Уроки сказки в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, судя по страницам психолого-педагогической периодики, в детских садах недостаточно используемый. В нашем детском саду взаимодействие с детьми при помощи сказкотерапии проходит очень плодотворно и интересно.

Наш город последнее время “прославился” отнюдь не героическими достижениями, многие знакомы с информацией о наводнениях, перемерзших системах отопления, финансовых проблемах и других бедах Усть-Кута, регулярно выдаваемой СМИ. Из этого становиться понятным, сколь непроста обстановка в нашем городе. Бытовые и производственные неурядицы, бесперспективность в возможности их разрешений, усугубляется сложностями существования микрорайона бывших БАМовцев, которые, потеряв здесь молодость и здоровье, теперь оказались ненужными государству. Дети этих людей – основной контингент воспитанников нашего детского сада. Конечно, мы не можем изменить что-либо в жизни их родителей, но постараться убрать “безнадегу” из глаз ребятишек мы можем.

Таким образом, задачей психолога в этих условиях становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, мы пришли к заключению о незаменимости такого метода, как сказкотерапия. Требование излечить душу ребенка наиболее удачно подходит именно к сказочному материалу: сказкам народным как огромному пласту зашифрованной социально-исторической и генетически-национальной информации, литературным – как мощному морально-нравственному моменту. Ведь еще Шарль Перро сказал, что сказки пишутся специально с целью определенного нравственного урока.

Кроме того, чрезвычайно важную задачу устранения внутренней дисгармонии ребенка возможно успешно решить только метафорическим проживанием определенных ситуаций, без навязчивого нравоучения. Конечно, можно целенаправленно учить ребенка, как поступать и что предпринимать в тех или иных жизненных ситуациях, но, как правило, это оказывается малоэффективным. Гораздо полезнее для ребенка косвенное воздействие, когда он сам делает выводы, определяет возможные модели поведения и методы решения проблемных ситуаций, изыскивая эти ресурсы из столь близкого его душе сказочного лицедейства.

Мы не случайно называем здесь свои сказкотерапевтические тренинги сказочным лицедейством. Основной формой работы по сказкотерапии в нашем ДОУ признана деятельность, организованная по типу программы Н.Погосовой “Погружение в сказку”.

Такое занятие строится, как сказочный спектакль, где артисты– дети, а психолог, ведущий сказочного действа, озвучивающий параллельно текст сказки и приглашающий участников выполнять определенные действия. Эта замечательная форма занятия-сказки позволяет включить в него ряд разнообразных упражнений, вплетая их в канву сказочного повествования. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Этот результат достигается как особой подачей сказочного материала психологом, где используется все разнообразие голосовых и мимических средств, так и средствами психогимнастики, психодрамы, логопедическими и физическими упражнениями, элементами визуализации, медитации, релаксации.

Конечно, эти занятия требуют тщательной подготовки, включающей организацию определенной предметной среды, запись фонограммы, возможность использования средств цвето- и ароматерапии. Естественно, что подобные занятия, предполагают наличие у педагога-психолога режиссерского и актерского таланта. Дети же, как правило, все изумительно талантливые актеры и отвечают на усилия взрослого открытием своей маленькой прекрасной души.

Занятия других циклов строятся по классической схеме сказкотерапетического занятия, включающей в себя: повторение (вспомнить о том, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились), расширение (познакомиться с новой сказкой или драматизировать знакомую, активизировать восприятие действий персонажей сказки, вызвать эмоциональный отклик), закрепление (приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности через различные игры, упражнения, символические действия: путешествия, превращения и т.п., практической деятельности), интеграцию (связать новый опыт с реальной жизнью), резюмирование (обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся). Такими циклами проводятся, например, занятия по темам: “Волшебная страна чувств”, “Плохие привычки”, “Школа – это трудный и радостный путь к знаниям”, “Кто я?”, “Что такое счастье?” и т.д.

