Формирование правового сознания у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, обусловленная – среди многих причин – и ответственностью человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступать в той или иной ситуации.

Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и Гражданином собственной страны.

Ознакомившись с опытом работы педагога ДОУ № 32 г. Братска Ольги Геннадьевны Ворончихиной, по теме: “Ознакомление дошкольников с основами правового сознания”, я решила использовать его в своей работе. Для начала, я ознакомилась с основными международными документами, которые касались прав ребенка:

Декларация прав ребенка (1959)

Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Следующим этапом моей работы, был подбор и изучение соответствующей литературы к данной теме. Формирование правового сознания у детей, предлагаю начать по двум направлениям:

Работа с родителями:

Цель: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.

Работа с детьми:

Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового сознания.

Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 29 родителей моей группы. Выявлен:

52%(15чел.) – не знают о существовании Конвенции о правах ребенка.

31%(9чел.) – слышали, но в его содержание не вникали.

17%(5чел.) – знают о существовании документа и его содержании, но поверхностно.

Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, я наметила следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.

Предложив родителям ответить на вопрос: “Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции”, я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы получить теоретические знания. Затем родители проявили заинтересованность к таким формам работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы были включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок, выполнение домашнего задания и т. д.

Самым первым этапом моей работы – было оформление уголка для родителей: “Правам ребенка посвящается”, где я поместила теоретический материал о Конвенции по правам ребенка.

Затем я решила выявить уровень педагогической культуры родителей. Для этого был проведен ряд заполнения анкет – опросников: (рисунок № 1), тестов” Какой вы родитель?” (рис. № 2), “Мое отношение к наказаниям” (рис. № 3), анкета “ Хорошие ли вы родители?”.

По мере освоения родителями Конвенции, они принимали непосредственное участие в ее обсуждении. Так, например, при проведении встречи – беседы на тему: “Знаем ли мы права и обязанности детей”, я поставила перед собой цель: “ Познакомить родителей с основными направлениями Конвенции о правах ребенка. Направить внимание родителей на доверительные взаимоотношения с детьми”. Был приглашен психолог, который ознакомил родителей с результатами игры – моделирования “Символический портрет моих родителей” (были использованы геометрические формы). Крайне были удивлены родители, которым был объяснен результат данной игры. Ограничивая свободу своего ребенка, подавляя его инициативу и активность, лишая его своего тепла, эмоциональной близости и участия, эти родители испытывали и замечали в поведении ребенка то же отношение и со стороны своих детей. Психологом была дана устная консультация на тему: “Детско-родительские отношения – как фактор развития личности ребенка”. А так же был проведен тренинг для родителей по разрешению данной проблемы на тему: “Межличностное общение”.

При обсуждении ряда статей Конвенции, родителям были заданы следующие вопросы:

  • Что такое Конвенция прав ребенка? Что вы о ней знаете?
  • Как вы понимаете права человека? Ребенка?
  • Нужно ли знать родителям и детям Конвенцию? Зачем?
  • Какие права ребенка устанавливает Конвенция? Зачем?

При обсуждении всех вопросов, расширенную консультацию давал один из родителей-юристов. В конце встречи, родители высказывали свое личное отношение и мнение к данному документу. Многие правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребенка, не перекладывая его на детский сад и государство. С большим интересом и пониманием отнеслись родители к моему предложению о написании домашнего сочинения вместе с детьми на тему: “Права и обязанности моего ребенка в семье”.

Кроме того, я использовала в своей работе папки – передвижки, письменные консультации, листовки – памятки на такие темы как: “Ребенок и его права”, “Влияние родительских установок на развитие детей”, “Искусство быть родителем”, “Семь правил для всех”, “Родительская любовь” и т. д.

Активность, творчество и заинтересованность проявили родители при выполнении домашних заданий:

  • Изготовление генеалогического древа: “Твои корни малыш”
  • Оформление выставки: “Умелые руки не знают скуки”
  • Оформление панно: “Счастливые мгновения детства”

Фантазию, выдумку, артистические способности проявили родители при проведении совместных праздников: “Моя дружная семья”, “Праздник моего города”, “День матери”, “Папы– Защитники Отечества”.

Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались не только тесты-опросники, беседы-тренинги, а также совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т.е. к личностно-ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка.

Прежде чем, приступить к конкретной деятельности с детьми, передо мной встал ряд проблем:

  • Какие именно статьи, какие права могут и должны быть реализованы в моей работе с детьми;
  • Как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей, смысл каждого права;
  • Через какие формы работы с детьми целесообразнее проводить данную работу.

