КТД "Посиделки по теме "Пища поморов"

Разделы: Начальная школа


По итогам подготовительного занятия учащимся был предложен следующий тест:

Житейские правила вкушения пищи Поморов.

  1. Перед началом трапезы всякая поморская семья –
  2. А) Хором пела весёлую песню.
    Б) Каждый член семьи должен пожелать всем остальным приятного аппетита.
    В) Благодарила бога за то, что насытил.

  3. За столом каждый уважающий себя и других Помор, должен был –
  4. А) Болтать без умолку, рассказывая захватывающие истории.
    Б) Молча жевать, чтобы съесть больше остальных.
    В) Не говорить за столом, и хорошо пережёвывать пищу.

  5. Настоящий помор должен –
  6. А) Пищу не бранить, даже если она не вкусна.
    Б) Честно говорить о том, нравится еда или нет.
    В) Громко расхваливать, даже не вкусную пищу.

  7. Если Помор уже насытился, а трапеза ещё не окончена, он –
    А) Должен поставить свою тарелку кошке, не пропадать же добру.
    Б) Должен доесть всё до конца, не выбрасывая ни крошки.
    В) Должен поделиться с самым младшим в семье, пусть растёт быстрее.

И вообще во время еды нужно было не иметь дурных мыслей.

I. Зачин

Баянист начинает играть русскую пьесу. Хозяйка посиделок (на фоне музыки)

Есть у повести начало –
Это первая строка
Начинается с причала
Путь по морю моряка.
У кручины есть причина,
У стихов завязка слов.
Начинается с зачина
Сказка, песня и … любовь.
Собрались все вместе коли,
Как там бают: “чином чин”,
Начинаем с хлеба – соли
С доброй песни наш зачин.

ПЕСНЯ “Уж вы, девушки, дайте совет” в исполнении артистов театра фольклора “Радеюшка” (см. Приложение №1).

Выходят три девушки (учительницы) в русских костюмах с хлебом и солью. Кланяются.

Девушка 1.

Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.

Девушка 2.

Жива традиция.
Жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.

Девушка 3.

И потому принять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!

Низко кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб– соль самому старшему.

Ведущие – дети 4-а, 3-в, 3-г классов.

  1. На завалинках, в светёлке
  2. Иль на брёвнышках каких
    Собирались посиделки
    Пожилых и молодых.

  3. При лучине ли сидели
  4. Иль под светлый небосвод-
    Говорили, песни пели
    Да водили хоровод.

  5. Добрым чаем угощались
  6. С мёдом, явно без конфет.
    Как и нынче мы, общались, –
    Без общенья жизни нет.

  7. Вы пришли к нам не на час,
  8. Предлагаем посиделки
    Провести вот здесь
    Тотчас.

  9. Огонёк души не тухнет,
  10. Ничего нет в жизни “вдруг”.
    Вспомним радость русской кухни,
    Дедов искренний досуг!

  11. Отдых – это не безделки –
    Время игр и новостей.
    (хором) Начинаем посиделки!
    Открываем посиделки!
  12. Для друзей и для гостей

II.Программа посиделок “Пища поморов”

Девушка 1.

Покатилась вечеринка,
Заглянула ночь во двор…
У зачина есть разминка,
Как бы нитка, паутинка-
Та, что вяжет разговор.

Девушка 2.

Как когда-то в век старинный,
В те далёкие года
Проводились викторины
Типа “что, где, когда”.
Как тогда, друзья, для вас
Проведём её сейчас.

Девушка 3. Проводит викторину по программе “Разговор о правильном питании” часть вторая “Две недели в лагере здоровья”.

ВИКТОРИНА

  1. Какие названия питательных веществ Вы знаете? (Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества).
  2. Назовите главную функцию белков в организме. (Строительный материал организма).
  3. Назовите главную функцию углеводов и жиров в организме. (Источник энергии).
  4. Назовите главную функцию витаминов и минеральных веществ в организме. (Способствуют росту, помогают быть сильными и здоровыми).

Справка из истории питания поморов.

Питание северян, несмотря на простоту и даже примитивность ряда блюд было рационально и довольно разнообразно. Рациональность заключалась в том, в посты организм насыщался витаминами и в то же время “разгружался”, а в скоромные дни пополнял баланс белков и жиров. Что касается разнообразия, то анализ ассортимента продуктов, из которых состоял рацион жителей различных уголков обширнейшей Архангельской губернии, позволяет сделать вывод, что хотя и не все уезды были равнозначны по урожайности злаковых, овощей, рыбодобыче и т.д. Однако продукты, не выращиваемые или выращиваемые в малых количествах в той или иной местности, всё же присутствовали на столе её жителей. Так как по всей губернии шёл бойкий обмен товаром.

О рационе питания поморов нам помогут узнать сказки северных писателей.

Инсценирование сказки С. Писахова “Как купчиха постничала”. Участвуют дети и родители 4-а класса

Продолжение викторины. Дети 4 -а класса задают вопросы ученикам 3-в и 3-г классов. Рецепты северной кухни.

Девушка 1.

Отдохнуть пришла пора.
И сейчас без подготовки.
Начинается игра
“Кто сегодня самый ловкий”

ИГРА “РАСТЯПА” с участием артистов театра фольклора “Радеюшка”.

Все встают в круг, начинает играть музыка, один человек под музыку бежит внутри круга, выбирает товарища. Кого он выбрал, то бежит за ним и т.д. Когда музыка заканчивается, все встают парами. Кто остаётся один – тот “растяпа”. “Растяпа” становится ведущим, и игра продолжается.