Очень нравится детям то, что любое сказкотерапевтическое занятие начинается и заканчивается определенным ритуалом. Они с удовольствием выполняют в начале каждого занятия упражнение на единение и эмпатию такие, как передача по кругу “волшебного” огонька свечи, “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг другу. Дети знают, что войти в сказку можно лишь человеку с открытым сердцем и добрыми намерениями, и только тогда он познает все мудрые уроки сказки. Заканчивается каждое занятие релаксационной паузой или медитацией, когда дети представляют себе что-то заданное психологом, “переваривают” и усваивают полученную информацию, снимают возбуждение от активной деятельности, готовясь к возвращению в группу. По окончании отдыха дети выполняют символические действия, забирая с собой все важное, что было сегодня с ними, и чему они научились у сказочных героев. Занятие заканчивается обязательным построением башенки из кулачков и произнесением слов: “Всем-всем – до-свиданья и спасибо за вниманье!” Постоянное соблюдение этих ритуалов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности. Важно, что дети вскоре сами начинают следить за неуклонным соблюдением этих ритуалов, подсказывая психологу, какое действие перенесет их в сказку на этот раз. Очень удачной оказалась предложенная детям в этом году идея передачи красивого стеклянного шара. Они смотрят при этом друг другу в глаза с доброй улыбкой, согревают шарик своими ладошками. Передают его очень бережно, зная какой хрупкий этот проводник в сказку, его невозможно уронить. Шар из рук последнего в кругу ребенка принимает психолог и ставит его на специальную подставку, незаметно включая ее. Шарик загорается и начинает вращаться, путь в сказку открыт, ведь дети были предупреждены, что шарик загорится, если их мысли были добрыми и улыбки искренними. Выключается шарик так же незаметно, пока дети расслабляются на ковре. Конечно старшие дети знают, что шарик работает от розетки, но усомниться в его волшебных качествах они не смеют. А малыши воспринимают манипуляцию с шариком, как настоящее чудо. Порой от психолога требуется мастерство электромонтера, чтобы создать атмосферу сказки, безопасно включив в сказочное оформление огоньки, всполохи, цветовые переливы и другие возможности современной техники. Путь в сказку должен быть волшебным и легким для детей, но никто не утверждал, что он должен быть легким для того, кто сказку организует.

Замечательно то, что в детском саду имеется помещение для проведения занятий по сказкотерапии. Через просторный кабинет психолога, зонированный по назначению индивидуально-групповой работы, дети проходят в зал релаксации, где все предусмотрено для проведения активных групповых занятий: много свободного места, светло и тепло, много зелени, под коврами – мягкая подложка, для использования детьми и персоналом ДОУ элементов натуротерапии имеются осиновые плашки и березовые поленца. Оформление зала выполнено в едином спокойном стиле берестяной шкатулочки, стена напротив входа оклеена фотообоями во весь размер с видом уходящей вдаль за горизонт тропинки в березовой роще. Противоположная стена оформлена зеркалами для отработки эмоциональных проявлений в упражнениях, и возможности детей видеть себя со стороны в собственном лицедействе. Оборудование для создания сказочной атмосферы (трон, лавочки, столик, кубы, мягкие модули) размещены в подоконном пространстве и используются по мере необходимости. Полога, занавеси, дорожки и т.п., куклы, сказочная атрибутика (картины, таблички, наряды, короны, парики, маски, мечи и др.) хранится в шкафах в кабинете психолога. Зал оснащен музыкальным центром, цветомузыкой, ароматизатором, имеется телевизор с видеомагнитофоном, фильмоскоп и слайды.

Основой для планирования занятий по сказкотерапии являются разработки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Ю. Соколова, Т.М. Грабенко и других авторов методик по креативной терапии. Используются психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические и медитативные сказки, написанные ими специально для сказкотерапии.

