Урок-практикум по теме "СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными"

Разделы: Русский язык


Основные задачи:

  1. Обобщить изученное по теме.
  2. Проверить сформированность навыка постановки запятой в СПП.
  3. Формировать навык уместно и правильно употреблять их в речи.
  4. Формировать умение работы с тестами (т.к. это способ проверки знаний, положенный в основу ЕГЭ)

Оборудование: схемы синтаксических моделей СПП, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы по РР в микрогруппах.

Ход урока

I. Начало урока. Сообщение задач урока.

II. Проверка домашнего задания:

1) Какие вопросы возникли при выполнении упражнения?

2) Составить схемы 7 го и 8 го предложений из упражнения 156.

III. Повторение.

1. Лексическая разминка (для ответа назначается один ученик с каждого ряда).

1) – Как называется общее собрание какой-нибудь организации?

- Ассамблея.

2) – Объединение лиц или учреждений одного рода деятельности?

- Ассоциация.

3) – Система взглядов, воззрений на природу и общество?

- Мировоззрение.

4) – То или иное понимание мира, действительности, система взглядов, идей?

- Миропонимание.

5) – Обязанность, круг деятельности, назначение, роль?

- Функция.

6) – Общение, передача информации в человеческом обществе?

- Коммуникация.

7) – Направление развития, склонность, стремление?

- Тенденция.

8) – Первенство во времени, в открытии, изобретении чего-либо, первенствующее значение чего-либо?

- Приоритет.

Задание учащимся: записать по памяти названные только что слова, кто больше запомнил?

2. Орфографический диктант ( с комментариями).

Ничем не интересовался, ни облачка не видно, ни с кем не поздоровавшись, вовсе не скучный, совсем не долгий, неторопливый шаг, не мог, не был, не знаю, негодующий из-за обиды, несчастье, неспроста, неиссякаемый источник, неоткуда взять, нерасторопен, ничего не отвечает, несмотря на недружелюбие, не увидев.

3. Вопросы для повторения.

- Дать определение СПП.

- На какие группы делятся все сложные предложения, а СПП?

- Чем отличаются СПП от ССП?

4. Индивидуальная работа.

Карточка № 14. СПП

ИГРА- ЗАДАЧКА

Даны союзные средства: где, как, чтобы, пока, что.

Составьте с ними СПП или найдите в параграфе учебника.

СПП с придаточными изъяснительными.

СПП с придаточными определительными.

СПП с придаточными времени.

СПП с придаточными места.

СПП с придаточными образа действия.

СПП с придаточными сравнения.

СПП с придаточными уступительными.

Задание взято из тетради для творческих работ “Русский язык в задачах и играх.

9 класс.” Н.Н.Соловьёвой за 2004 г.- М.: Материк-Альфа.

IV. Работа с текстом (запись на доске)

Милосердие, приветливость, доброта делает человека красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, неспособности жить.

Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.

Д.С.Лихачёв.

1). Расставить знаки препинания и объяснить орфограммы, прочитать выразительно.

2). Определить основную мысль текста.

3).Синтаксический разбор предложения: Милосердие согревает душу там, где проявляется взаимопонимание.

V. Работа с тестами (по тексту Д.С.Лихачёва.)

1. Определить стиль и тип речи.

а) разговорный, повествование;
б) публицистический, рассуждение;
в) художественный, описание;
г) научный, размышление.

2. Какая характеристика соответствует предложению: Лицо человека, которое искажается злобой, становится безобразным.

а) простое с однородными членами; б) ССП; в) СПП; г) БСП.

3. Среди предложений 1,2,3,4 найдите предложение, которое соответствует схеме

[ … в том ], ( что…).

VI. Монологический лингвистический ответ по схеме-модулю о СПП с придаточными обстоятельственными места.

VII. Работа по развитию речи в микрогруппах.

“Если вы хотите понравиться людям…

Задание: составить памятку из 4 СПП, используя подчинительные союзы и союзные слова.

Советы Д.Карнеги:

- чаще улыбайтесь;

- искренне интересуйтесь жизнью других людей;

- умейте выслушать до конца говорящего с вами;

- говорите об интересующем вашего собеседника.

ВАРИАНТ.

Если вы хотите понравиться людям, то чаще улыбайтесь.

Искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди.

Умейте выслушать до конца того, с кем говорите.

Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

VIII. Проверка индивидуальной работы по карточкам.

IX. Итоги урока.

Выводы по уроку.

Оценки.

Д.З. повторить §.11-21; упр.194.

*Дополнительное задание: сохранив структуру предложений в тексте Д.С.Лихачёва о милосердии, создать собственное рассуждение на эту тему.