Семинар "Нравственно-духовное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой"

Разделы: Работа с дошкольниками


План семинара:

Тема

Лекция

Семинарское
занятие

Практическое
занятие

Практика в д/с

Итого

1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей.

а) речь воспитателя, как условие педагогического мастерства. Основы техники речи. Выразительность речи.

2 часа

 

 

 

 

2. Деловой театр “Приз Арины Родионовны”

 

1 час

 

 

 

3. Использование разнообразных приемов на занятиях по чтению произведений.

1 час

 

 

 

 

4. Моделирование занятий с использованием новых форм организации.

 

 

1 час

 

 

5. Воспитание у детей любви к поэзии.

а) казахская детская поэзия, как средство всестороннего развития личности дошкольника.

2 часа

 

 

 

 

6. Контрольная для взрослых (знание методики и стихотворений по программе своей группы).

 

1 час

 

 

 

7. Контрольный просмотр занятий по теме во всех возрастных группах.

 

 

 

4 часа

 

8. Чтение и рассказывание детям вне занятий.

а) обучение детей пересказу народных сказок и коротких рассказов;
б) художественное слово для использования при ознакомлении с казахскими национальными обрядами.

3 часа

 

 

 

 

9. Развитие художественно-речевой деятельности педагогов.

 

1 час

 

 

 

10. Моделирование.

Проект уголка художественно речевой деятельности.

 

 

1 час

 

 

11. Академия веселых наук.

 

 

1 час

 

 

Подготовка микрогруппами любой части занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием кукольного, теневого, пальчикового театров, театра картинок, игры драматизации, мимических и пантомических этюдов.

8 часов

3 часа

3 часа

4 часа

18 часов

Семинарское занятие Деловой театр “Приз Арины Родионовны”

I. Вступление к игре:

– Сегодня я вам расскажу сказку для взрослых.
В некотором царстве, некотором государстве жили-были шестнадцать воспитателей, 2 преподавателя каз. языка, 2 музыкальных руководителя, 4 логопеда и 1 инструктор по физ. воспитанию. И такие они были красавицы писанные, такие умные да разумные, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И у каждой из них были детушки. И не два, и не три, а целых тридцать детей. И уж учили они их всех всему: и читать, и считать, и рисовать, и чисто умываться, и сухо вытираться.
Только одна беда была: не рассказывали они им сказок….
И вырастали из этих детушек добры молодцы да красны девицы. Все-то они знали, многое умели, но не было у них сердца, сердца умного, сердца доброго, сердца неравнодушного, потому что знали они мало сказок. И не умели они бороться со злом и побеждать его, потому что они знали мало сказок. И не представляли они себе будущего и не знали, как построить его, потому что они знали очень мало сказок.
И это обернулось большой бедой…

II. Краткая беседа о ценности сказок.

  • А.С. Пушкин и А.М. Горький воспитаны на сказках.
  • Ценность сказок воспитательная и познавательная
  • Глаза в глаза.

Педагоги выбирают себе “значки” с указанием порядкового номера выступления. Один из них вытягивает “значок” – жюри (зав. я/с, методист и воспитатель).

Выступление оценивается с помощью оценочного листа по 5-ти бальной системе.

Выступающий рассказывает сказку (или отрывок, если сказка длинная) по программе своей группы не более 5-ти минут. Используют атрибуты, если считают необходимым.

III. Разминка для воспитателей

1. Кто, в какой книге и ком сказал:

“Он разыскивал на рынке
Величайшие ботинки,
Он разыскивал штаны
Небывалой ширины
Купит с горем пополам,
Повернется к зеркалам –
Вся портновская работа
Разъезжается по швам”.

(“Дядя Степа” С.В. Михалков)

2. Кому принадлежат известные строки?

“Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам
Стыд и срам,
Стыд и срам!”

(“Мойдодыр” К.И. Чуковский)

3. Какое произведение начинается словами:

“За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе…
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак”.

(Конек-горбунок” П. Ершов)

4. Какое произведение заканчивается такими словами:

“Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!”

(“Кем быть?” В. Маяковский)

5. Игра “Кому принадлежат эти вещи?”

