Художественный текст, его образная природа. Способы художественного изображения, особенности читательского восприятия

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обучать учащихся глубокому вдумчивому чтению-сопереживанию произведения; пониманию основной его идеи через язык и эмоциональное восприятие содержания;
  • развивать умение определять авторские приёмы и средства выразительности и изобразительности языка произведения, способствующие более тонкому пониманию произведения;
  • развивать монологическую речь учащихся;
  • воспитывать любовь к ближнему, родине, природе.

План урока.

I. Организация класса.

*Проверка готовности детей к уроку.

*Эмоциональный настрой на урок.

II.Актуализация знаний.

1.Вступительная беседа.

– С творчеством, какого писателя мы знакомимся?

– Что вы запомнили из биографии этого человека?

– О чём мечтал К. Паустовский?

– Какое произведение К. Паустовского мы начали изучать?

– Кто главный герой произведения?

– Где живёт Варюша?

– С кем она живёт?

– Что мы осмелились предположить? Почему Варюша живёт с дедом Кузьмой?

(Девочке 8 – 10 лет, её родители на фронте или погибли; возможно, она сирота).

– В качестве домашнего задания, вам было предложено подготовить краткий пересказ прочитанных частей произведения. У вас на столе карточки с письменно выполненным домашним заданием.

– Предлагается работа в парах. Ваша задача: определить, какой из частей принадлежит краткий пересказ; соответствует ли его содержание; выдержаны ли требования к подготовке краткого пересказа? Если есть лишнее вычеркнуть, не хватает главного – добавить (устно).

(На доске план произведения. На работу отводится не более 3 – 5 минут).

– Проверяем.

(Дети зачитывают текст краткого пересказа, поясняют, что изменили /с обоснованием. Класс и учитель внимательно слушают, корректируют, оценивают).

Рисунок

– Какие чувства испытывала Варюша от потери колечка? Чем для неё явилась эта потеря? Почему?

(Сожаление, жалость, грусть, безысходность; трагедия; злилась на себя. Колечко – единственная надежда на выздоровление деда).

*Итог.

2.Сообщение темы и цели урока.

– Мы продолжаем работу над произведением К. Г. Паустовского “Стальное колечко”.

– Вас ждёт сегодня исследовательская работа:

1. Есть необходимость проверить: “Если верить в чудеса, то они сбываются”?! От кого или от чего это зависит?

2.В чём заключается “особый почерк автора”? Какое значение это имеет для читателя и произведения? Мы проследим за искусством слова писателя: как и с помощью чего автор доносит до читателя гласную идею произведения, каким образом пробуждает в читателе эмоциональный отклик, заставляет сопереживать главному герою.

3.Словарная работа.

*Цель.

*Задание: читаем слова с ударением, объясняем их значение выделенных слов.

(Слова на карточках – на доске. При необходимости, используется толковый словарь.) 

_________________

1 Узкие, в виде иголок, листья у хвойных пород деревьев.

2Тяжёлый топор для колки дров.

3Изгородь (забор) вокруг всей деревни.

4Заросли лесного кустарника – орешника.

5Опавшие осенью листья.

6Невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен “избы”.

Свет от солнца на заре “эпитет”.

4.Чтение и разбор IV части.

*Цель.

*Чтение законченными отрывками (“Однажды утром… – мать – и – мачехи.”).

– Что пробудило Варюшу однажды утром?

– Зачем Сидор стучал по стеклу?

(ловил капельки)

– Как наступала весна?

(стремительно, быстро, неожиданно, в миг, не уследишь, как по мановению волшебной палочки, …)

– А в природе так же быстро все происходит?

(нет: день за днём, шаг за шагом, постепенно…)

– А где так может случиться?

(Лишь в сказке)

– Зачем автору нужна была эта стремительность?

– Как удалось автору описать наступление весны?

– Какие приемы использовал К. Паустовский для передачи наступления весны? Какие средства выразительности способствовали более яркому воспроизведению картины происходящего вокруг?

– С кем автор сравнил весну? (с молодой хозяйкой).

– А почему Паустовский выбрал именно это образное сравнение для весны?

(энергична, быстра, проворна, поворотлива, услужлива, всё успевает, работа “кипит” у неё в руках, …)

– А как Варя встретила весну? Какие чувства она испытывала?

– Как вы догадались, как почувствовали? Ведь в тексте нет этого описания?

(Всего одно предложение “ – Вот и весна! – сказала Варюша.” несёт на себе всю эмоциональную нагрузку…)

– Какое значение вложил автор в эти слова?

(наконец – то наступила, радость, дождалась, восторг, …)

– Как озаглавим эту часть?

(4. “Вот и весна!”)

4.Чтение и разбор V части.

(Дети читают законченными отрывками, со слов “Варюша нашла в лесу….” до “… Варюша так и уснула, не дождавшись.”)

*Цель.

*Задание на чтение: проследить за действиями Вари и попытаться пронаблюдать за авторским приёмом, использованным автором.

– Забыла ли Варя о потере? Как вы узнали?

– Как “привел” автор героиню к месту потери?

– Почему нет описания дороги до этого места?

(Варя, как в сказке, мгновенно, оказалась вместе с весной у еловой ветки. “Варюша выглянула на улицу…”, описание весны и …!)

– Как удалось автору передать радость Вари, когда она нашла колечко?

– Как Паустовский показывает стремительность событий?

– Как нарастает эмоциональное действие с каждой минутой?

