Роль причастного оборота в текстах разных стилей

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Систематизировать знания учащихся о причастном обороте, полученные в 7-8 классах;
  2. Развивать навыки нахождения причастных оборотов в текстах разных стилей;
  3. Развивать навыки использования данной конструкции в речи;
  4. Обогащение языка школьников, развитие их воображения и творческой активности.

Оформление доски:

Цитаты:

  • “Причастие – это смешанная часть речи”. А. М. Плешковский,
  • “Причастие – это гибридная глагольно-прилагательная часть речи” В.В. Виноградов,
  • “Причастие – это глагольная форма, сочетающая в себе признаки глагола с признаками прилагательного”. Словарь-справочник лингвистических терминов.

Таблица:

Знаем Хотим узнать Узнали
     

I.

Поиски определения причастия (термин для обозначения этой грамматической категории был введен основателями школы стоиков еще в III веке до нашей эры) продолжаются и сегодня. Эти разночтения вызваны весьма противоречивой природой причастия, имеющего отношения как к прилагательному, так и к глаголу. Отсюда и функция нашего урока непростая – исследовательская. Но предметом нашего исследования будет не столько причастие, сколько причастный оборот. Нам сегодня предстоит определить роль причастных оборотов в текстах разных стилей. (Цель написана на отрывном листе и крепится на доску под рубрикой “Хотим знать”)

( Класс делится на 4 группы, деление может происходить по цветовому индексу или по любому другому принципу).

II.

Вспомните, что вы знаете о причастном обороте. Обсудите в группах и запишите на отрывном листе.

(Ответы зачитываются и крепятся на доску под рубрикой “Знаем”)

III.

Обратите внимание на лист “Разделы лингвистики”

1. Отметьте, в каком разделе лингвистики можно изучать причастный оборот. Почему?

2. Что такое стилистика?

3. В текстах каких стилей, по вашим наблюдениям, чаще всего встречается причастный оборот?

4. Часто ли вы сами пользуетесь данной языковой конструкцией? (ответы отрицательные)

Совершенно верно, в обыденной речи человек достаточно редко пользуется конструкциями с причастными оборотами. Это происходит по нескольким причинам:

Во-первых, причастные обороты придают тексту некоторую торжественность, высокопарность, чего стесняется человек в обычной речи,

Во-вторых, эта конструкция плохо освоена, поэтому вызывает много ошибок при употреблении, что снижает качество речи.

IV. Работа в группах.

Для наблюдения над причастным оборотом, его употреблением и значением, предлагаю группам обратиться к текстам разных стилей. Вам предстоит определить стиль, тип речи, указать встречаются ли в вашем тексте причастные обороты и определить их стилистическую роль. (Группы работают над текстами художественного стиля, публицистического стиля, научного стиля и одна группа работает над поэтическим текстом).

Выступления учеников от каждой группы. Выводы крепятся на доску под рубрикой “Узнали”

Ребята, мы с вами пришли к выводу, что причастные обороты употребляются в текстах разных стилей, но с определенной ролью.

  1. В научном стиле причастные обороты служат средством логического уточнения или выделения того или иного предмета.
  2. В публицистическом стиле причастные обороты помогают эффективно воздействовать на читателя, придают образность, эмоциональность данному тексту.
  3. В художественно стиле причастные обороты делают текст образным, красочным, они помогают эмоционально-эстетическому воздействию на читателя.

(Выводы крепятся на доску)

V.

Логическим завершением нашего урока станет работа по развитию речи, предлагаю вам написать сочинение-миниатюру в художественном стиле с использованием причастных оборотов. Для этой цели выберите любой понравившийся вам фотоэтюд. (Предлагалось 7 фотоэтюдов на тему “Зима”).

VI. Рефлексия

Поделитесь своим впечатлением об уроке, использовав для этого неоконченные предложения:

  • Мне стало известно, что...
  • Меня особенно привлекло и заинтересовало...
  • Я полностью понимаю, что...
  • То, что мне стало известно, может повлиять на...
  • Считаю нужным сделать следующее...