После изучения материалов Конвенции, я условно разделила статьи данного документа на несколько блоков:

  1. право на охрану и укрепление здоровья
  2. право на сохранение своей индивидуальности
  3. право ребенка участвовать в играх, развлечениях
  4. право на образование

Так как наша прогимназия работает по программе “Школа 2100”, я решила, что свою работу по формированию правового сознания у детей я включу в раздел “Здравствуй мир”.

Для начала я составила перспективный план работы, так как мы набираем в свою логопедическую группу детей на два года. Занятие проводятся один раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала включены в повседневную совместную и самостоятельную деятельность детей, что позволяет избежать их излишней заорганизованности. Работу провожу с небольшими подгруппами, так как моя группа логопедическая, а это способствует и стимулирует не только познавательное общение и взаимодействие, но и взаимообучение и взаимопроверку. Обучение основам правового сознания я планирую через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного “Я” к окружающему миру.

Знакомство и обучение основам правового сознания, я провожу в виде игры, и обязательно с присутствием сказочного героя. Основной принцип в работе дать детям возможность познавать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах поступках.

Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его “прислушиваться” к собственным ощущениям, эмоциям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для этого мы проводили такие игры, как “Зеркало”, “Чем мы похожи и отличаемся, друг от друга”, “Мои сказочные сны”, “Волшебные человечки”… Детям очень нравятся игры путешествия к сказочным героям: Орлу Зоркий глаз, Слонихе Чуткие уши, Бегемотику Вкусноежке, Обезьянке Любопытные руки и Собаке Острый нюх, где на основе полученных ощущений, восприятий, у детей формируется свое отношение к себе и к окружающему миру. В этих играх детям предоставляется возможность не только анализировать свои чувства и желания, но и возможность взглянуть на себя со стороны, расширить представления о себе, осознать собственную ценность и ценность других людей.

Используя прием драматизации, я стараюсь развить у детей умение “в чувствоваться” в образ сказочного героя, войти в его положение. Каждый ребенок по средствам игры имеет возможность побывать в роле другого. Это помогает ему характеризовать поведение окружающих, острее реагировать и высказывать свое отношение к происходящему.

В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, я стараюсь дать новые знания, вызвать оценочное отношение к окружающему миру.

Большую часть времени посвящаю практике: решению проблемных задач, поиску решений от своего имени или от имени сказочного героя: если бы я поймал золотую рыбку…; если бы я был волшебником…; выбери правильный тон…; дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Выбери правильный тон разговора и ответ”, “Найди ошибку и исправь”, “Назови пословицы к данному праву”, “Назови право к данной картинке”, “Напой песню о названном праве”. Чтобы дети более тонко ощущали изменения окружающего мира, я использую прием визуализации. Мы разыгрываем небольшие инсценировки, в которых дети представляют себя в роли крошечных насекомых, животных либо маленькой любимой игрушки, попавшей в беду, в большом окружающем мире. Ощущая беспомощность маленького друга, дети не только раскрывают все черты своего нравственного воспитания, но и искренне делятся своими впечатлениями, которые они прочувствовали на себе.

Знакомя детей с правом на имя, мы сделали в группе шкатулку-копилку, которую назвали “Ларец красивых имен”. В ней поместили фотографии детей с описанием значений имен, их происхождении. Затем для каждого ребенка была нарисована карточка “звездочета”, на которой был нарисован знак Зодиака соответствующий дате рождения ребенка. Используя карточки, мы проводили такие игры, как, “Угадай имя по знаку Зодиака”, “Расскажи, что означает твое имя?”, “Подбери цветок к своему имени”, “Игрушку выбирай, чья она нам отвечай”. Для каждого имени готовили медаль-эмблему, где дети по своему желанию и представлению оформляли одну из сторон.

Чтобы подвести детей к знакомству с правом на гражданство, я начала знакомить детей с историей нашего города, его символикой, а затем с историей республики. Мы познакомились с историями образования гербов, их формой, цветом. Дети узнали значение каждой детали герба, значение каждого цвета на флагах. С детьми проводились такие игры, как “Собери герб города или республики”, “Дорисуй недостающий цвет флага”. Одновременно, я проводила беседы, задавая детям вопросы поискового характера: “Чем похожи гербы города и республики?”, “Угадай, чего не хватает в гербе (флаге)?”, “Найди ошибку в изображении герба (флага)?”. Когда дети усвоили символику малой родины, мы перешли на символику России, знания о которой закрепляли на аналогичных играх, а также рассматривая документы, печати, монеты и т.д. С детьми мы ознакомились с их первым документом, в котором было записано их имя, отчество и фамилия. (Приложение №1).

