Урок развития речи по русскому языку в 6-м классе на тему: "Почему у сказки синий цвет, или Как рождается сказка"

Разделы: Русский язык


Тип урока:

Урок развития речи по русскому языку (6 класс)

Урок интегрирований (русского языка (идёт после урока литературы по “Синей птице” Метрлинка), литературы, биологии)

Учитель: На эти вопросы мы ответим, ещё раз обратившись к тексту “Синей птицы” Метерлинка и к другим реальным и литературным фактам.

(звучит песня “Птица счастья” сл. Н. Добронравов, муз. А. Пахмутова)

Учитель: Почему прозвучала именно эта песня? Что главного в ней?

Правильно, книга Метерлинка заканчивается счастливо. Почему?

  • потому что нашли Синюю птицу
  • потому что открыли истину
  • девочка-соседка стала здоровой и счастливой

Значит, Синяя птица была символом чего? (Счастья)

Запишите первое словосочетание ПТИЦА СЧАСТЬЯ

  • Именно так её называют авторы многочисленных песен о Синей птице, ансамбль так и называется “Синяя птица”.
  • Послушайте слова из первой песни.

Птица Счастья завтрашнего дня
Прилетела, крыльями звеня,
Выбери меня, выбери меня,
Птица счастья завтрашнего дня.

Где-то гитара звенит
Надежное сердце любовь сохранит
Сердце любовь сохранит,
А птица Удачи опять прилетит.

Как ещё называют Синюю птицу?

Запишите словосочетание ПТИЦА УДАЧИ

Учитель: Додумайте, символом чего ещё может быть Синяя птица?

ПТИЦА МЕЧТЫ

ПТИЦА ЛЮБВИ

ПТИЦА НАДЕЖДЫ

Какой тип связи слов в словосочетании?

Учитель: Почему птица Синяя? Что у символистов означает синий цвет? Перепишите с доски предложение, закончив его.

У поэтов символистов синий цвет – это… или чего-то возвышенного. Александр блок писал: “Синяя птица – символ голубого цветка романтиков, мечтателей, чудесное воплощение всего, что недостижимо.

Учитель: Значит, Синяя птица – это образ. Какой? Как назовём этот художественный приём?

Учитель: С чем в песне можно не согласиться?

Птица Удачи опять прилетит.

Чему учит Метерлинк?

- Ищи сам! Иди за ней!

- Найди и поймай, удержи!

Учитель: Какой фразеологический оборот есть, в котором говорится, что человеку повезло, если он …

(поймал, схватил Удачу за хвост).

Учитель: Вторая странность этой песни?

- крыльями звеня

Это не метафора. Оказывается, синяя птица реально существует, это одна из райских птиц. Посмотрите портреты реальных синих птиц (книга “Удивительный мир”). (Читаем текст Сладкова “Синяя птица”, он перед вами на парте).

Учитель (после чтения): В названии тема? А где выражена основная мысль? Прочитайте вслух описание птицы. Что удивило вас? Да, пение, неприятное, напоминает что?

(скрежет дрели – это в книге Природы, у Сладкова - визг)

Учитель: Выпишите из описания внешнего вида птицы сравнения, метафоры. Обратим внимание на сравнение, выраженное творительным падежом существительного.

(развернула хвост веером – как веер)

Найдите подобные сравнения.

(хвост вспыхнул огнём)

Учитель: Посмотрите на фотографии. В чёрно-белом варианте она похожа на …, а на цветных…

В энциклопедическом описании говорится, что когда она кричит, её синие пёрышки шевелятся и искрятся, переливаются. Из-за этой красоты птиц вылавливают, чтобы украсить дамские шляпки. Вот почему она живёт на камнях в горах, вблизи горных рек, чтобы люди тихонько не подошли.

В песне поётся:

Синей птицы вдруг стало меньше…
Слишком много мужчин и женщин
Стали сдуру гонять за ней…
Браконьеры и тут, и там…
И пришлось ей быть осторожной.

Учитель: Итак, Синяя птица есть реально. Обратим ещё раз внимание на отношение её необычной красоты в энциклопедии: когда у неё сложены крылья, она обыкновенная, но когда она счастлива и свободна, она хорошеет на глазах. Как у Метерлинка, в неволе птица погибает. Так родилась Легенда и Сказка о Синей птице! Это Сказка жизни. Как о Жар-птице, но синие птицы разные. Есть ли она на Руси? У Даля читаем: синеворонка – красивая птица с галку, сиво-сизого цвета.

Прикрепите ваших Синих птиц магнитом к доске. Посмотрите сколько их и все они разные: но вместе они лицо вашей Мечты, вашего класса! Прочитайте ваши миниатюры о вещей Синей птице!

(звучит песня “Детство”)

Учитель: Да, детство – счастливая страна. Почему?

Потому что вы открываете мир. И это всегда удивительно!

Список литературы

  1. Сладков Н. Рассказы. М.: Детская литература, 1983. – с. 111.
  2. Д. Эттенборо Живая планета. – М.: Мир, 1988. – с. 111 “Райская птица”.
  3. Секреты природы / Под ред. Н. Ярошенко. – Италия: Ридерз Дайджест, 1999. – с. 271 “Яркие перья”.

Приложение №1

Приложение №2