(Много глаголов, запятых, восклицательное предложение (авторский синтаксис)).

– Где кульминация? Как автор её передает?

(“…блеснул огонёк. Варюша вскрикнула и присела”).

– Почему именно так?

(от избытка чувств и нестерпимого счастья, охватившего девочку)

– Какова развязка? (Нашлось, целое и невредимое, …).

– Как автор “возвращает” домой свою героиню?

– Почему она “побежала”, а не “пошла”?

(Спешила проверить “сработало” ли колечко?)

– Как она поняла, что колечко “действует”? Какое чудо произошло?

(издали увидела…)

– Почему это чудо свершилось?

– По жанру это произведение чем является?

Только ли благодаря колечку выздоровел дед?

(нет, благодаря и Вариному доброму сердцу, её внимательному уходу за больным человеком, свежему воздуху и тёплому весеннему солнышку…)

– Это чудо касается только их двоих: Варю и деда Кузьму?

(нет, преобразился мир природы, надежда на перемены, ведь мы предположили, что идёт война…)

– Как озаглавим часть?

(5. Чудо свершилось! “Спасибо колечку!”)

4.Чтение и разбор VI части.

(Часть читает учитель под фонограмму: Э. Григ. “Утро”).

*Цель.

*Задание на чтение: поставьте себя на место Вари, представьте, что происходит вокруг.

*Стр.17. ( Со слов: “Встала она рано…” и до слов “… запела у неё на сердце”).

– Почему Варя встала рано? Почему она одна идёт к лесу?

(Ей хотелось понаблюдать за пробуждением природы, …)

– Что она услышала?

(звон колокольчиков)

– А каждый ли человек способен услышать звон колокольчиков?

– А какой?

(Тот, у которого развитая, восприимчивая душа, которая может расцвести от красоту окружающего мира. Варя умеет слушать и слышать, смотреть и видеть то, что не каждый заметит: невидимое прикосновение воздуха, дыхание природы, шаги весны, звон расцветающего цветка… Она получает от этого огромное удовольствие, Для неё это счастье. Безусловно, Варя натура очень тонкая, художественная, внимательная, глубоко чувствующая природу, способная разглядеть прекрасное в обычных вещах, умеющая ценить это прекрасное)

– Как называют людей, которые способны видеть в обычных вещах прекрасное? Какой профессией они должны обладать?

(Поэт, художник, музыкант)

– Что можно сказать о характере произведения?

(Произведение носит глубоко поэтический характер)

– Что можно сказать о человеке, написавшем это произведение?

(У него поэтическое восприятие мира. Это чудо, доступное не каждому, оно не менее значимо, чем сказочные чудеса. Такое восприятие позволяет человеку преобразить мир, помогает преодолеть страх и болезнь, даёт силы и надежду на будущее.)

– Вспомните, как это перекликается с биографией автора?

(Он перенёс несколько инфарктов)

– Как наблюдала Варя за восходом солнца?

– Как автор, с помощью каких средств выразительности донёс до читателя чувства переполняющие девочку?

(Приоткрыв рот, во все глаза – удивление, радость, восторг…;

чувство тепла, ласки, присутствие кого-то рядом…)

– Кто это был?

(Весна)

– Что она принесла девочке?

(“большущую радость, которая запела и зазвенела в её сердце…”)

– Какое чудо ещё исполнилось?

– Как вы думаете, почему? А могло ли оно не исполниться?

(Варя верила в чудеса, она сама частичка этого чуда. Она стремилась к тому, чтобы оно свершилось.)

– Вернёмся к эпиграфу урока. Нашло ли оно подтверждение? Докажите…

– Как озаглавим эту часть?

(6. “Большущая радость”.)

4.Чтение и разбор VII части.

*Цель.

*Задание на чтение: определить, что дорого Варюше?

(Дети читают часть законченными отрывками.)

– Почему Варя не надела перстенёк на указательный палец? Почему не захотела увидеть весь белый свет с его чудесами, ведь это так заманчиво?

– Что ей так оказалось дорого? Почему?

(Родной край. Она здесь родилась, здесь её корни, здесь происходят самые настоящие чудеса…)

– Какие слова деда Кузьмы могут подтвердить ваше определение?

(последняя строка части)

– Как вы думаете, какой из Вари вырастет человек?

(Настоящий человек. Она хоть и маленькая, но уже умеет выбирать правильные ценности в жизни. Ей от природы дана жизненная мудрость: она умеет дарить тепло и любовь другим людям, умеет ценить всё то, что у неё есть, умеет чувствовать прекрасное…)

– Как озаглавим часть?

(7. Самая лучшая земля!)

III. Итог урока.

1. Обобщение по уроку.

– Подведём итог всей нашей работы.

– Любит ли Паустовский свою героиню? Почему?

– Чем наполнено это произведение?

(Человеческой добротой, теплом, жизненной мудростью,…)

– Какое впечатление произвело на вас это произведение?

– Так по жанру – это сказка или рассказ?

– Текст многозначен, каждая его часть это целый мир.

2. Домашнее задание.

– Произведение дано в разделе “Родная сторона”. А вот разделы I части вашего учебника. Напишите мини сочинение – рассуждение на тему: “В какой из перечисленных разделов учебника можно было бы перенести произведение и почему?”

1.“Корни есть не только у дерева”.

2.“Такой незнакомый знакомый мир”.

3.“Мир просит тебя: открой меня заново”.

4.“Самые настоящие чудеса”.

Приложение