Перед знакомством с правом на образование, я задала детям вопрос: “В какой бы школе, и с каким учителем, вы хотели бы учиться?”. Получив ответы, я сделала для детей игру, которую назвала “Школа моей мечты”. Для детей были нарисованы шаблоны школ в виде ракет, замков, автомобилей, а учителя представлены в виде принцесс, космонавтов. С интересом и удовольствием дети обыгрывали каждый свою школу, рассказывая, чему их там будут учить. (Приложение №2).

В совместной деятельности с детьми и родителями, мы организовали с детьми и родителями у себя в группе уголок “Любознаек и Почемучек”, где поместили созданные своими руками книжки-копилки “Стихи, пословицы читай, права свои запоминай”, “Словарик дружбы” (В котором имена детей записаны на разных языках, в зависимости от национального состава группы); групповые альбомы “Здравствуйте это я” (страница жизни детей), “Моя малая родина” (с изображением символики), “Все мы разные, но все мы равны” (иллюстрации о жизни детей в разных странах); коллекция карточек-памяток на закрепление знаний детей о своих правах (за образец были взяты рисунки художницы Д.Герасимовой) из журнала “Обруч”. Всю свою работу, стараюсь построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника действия. В ходе всей своей работы учитываю право ребенка быть таким, каков он есть на самом деле, совсем набором его личностных качеств, сложившемся социальным опытом, запасом действительных знаний, умений, навыков.

В течение прошлого года я поделилась своим опытом работы по данной теме с педагогами коллегами: провела занятие “Главные символы России”, участвовала в городском методобъединении с занятием на тему: “Я и мои права”, выступила на родительском собрании по теме: “Ребенок и его права”.

Анализируя результаты своей работы, я сделала вывод: интересы ребенка дошкольника связаны с семьей, игрой. В этом возрасте высок авторитет родителей. Окружающий мир ребенок познает через игру. Планируя работу по формированию правового сознания у детей, необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей. Необходимо, как можно шире привлекать родителей-специалистов (юристов, социальных педагогов…) в работу дошкольных учреждений по правовому воспитанию. Не всегда воспитатель может дать исчерпывающую, квалифицированную консультацию по данной теме. Такая форма работы, во-первых, повышает авторитет родителя и среди других родителей, и в глазах самого ребенка, а также работников дошкольного учреждения. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающем, способность к сопереживанию.

Список литературы.

  • Антонов В.А. Изучаем права человека. – “Вита-Пресс”, 1997.

  • Бабич Л.Н.365 увлекательных занятий для дошкольников. – М.: Айрис-Пресс, 2000.

  • Ефимовский Е.Карусель изобретений. Мудрые науки без назиданий и скуки. С.-Пб.: “Комета Дуэт”, 1994.

Журналы:

  • “Дошкольное воспитание”; 2005 №6,8

  • “Ребенок в детском саду”;

  • “Управление”

  • “Дошкольное образование”

  • “Обруч”

  • Зайцев Г.Р. Уроки Айболита. – С.-Пб.: “Акцидент”, 1998.

  • Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.

  • Морохин В.Н. Малые журналы русского фольклора. – М.: “Высшая школа”, 1986.

  • Насонкина С.А. Уроки этикета. – С.-Пб.: “Акцидент”, 1998.

  • Рылеева А.А. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. – М.: “Линка-Пресс”, 1998.

  • Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. – М.: “Дрофа”, 1999.

  • Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. – М.: “Ангстрем”, 1993.

  • Усачев А.Н., БерезинА.К. “Основы безопасности жизнедеятельности”. – М.: “АСТ-Пресс”, 1996.

  • Шабельник Е.С. Права ребенка. – М.: “Вита Пресс”, 1997.

  • Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! – М.: “Вита-Пресс”, 1997.

  • Шипицына Л.М., Защиринская О.В., ВороноваА.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – С.-Пб.: “Детство-Пресс”, 2000.

  • Юдин Г. Главное чудо света. – М.: “Педагогика”, 1991.

  • Юдохина Ю.И. “Здравствуй, друг, дорожный знак”. – М.: “Карапуз”, 1998.

Приложение