Дифференцированный подход к детям определяет содержание наших занятий, они модифицируются в зависимости от направления и преследуемых целей. Таким образом, не бывает похожих занятий, каждое подготовлено и сориентировано по-своему. Занятия на одну и ту же тему разных лет могут сильно отличаться друг от друга, потому как сильно зависят от личностных особенностей, как воспитанников, так и педагога-психолога. Вкладывать всю душу в свое дело – давно стало правилом работы сотрудников нашего ДОУ, недаром ему присвоен в 2003 году статус Центра развития ребенка. И,

поскольку сказка является давним и неизменным увлечением педагога-психолога, то собственный сказочный материал также активно используется. В частности, для цикла “Философия для малышей” были написаны сказки о законах жизни в контексте философского подхода к ней. Например, в доступной сказочной форме дети подготовительной группы познают смысл “закона подлости”, “закона бутерброда”, “закона изменчивости”, “закона бумеранга” и других из девяти общеизвестных житейских законов, в их неизменной действенности, противоречивости и взаимодействии, значении их в человеческой жизни. Детям нравятся эти занятия – беседы; рассуждения ребятишек о смысле жизни и смерти, проблемах человека на его жизненном пути, духовности, о любви, радости и печали, самоценности человека и значимости его для окружающих порой поражают своей эмоциональной прочувствованностью, зрелостью и логической завершенностью. Сказки создаются автором как по библейским сюжетам, мифам, легендам, так и являются продуктом собственного творческого мышления, фантазии и воображения. Особенно удачно сказки собственного сочинения используются автором в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Свою увлеченность, если она настоящая, можно передать детям. Элементы ТРИЗ, включаемые в развивающие сказкотерапевтические занятия, дают прекрасный результат в развитии креативности детей. Они с упоением занимаются переиначиванием знакомых сказок и сочинением новых. Альбом детского творчества “Наши сказки” постоянно пополняется новыми шедеврами к немалому удовольствию сверстников, педагогов и родителей. Детское сочинительство, к тому же, позволяет развивать все интеллектуальные качества личности ребенка, его чувство юмора. Кроме ТРИЗовских приемов детям помогают в сочинении сказок так называемые “карты Проппа”, моделировать сказку легче, имея перед глазами схематичное изображение всех ее двадцати функций.

Детские сказки не бывают неинтересными и всегда достаточно диагностичны. Диагностика эмоционального фона ребенка, особенностей его мироощущения, проблемных моментов занимает особое место в работе психолога ДОУ. Диагностика при помощи сказки обязательно проводится в начале и конце учебного года. Сочиняя сказку, ребенок в герое всегда подразумевает себя, а его рисунки на заданную сказочную тему дополняют диагностическую картину. Это дает возможность правильно планировать индивидуальную работу и выделить проблемные группы, определив направления развития, коррекции и профилактики в сказкотерапевтическом взаимодействии с детьми.

Любовь детей к сказочным занятиям, отзывы педагогов и родителей о положительном влиянии таковых на детей, данные итоговой диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности этой работы и необходимости продолжать ее с целью формирования у детей положительного мировосприятия, адекватной самооценки, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.

Неправильным будет присвоить себе все лавры хорошего воспитательного результата, это плод труда всего коллектива ДОУ, но объективным будет утверждение, что сказкотерапия занимает достойное место в педагогическом процессе нашего детского сада.

Выпускники ДОУ с благодарностью и ностальгией вспоминают уроки сказки в детском саду, и при встрече представляют школьным друзьям педагога-психолога: “ Это Ольга Олеговна, воспитательница из сказки!”

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гнездилов А.В.Дым старинного камина. – СПб., 1998. – 236с.
  2. Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб., 2002. – 135 с.
  3. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб., 2001. – 152 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003. – 400 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб., 2003. – 144 с.
  7. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., 2002. – 160 с.
  8. ЛютоваЕ.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001. – 190 с.
  9. Погосова Н.Мн Цветовой игротренинг. – СПб., 2003. – 152 с.
  10. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М., 2003. – 79 с.
  11. Смид Р.Групповая работа с детьми и подростками. – М.,2000. – 272 с.
  12. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с.
  13. Страунинг А.М. “Росток” Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста. 2т. – Обнинск, 1996. – 420 с.
  14. Тренинг по сказкотерапии. П/р Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д.– СПб., 2000. – 254 с.
  15. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков, 2000. – 464 с.
  16. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М., 2001. – 224 с.
  17. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990. – 143 с.
  18. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Думаем, изобретаем, открываем мир. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М., 1996. – 216 с.
  19. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Как попасть в сказку: для младшего и среднего школьного возраста. – М., 1995, – 160 с.

Приложение