В комнату находок поступило много различных вещей. Надо разыскать их владельцев, сообщить их имя и адрес. Адресом служит заглавие книги, героем которой является владелец данной вещи.

  • Маленькая хрустальная туфелька. (Отдать Золушке из сказки Ш. Перро “Золушка”)
  • Волшебное зеркальце, умеющее говорить. (Отдать царице – мачехе из сказки А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)
  • Старое разбитое корыто (Отдать старухе из сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”)
  • Лягушечья кожа (Отдать красной девице Василисе Премудрой из сказки “Царевна-лягушка”)
  • Цветик-семицветик (Девочке Жене из рассказа В. Катаева “Цветик-семицветик”)
  • Золотой ключик (Отдать Буратино из сказки А. Толстого)

IV. Подводят итоги. Победителя награждают.

Кроме этого с детьми можно провести:

1) “Литературный аукцион”
2) “Узнай произведение по началу”
3) “Чьи эти слова?”
4) “Писатель или не писатель”

Приложение

Контрольная для взрослых (с целью проверки знаний у педагогов по методике худ. литературе)

Ф.И.О. педагога ___________________________________________________________

Возрастная группа _________________________________________________________________

1. Какие познавательные и речевые умения развиваются у детей при ознакомлении с художественной литературой?_______________________________________________________

2. Какие методические приемы Вы используете для поддержания интереса дошкольников к книге, развития интереса и любви к ней? _______________________________________________

3. Какие дидактические игры по ознакомлению детей с художественной литературой Вы используете? ______________________________________________________________________

4. Что такое загадка? ________________________________________________________________

5. Назовите признаки загадки.________________________________________________________

6. Какие сказки Вы используете в своей возрастной группе _______________________________

7. Составьте перечень сказок, которые должны уметь пересказывать дети ___________________

8. Составьте схему занятия по заучиванию стихотворения. ________________________________

9. В каждой возрастной группе по программе есть произведения М. Алимбаева. Перечислите 2 произведения. _____________________________________________________________________

10. Перечислите 2 любых программных произведения по теме по вашей возр. гр. “Зима”: __________________________________________________________________________________

“Весна”: ___________________________________________________________________________

“Лето”: ____________________________________________________________________________

“Осень”: __________________________________________________________________________

Моделирование
Проект уголка художественно речевой деятельности

Рисунок 1

Рисунок 2

Практическое занятие “Академия веселых наук”

Подготовка микрогруппами любой части занятия по ознакомлению с художественной литературой (с использованием кукольного, теневого, пальчикового театров, театра картинок, игры драматизации, мимических и пантомических этюдов).

Возрастная группа

Теоретическая часть

Задание

Участники микрогруппы

1 младшая группа
  • Какие приемы используются при повторном заучивании стихотворений на других занятиях
Чтение потешек

(3-х на выбор)

Озеркина Т.А.
Сироткина С.В.
Володина Н.В.
2 младшая группа
  • По какому плану строиться занятие по заучиванию
Чтение стихотворений (А. Дуйсенбиев “Родина, А. Барто “Козленок”, М. Алимбаев “Серый маленький” Годунова Н.Б.
Полянская С.И.
Байжигитова Л.В.
Садуакасова С.Н.
Средняя группа
  • Примы заучивания стихотворений
Чтение стихотворений (К. Баянбаев “Мамочка”, Н. Алимкулов “Игрушки”, П. Воронько “Пирог” Шарафеева Г.Р.
Шпонько Н.М.
Чечулина О.А.
Калитинец О.И.
Старшая группа
  • Особенности проведения занятий по выразительному чтению
Чтение стихотворений (А. Оразакын “На джайляу”, А. Дуйсенбиев “Лето”, Е. Серова “Ветерок спросил” Манакина А.Н.
Мигай Л.В.
Романенко Т.Ю.
Гафтон Т.Н.
Подготовит-ельная группа
  • Знакомство детей с басней, построение занятий, приемы заучивания
Чтение басен (по программе) Гладских Т.Л.
Горная О.Ю.
Однодворцева В.В.
Соловьева Н.Н.

Используемая литература:

  1. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для учащихся дошкол. пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
  2. Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.
  3. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1988.
  4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.
  5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
  6. // Ребенок в детском саду, № 2, 2004 г. – с. 59