Инсценирование сказки Б. Шергина “Шти”

Участвуют дети и родители 3-в класса. Продолжение викторины. Дети 3 -в класса задают вопросы ученикам 4-а и 3-г классов.

Рецепты.

На севере именно щи из квашеной капусты уже много – много веков занимают центральное место в национальных супах. В летнее время свежую капусту с добавлением таких “кислых щей” и употребляли для замены квашеной капусты при приготовлении любимого блюда. Без щей из квашеной капусты наши предки не мыслили жизнь. Они были и остаются повседневным блюдом на домашнем семейном столе.

Щи на Руси ели все. А Нартов, сподвижник Петра I., писал о государе, что “кушанья его были: кислые щи, студни, каши, жаркое с огурцами и лимоном солёным, ветчина …”.

Питательная ценностей щей состоит в том, что отвары капусты и других овощей, входящих в их рецептуру, имеют большое значение как возбудители аппетита. Очень ценен минеральный состав этого блюда. В нём содержится большое количество солей кальция, калия и других щелочных элементов, которых зачастую мало в пищевых продуктах.

Девушка 2.

У кого душа не узкая,
Всех, кто любит пляску русскую,
Пляски, а не танцы бальные
Не интернациональные.
Выходи без лишних слов.
Будет танец плясунов.

ТАНЕЦ ПЛЯСУНОВ с участием артистов театра фольклора “Радеюшка”.

Мы довольны пляской вашей…

Угоститесь редькой нашей.

Инсценирование сказки С. Писахова “Редька”. Участвуют дети и родители 3-г класса.

Продолжение викторины. Дети 3 -г класса задают вопросы ученикам 4-а и 3-в классов.

Рецепты

Хоровод “Стенка на стенку”. (Про треску)

Дети становятся в хоровод буквой П. Изображают закид невода и вылов рыбы.

Сяду под окошко, скрою край окошка.
Погляжу далёко за озеро широко.
Озеро широко, было рыбы много.
Бела рыба щука, да белая белуга.
Шелков невод кину, да белу рыбу выну.
Куда мне-ко сести, да белу рыбу чистить.
Сяду я присяду к зелёному саду.
Ещё пересяду, да на доль долинку.
На доль на долинку к милому на тропинку.

Выступление артистки театра фольклора “Радеюшка” со сказкой С. Писахова “Пирог с зубаткой”.

Игра “Коза”

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
Ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Хвостиком, помашем, помашем, помашем.
А потом попляшем, попляшем, попляшем.

Частушки (см. Приложение №2)

Концовка посиделок.

  1. В небе будто от побелки
  2. Засветился Млечный путь,
    Отшумели посиделки.
    В нашей праздничной светёлке,
    Где пришлось нам отдохнуть.

  3. Дни общения – счастья вехи,
  4. Посиделкам каждый рад.
    Делу время, а потехе
    Рады люди как-никак.

  5. Мы делились новостями,
  6. Мы старались вас развлечь.
    Мы прощаемся с гостями,
    Говоря: до новых встреч!

  7. Не погаснет, не потухнет
  8. На холмах семи ветров
    Мастерство российской кухни,
    Слава русских поваров!

  9. Не потухнет, не погаснет,
  10. Если ты не нем, не глух,
    Самый светлый, самый ясный
    Посиделок русский дух.

  11. Посиделки, вечеринки,
  12. Звёзды в праздничной выси –
    Это русские картинки
    Нашей жизни на Руси.

  13. Жизнь такая – не иная,
    Не заморская – чужая,
    Это наша сторона.
    Всё, что было вспоминая,
    Пусть живёт страна родная
    Очень русская, земная,
    В мире лучшая страна!

Анкетирование учащихся 4-а, 3-в, 3-г классов.

Характер участия в КТД по классам (ученики)

4-а

3-в

3-г

Организатор дела

5

3

3

Активный участник

16

8

9

Исполнитель разового поручения

5

14

16

Слушатель – зритель

-

-

-

Характер участия в КТД по классам (родители)

Организатор дела

4

2

2

Активный участник

4

4

4

Исполнитель разового поручения

7

5

5

Слушатель – зритель

11

14

17

Вывод: все ученики начальной школы приняли участие в коллективном творческом деле “Посиделки “Пища поморов”. Чем старше дети, тем активнее их роль в деятельности. Многие с удовольствием выступают в роли организаторов и активных участников дел, проявляют больше самостоятельности при планировании, имеют своё мнение, прислушиваются к мнению других участников. Главный принцип КТД – нет зрителей – все участники дела хорошо прослеживается в данной таблице. Родители больше участвуют в роли исполнителей разового поручения, слушателей–зрителей.

Список литературы:

  1. Антипина и др. Архангельская область. Словарь – справочник. Архангельск, Поморский университет, 2005 г.
  2. Большакова Л. Морянка. Хрестоматия о русском Севере. Архангельск, Поморский университет, 2005 г.
  3. Писахов С. Сказки. Северо-Западное книжное издательство, Архангельск, 1978 г.
  4. Черёмухина Л. Северная кухня. Северо– Западное книжное издательство, Архангельск, 1992 г.
  5. Шергин Б. У Архангельского города. Северо– Западное книжное издательство, Архангельск, 1985 г.
  6. Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе. Новая школа. Москва, 1997 г.

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6