Интеграция обучения и воспитания в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • продолжить формирование знаний о правописании мягких согласных и способах обозначения мягкости согласных звуков на письме;
  • развивать речь, орфографическую зоркость;
  • расширить и углубить знания детей о животных и растениях, занесенных в Красную книгу;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Орг. момент.

Ребята, урок у нас сегодня необычный. Во-первых, тем, что на нем присутствуют гости, это тоже учителя. Во-вторых, тем что на одном уроке мы будем изучать два предмета: русский язык и окружающий мир. Как обычно с нами на уроке будет работать семья Любознательных: Мама, Папа, Надя, Сережа, собачка Рыжик и попугай Кеша.

2. Минутка чистописания.

Начнем с минутки чистописания. Запишем число. Выполним показ буквы К к

На следующей строке запишем словосочетание: “Красная книга”.

- Почему слово “Красная” написано с большой буквы?

3. Постановка темы урока.

- Кто догадался о чем мы сегодня будем говорить?

- Правильно. О Красной книге. А еще продолжим изучать тему, начатую на предыдущих уроках русского языка: Обозначение мягкости согласных на письме.

- Давайте вспомним, чем обозначается мягкость согласных звуков . А для этого выполним задание, которое нам предлагает Рыжик.

4. Словарная работа.

      ь
        ь
          ь
            ь

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами - кисти – рожки,
С виду кроток , но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (рысь)

Словно царскую корону
Носит он свои рога
Ест лишайник , мох зеленый,
Любит снежные луга. (олень)

Утром я лежу на льдине,
Рыбку на обед ловлю,
И совсем ведь я не лень,
Возмущается . . . (тюлень)

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (медведь)

(Слова открываются по мере угадывания)

- Как мы назовем отгадки одним словом? (животные)

- А теперь запишите только тех животных, которые живут в лесу.

- Кто же здесь лишний?

- Какую букву написали в слове медведь?

- Ребята, а знаете ли вы, что все эти животные занесены в Красную книгу?

5. Беседа: Знакомство с Красной книгой.

- Цвет переплета книги красный. Что символизирует красный цвет?

- Правильно, этот цвет как сигнал светофора предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда!”

Растения и животные постоянно исчезают с лица Земли, поэтому ученые всего мира забили тревогу. Ведь только на территории России за 300 лет исчезло 280 видов растений и животных. Оказалось на грани вымирания около 450 видов.

6. Знакомство с животными и растениями Красной книги.

В 1948 году ученые мира создали международный союз охраны природы (МСОП). По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать: каким животным и растениям планеты нужно помочь в первую очередь. Составили списки. Затем эти списки издали в виде книги. А назвали ее Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.

В нашей стране такая книга вышла в 1978 году. Называлась она Красная книга СССР.

Первоначально все сведения о редких, исчезающих животных поместились в одном томе.

Но позже выяснилось, что в занесении в Красную книгу нуждается большее число видов.

Среди животных были не только млекопитающие, птицы, амфибии (лягушки, жабы, тритоны и др. ), но и некоторые виды рыб, раков, бабочек, стрекоз, жуков, ос, шмелей, богомолов, кузнечиков. . . В растительном мире, кроме деревьев, трав и кустарников, как оказалось, нуждаются в охране немало видов мхов, грибов и лишайников.

Поэтому второе издание Красной книги вышло в 1984 году уже в двух томах.

Иногда думают: если вид занесен в Красную книгу, то это уже гарантия его спасения. Нет! Это только тревожный сигнал, напоминание, призыв к спасению. А дальше должны действовать все мы. Каждый на своем месте и в меру своих возможностей.

Сегодня мы поговорим о животных и растениях, которые нуждаются в помощи.

7. Работа по теме урока: “Обозначение мягкости согласных”.

- К сегодняшнему уроку вы изготовили свои Красные книги, в которые занесли исчезающие виды животных и растений. Откройте их, пожалуйста, запишите в тетрадь по русскому языку одно название животного, либо растения.

- Подчеркните буквы на месте мягких согласных звуков одной чертой, а те, что обозначили мягкость двумя.

- Поменяйтесь Красными книгами с соседом по парте и запишите еще одно название.

Выполните подчеркивания.

- А теперь поменяйтесь тетрадями и карандашом проверьте работу соседа. Как оценивать вы помните.

8. Рассказы детей о Животных и растениях, занесенных в Красную книгу.

- Многие ребята выполнили свои Красные книги эстетично и грамотно. Молодцы!

Давайте послушаем рассказы ребят.

(выслушать несколько рассказов : о растениях, рыбах, птицах , животных)

9. Работа с учебником Плешакова “Мир вокруг нас” 2 класс с. 82

- Посмотрите какие виды животных и растений нам предлагает узнать семья Любознательных.

- Для этого откройте учебник на странице 82 и рабочую тетрадь на странице 33. будем работать одновременно.

Учащиеся читают часть текста учебника и выполняют в рабочей тетради № 1

- В словосочетании Красная книга подчеркните буквы на месте мягких согласных одной чертой, а те, которые обозначают мягкость двумя чертами.

Дети продолжают чтение учебника и рассматривают слайды:

  1. Венерин башмачок.
  2. Лотос.
  3. Женьшень.
  4. Дровосек реликтовый.
  5. Стерх.
  6. Зубр.

Приложение 1

Физминутка

Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.

На поляну мы выходим,
Много ягод там находим.
Земляника так видна!
Мы едим ее с куста.

10. Работа с учебником “Русского языка”

- Откройте учебник “Русского языка” на странице 78 . Упражнение 83

- Кто изображен на рисунке? Прочитайте и выполните задание самостоятельно.

- Ребята, вы знаете, что кит тоже занесен в Красную книгу.

До XVII века – это был многочисленный вид, но затем его стали уничтожать китобои, численность вида резко сократилась.

(показываю картинку)

- Самостоятельно выполните упражнение 84.

Тюлень (кстати тоже занесен в Красную книгу) гибнет от попадания в рыболовные сети.

Страдает от нарушения покоя на лежбищах, плохой кормовой базы. Болеет из-за загрязнения воды.

(показываю картинку)

Дети читают правило на странице 81.

Физминутка “Рыбки”

11. Работа в рабочей тетради “Мир вокруг нас” на странице 33 № 2

(самостоятельно)

- Мама из семьи Любознательных собирает открытки с изображением цветов. Помогите ей их подписать. Подчеркните буквы на месте мягких согласных звуков.

12. Закрепление.

- Попугай Кеша приготовил нам кроссворд.

Все слова только по горизонтали, а по вертикали получается ключевое слово.

1) копытное животное, родственник коровы - живет в лесах. Крупный зверь, мощный и красивый. (зубр)

2) ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка “человек – корень”. (женьшень)

3) этот жук самый крупный в нашей стране. (дровосек реликтовый)

4) журавль с белым оперением. (стерз)

5) один из самых крупных наземных хищников. Живет в густой дальневосточной тайге. (амурский тигр)

6) цветок, названный в честь древнеримской богини красоты. В разных странах его называют “дамская туфелька” , “девичий башмачок” (венерин башмачок)

- Какое ключевое слово вы получили ? (береги). О том как беречь этих животных и растения мы поговорим на следующем уроке окружающего мира.

13. Подведение итогов и выставление оценок.