для учащихся. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1986.
  29. Панов Б Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
  30. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  31. Подрабинек К. Много жаргонов , хороших и разных. Русский язык (приложение к газете “Первое сентября”), № 40, 1999.
  32. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  33. Поэзия норм и правил: Кн. для учителя: Из опыта работы / Сост. В.Н.Ивлева. – М.: Просвещение, 1989.
  34. Развитие речи на уроках морфологии: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителей/ Сост. Г.К.Линдман-Орлова. – М.: Просвещение, 1979.
  35. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. – 2-е изд., доп. И перераб. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
  36. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
  37. Сенюшкина Т.В. Русский язык. Лексика. Сборник упражнений по лексике для 6 класса. Барнаул: изд-во АКИПКРО, 1994.
  38. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1996.
  39. Успенский Л.В. Культура речи (Размышления писателя). М., Знание, 1976.
  40. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
  41. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979.
  42. Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
  43. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – 3-е изд., перераб. и доп. /Гл. ред. М.Аксёнова; отв. Ред. Л.Петрановская. – М.: Аванта плюс, 2004.

Приложение