Открытый урок по теме: "Существительные общего рода"

Разделы: Русский язык


Тема: ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА.

Цели:

  • знакомство с именами существительными общего рода,
  • развитие умений в определении их рода и употребления их в речи,
  • развитие кругозора учащихся, воспитание любви к русскому языку.

ХОД УРОКА:

ход

примечания

I. Организационный момент.

Сообщение темы, целей урока.

II. Работа со словарными словами.

Учитель показывает карточки со словарными словами, задача учащихся прочитать их орфографически.

-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, попробуйте отгадать его по описанию-загадке: усатый общественный транспорт (троллейбус). Чтение слова, определение его грамматических признаков (м.р., ед.ч., 1 скл., нариц.)

Представьте, что мы едем на троллейбусе, я буду контролером, а вы пассажирами. За правильный ответ на уроке вы получаете билет на проезд, кто ни разу его не купит, тот заяц и будет оштрафован спецзаданием на дом (можно раздавать билеты заранее специально напечатанные, мы же использовали старые троллейбусные билеты).

III.Работа на повторение пройденного материала:

1) Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу и сделать схему предложения.

Пр..рода дыш..т и обн..вляется в своем торжественном бе(сс)мертии.

Проверка выполненной работы у доски.

2) Орфографическая диктовка (по перфокартам).

От деревни, на уроке, из сирени,

От станции, на аллее, на лекции,

по роще, к яблоне, написал Дарье,

об иллюстрации, на площадке, по тетради,

до библиотеки, в роще, для Саши.

ПРОВЕРКА, ОЦЕНКИ

IV. Изучение нового материала.

- Отгадайте, о ком идет речь – о девочке или о мальчике.

  1. “Умница!” - сказала мама.
  2. “Что же ты за непоседа!” - воскликнула бабушка.
  3. “Ну и копуша же ты!” - не выдержал отец.

- Как, по-вашему, можно ли определить, к кому относятся эти слова?

- Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)

Вывод: Есть некоторые существительные с окончаниями –а, -я, которые относятся и к мужскому и к женскому роду – называются существительными общего рода.

- А теперь можно ли определить род?

(добавляются опорные слова)

  1. “Умница, Танюшка!” - сказала мама.
  2. “Что же ты за непоседа, внучок!” - воскликнула бабушка.
  3. “Ну и копуша же ты, Степа!” - не выдержал отец.

Вывод: существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода.

- Давайте проверим себя – почитаем $41, стр. 91.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На болоте две лягушки,
Две веселые квакушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям: “Физкультпривет!”

- Определите род у слов: врач, директор, хирург, биолог, агроном. (Слова мужского рода)

- Что обозначают данные слова? (обозначают профессии, должности).

- Как вы думаете, могут ли эти слова стать женского рода? Если да, то, каким образом?

Вывод: некоторые существительные мужского пола, называющие лиц по профессии, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так лиц женского пола.

V. Закрепление изученного.

1. Соотнесите иллюстрации со словами-существительными общего рода, составьте и запишите словосочетания по схеме “сущ.+ сущ.”, дающие характеристику человека.

- Проверьте, что у вас получилось. Какие из слов имеют эмоциональную окраску? (+ и -)

Таким образом, слова общего рода могут иметь отрицательную и положительную эмоциональную окраску.

2. Упр. 231,стр. 92. сам-но.

VI. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие особенности имеют существительные общего рода?

Д/з. Упр.230,стр. 92. Списать, определить в контексте род у существительных общего рода.

ОЦЕНКИ.

Подсчет количества билетов.

Спецзадание: по толковому словарю найти значение слов: невежа и невежда.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 человек у доски (самостоятельная

работа с предложением во время чтения словарных слов)

Открываются на доске предложения, заранее записанные или напечатанные на ленте.

 

 

 

 

 

 

 

Предложения на ленте разворачиваются

 

 

 

 

 

 

 

Слова физкультминутки сопровождаются движениями

Литература

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.-с.91-92.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. М.: Просвещение, 2001.-с.73.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник,1999.
  4. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Дидактические материалы по русскому языку 6 класс. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2004.-с.66.