Времена года в русской поэзии

Разделы: Русский язык, Литература


Тема: Времена года в русской поэзии.

Цель: помочь учащимся проникнуться чувством восхищения родными пейзажами; осознать себя защитниками природы

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с шедеврами пейзажной лирики, с именами Ф.И.Тютчева и А.Фета;
    • расширить представление ребят о средствах художественной выразительности.
  • Воспитательная:
    • способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, чувства любви к родной природе.
  • Развивающая:
    • обогащение речи ребят поэтическими эпитетами, метафорами; развитие памяти учащихся.

Оформление урока: портреты Ф.Тютчева, А.Фета; репродукции картин и фотоработы с изображением природы. На доске записаны термины: олицетворение, сравнение, эпитет, метафора.

До начала урока ребята получили листы с напечатанными фрагментами стихов, с которыми дети знакомились в начальной школе. Авторы не указаны, но обозначены в справочном материале внизу листа (см приложение). Кроме того, на столах лежат альбомные листы, карандаши, фломастеры.

Накануне урока учащиеся писали сочинения на одну из тем:

  1. Моё любимое время года
  2. Моё любимое стихотворение о природе
  3. Зима (весна, лето, осень) в моём городе.
  4. Тему предлагает сам учащийся (о природе)

ХОД УРОКА

I.

Урок начинается с анализа сочинений.
Все ребята писали работу на тему №1. В сочинении основное внимание было уделено событийной стороне: нравится лето, потому что можно делать то, это и др. Описание природы либо отсутствует, либо присутствует в очень малой степени. Чувств, эмоций от созерцания пейзажа нет. Ребята не замечают сломанных веток, гор мусора под деревьями, разбитых стеклянных бутылок на берегу и в водоёмах, хотя помнят о порезах ног. Анализ сочинений проводится в корректной форме, не унижая труд учащихся.

– А теперь процитирую К.Г.Паустовского, писателя, тонкого наблюдателя и ценителя красот родной природы:

“Каждый любит природу по-своему и “как может”. В любую минуту она может перейти из состояния созерцательности в гнев и сопротивление. Многие знают тот леденящий сердце гнев, какой испытываешь при виде бессмысленного опустошения природы. Гул от падения срубленных на корню вековых деревьев причиняет почти физическую боль”

А от себя добавлю: человек, любящий природу, не позволит себе…А вот что он себе не позволит, хотелось бы услышать от вас.

Дети отвечают, учитель фиксирует ответы на доске. Получается примерно так:

  • сломать ветку
  • вырезать что-нибудь на стволе дерева.
  • оставить после себя мусор
  • выбросить мусор под дерево или в водоём
  • швырнуть камень в воробья
  • и т.д.

– Предлагаю считать эту запись на доске нашим кодексом чести. Если вы согласны – прошу аплодисменты.

Аплодировали не все.

ІІ.

– Наверное, с тех пор, как появилась речь, человек пишет стихи. Неиссякаемый источник творчества выдающихся мастеров поэтической речи – родная природа. Прикоснёмся же к этому источнику! Перед вами фрагменты знакомых вам стихов, авторы которых не указаны. Вам нужно восстановить справедливость.

Ребята работают.

– Давайте сверим ответы.

Очень мало точных ответов.

– Имена каких авторов вам знакомы? Что вы о них знаете?

Все имена знакомы, но о поэтах дети не знают ничего или, что тоже возможно, не помнят.

ІІІ.

– Фёдор Иванович Тютчев – потомок древнего рода русских воинов и государственных деятелей. Родился и провёл детство в родительском имении – в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, в крае, где с незапамятных времён звучала чистая и щедрая русская речь. Дядька его, Николай Афанасьевич Хлопов, был умён, заботлив, горячо любил своего питомца, хранил обычаи русского православного быта, соблюдал их и в те годы, когда сопровождал Тютчева за границей. Домашним учителем на протяжении семи лет был Семён Егорович Раич, известный поэт и переводчик, знаток русской, античной и новой европейской литературы.

– Обратимся к фрагменту № І на ваших листах. Ваши впечатления? Какую картину вы себе представляете?

Ребята единогласно считают, что картина напоминает сказку.

– Какие слова, строки помогают нам представить сказку?

Зима-чародейка, она околдовала лес и теперь он живёт волшебной жизнью или Земля принахмурилась – звучит так, будто поэт говорит о живом существе, чем-то недовольном.

– Взгляните на пейзажи на доске. Какие строки стихотворения можно использовать в качестве названия фотографий зимних пейзажей?

В основном называют “чародейка-зима”.

– Обратимся к ещё одному стихотворению, помещённому в нашем учебнике.

Учитель читает наизусть “Зима недаром злится”.

– Как по-вашему, сказочная картина или вполне обычная?

Все согласны, что сказка продолжается!

– Докажите это утверждение.

Ребята называют: Зима злится, Весна гонит Зиму, Зима ворчит, Зима – злая ведьма и т.д.

– Как называются эти приёмы создания художественного образа?

Все безошибочно называют олицетворение, эпитет – с трудом.

– Приведите примеры олицетворений эпитетов, метафор из других фрагментов с ваших листов.

Ребята находят достаточно быстро.

– Почему Зима и Весна написаны с большой буквы?

Ответы верные. После этого стихотворение читают сами учащиеся. Перед ними задача – создание сказки посредством голоса. Потом обсуждаем, кому удалось лучше.

Стихотворение “Весенние воды” после прочтения учителем предлагается проанализировать самостоятельно по аналогии с предыдущим стихотворением. Ребята отмечают сказочный мотив, далее затрудняются. Учитель помогает.

– Сколько частей в стихотворении? По-вашему, почему?

– Как показано пробуждение весны?

Ребята знакомятся с понятием динамики как движения, развития.

– Покажите весну в динамике. Какие слова являются ключевыми?

Ребята справляются с заданием легко.

– О каких гонцах идёт речь?

Ответы ребят достаточно грамотны; чувствуется, что стихотворение ими понято. Далее идёт лексическая работа: брег, гласят. После этого дети читают стихотворение сами, но задача перед ними иная – показать динамику природного явления.

Следующий момент – учащиеся делают пейзажные зарисовки по мотивам прочитанных стихотворений. Эти рисунки используются на следующем этапе урока.

IV.

– Афанасий Афанасьевич Фет – незаконнорожденный сын богатого орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина – был надолго оторван от семьи, находился на положении безродного изгоя, был лишён прав и привилегий. Поэтический дар ощутил в 18 лет.

Учитель читает “Весенний дождь”.

– Попробуйте показать начало дождя в динамике.

– “Что-то” – это что, по-вашему?

– Назовите эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры.

– Какое настроение создаёт стихотворение?

Ребята составляют синонимический ряд

– Какие чувства пробуждает стихотворение?

Ребята читают стихотворение, изображают увиденное в произведении, сравнивают со стихотворением Ф.Тютчева.

V. Подведение итогов

– Вернёмся к нашему кодексу. Если у вас есть дополнения – озвучьте их.

Ребята делают дополнение: знакомиться с художественной литературой, посвящённой природе.

– Какое стихотворение вам хотелось бы прочесть ещё раз?

Желающие – все, читают с удовольствием.

В оставшееся время ребята учат стихи наизусть (выбирают сами). Им предлагается откорректировать свои сочинения с учётом того, что прозвучало на уроке.

Приложение