Основные классы неорганических соединений. Периодическая система Дмитрия Ивановича Менделеева

Разделы: Химия


Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания по основным классам неорганических соединений, расширить область применения алгоритма по расчету относительной молекулярной массы, создать целостное восприятие периодической системы, проверить уровень усвоения. Нахождение валентности элементов, структура периодической системы.
  2. Развитие межпредметных связей логического мышления, скорости устного счета, зрительной памяти, развитие познавательных способностей.
  3. Формировать у учащихся умение трудиться в коллективе, оказывать помощь товарищам.

Методы:

Словесные (рассказ учителя), проблемно-поисковый, деятельность учащихся под руководством учителя, самостоятельная работа учащихся (индивидуальная и групповая), контроль (устный, письменный контроль ()я и групповаятельность учащихся под руководством учителя, самостоятельная работа учащихся () ), показательная игра.

Оборудование:

Периодическая система Д.И. Менделеева, таблица растворимости, карточки-кроссворды.

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 минуты)

II. Вступительное слово учителя (2-3 минуты)

Условия игры:

  1. Играет 3 команды (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд)
  2. В каждой команде выбрать:
  3. капитана;
    знатока биологии;
    двух знатоков математики;
    знатока химии;
    счетчика.

  4. Максимальное количество баллов – 5, индивидуальные ответы оцениваются – 1 балл.

III. Ход игры.

I Тур

Разминка

На доске записаны химические формулы соединений: Ba (OH)2; H2S;

Fe (NO3)3; H2O; S; H2SiO3; H3PO4; Na2SO4; AI(OH)3; Cl2;CuCl2; AgNO3; SO3; KOH; P2O5; HCl; CO2; K2S; Fe (OH), NaOH, HNO3 .

Задание: Выбрать из указанных формул соединений:

I команда формулы оснований;

II команда формулы солей;

III команда формулы кислот.

Подсчитать общее количество формул.

Ответы: I – пять формул

II – пять формул

III – пять формул

Молодцы! (За правильный ответ 5 баллов, за ошибку один балл).

II Тур

Конкурс капитанов

(Задание выполняют на доске)

Задание: Осуществить превращение. Найти вещества A, B, C.

+H2O
  1. P—> P2O5—> A
  2. +H2O

    Ca—> CaO—> B

    A+B—>C

+H2O
  • C—> CO2—>A
  • +H2O

    Na—>Na2O—>B

    A+B—>C

+H2O
  • S—>SO2—>A
  • +H2O

    Ba—>BaO—>B

    A+B—>C

(Все ошибки, допущенные при составлении уравнений реакции, подчеркиваю красным мелом)

III Тур

Конкурс знатоков биологии

(Устные ответы)

  1. Какой элемент считается элементом жизни и мысли? (Фосфор)
  2. Недостаток какого элемента в организме человека приводит кариесу зубов? (Фтор)
  3. Каким химическим элементом богата морская капуста – ламинария? (Йод)

При неудовлетворительном ответе учеников предлагаю кроссворд (ключевое слово , ответ на вопрос), предупреждаю, что общий балл снижается на один балл.

Кроссворды:

Укажите название химических элементов в соответствующих столбцах:

После ответа знатоком биологии даю дополнительную информацию

Фосфор Почему фосфор элемент мысли? (т. к. основным элементом клеток мозга является фосфор).

Фтор Установлено, что в состав зубов входят 0.02% фтора, который поступает в организм с питьевой водой.

Йод Отсутствие йода в питьевой воде и в пищевых продуктах вызывает у человека развитие болезни, которая получила название “Зоб”. Зоб вызывает нарушение функций щитовидной железы. Многие жители Марий Эл переносят эту болезнь, т.к. наша вода бедна йодом.

(Оценить тур знатоков биологии, конкурс капитанов)

IV Тур

Конкурс знатоков химии

Задание: Вычислить относительную молекулярную массу.

На доске:

I

Mr(H2O)=

Mr(CaO)=

Mr(NaOH)=

Mr(H2SO4)=

Mr(Ca(OH)2)=

II

Mr(CO2)=

Mr(HNO3)=

Mr(Zn(OH)2)=

Mr(N2O5)=

Mr(CO)=

III

Mr(P2O5)=

Mr(H3PO4)=

Mr(Al(OH)3)=

Mr(Al2O3)=

Mr(CuO)=

Определить степень окисления каждого элемента.

На доске:

I. H2O; ZnO; H2S; HCl; H2SO4 II.CO; CO2; N2O5; SO3; H2SO3 III. CuO; P2O5; Al2O5; Fe2O3; H3PO4

Зачитываю высказывание:

“Сам удивляюсь, что я делал на своей научной работе. И сделано, думаю, недурно”.

Этот великий ученый работал в области химии, ботаники, зоологии, физики, в теории воздухоплавания.

И такой прискорбный факт. 20 января 1907 г, когда были похороны этого ученого и гроб с телом покойного несли по улицам города, прохожие спрашивали друг – друга:

– Кого, кого хоронят?

– “Химика, химика”, отвечали другие

Но один из прохожих протиснулся к гробу покойного и закричал:

– Какой же это химик? Это чемоданщик. Он приходил ко мне и делал чемоданы.

О каком ученом идет речь? ( ответ Д.И. Менделеев).

Подведем итоги IV тура.

V Тур

Конкурс знатоков химии

На доске:

  1. Калий
  2. 1.Число протонов

    2.Число нейтронов

    3. Число электронов

    4. Ar(к)=

    5.Степень окисления

  • Цинк
    1. Номер ряда
    2. Подгруппа
    3. Число энергетических подуровней
    4. Ar(Zn)=
    5. Порядковый номер
  1. Сера
  1. Заряд ядра
  2. Распределение электронов по энергетическим уровням
  3. Ar(S)=
  4. Формула высшего оксида
  5. Формула водородного соединения

VI Тур

Гонка за лидером

Отвечают все. За правильный ответ 1 балл.

Вопросы на сообразительность.

  1. Назовите химический элемент, название которого совпадает с названием леса? (Бор)
  2. Название какого химического элемента входит в название дерева? (Никель)
  3. В названия каких химических элементов входят названия животных? (Мышьяк, менделевий, вольфрам, цирконий)
  4. Вопросы на быстроту реакции.

  5. Название элемента с порядковым номером 13? (Алюминий)
  6. Элемент IV периода побочной группы? (Барий)
  7. Элемент с относительной атомной массой 35.5 (Хлор)
  8. Вопросы закончи мысль.

  9. Металлические свойства элементов в периодах при движении слева направо…? (ослабевают)
  10. В главных подгруппах при движении сверху вниз металлические свойства…? (усиливаются)

VII Тур

Анализ игры

  1. Самоанализ деятельности учащихся.
  2. Анализ урока учителем.

VIII Тур

Итог урока

  1. Подведение индивидуальных итогов
  2. Объявить победителя.