Применение технологии УДЕ для решения проблемы преемственности в обучении русскому языку в начальном и среднем звене

Разделы: Начальная школа


Ребёнок, отправляясь в школу, хочет хорошо учиться. Задача учителя – поддержать интерес к школе, не дать ребёнку разочароваться в своих ожиданиях, разжечь искорку познания, т.е. создать ситуацию успеха. Желание учиться появляется, когда есть успехи в учёбе. В начале успеха – уверенность ребёнка в том, что он его достигнет

Как обучать русскому языку? Постоянно неразрешимой оказывается проблема времени. Работая в начальном звене, я обратила внимание, что трудные темы по русскому языку даются во 2 триместре 4 класса. Поздно изучается правописание глаголов 2 и 3 лица, инфинитива, не остаётся времени для их закрепления. Недостаточно в текстах наречий. В учебниках для 5 классов этот материал даётся так, словно он хорошо закреплён в начальных классах. Большой разрыв в программе.

Ребенок, становясь пятиклассником, испытывает сильный психологический стресс, едва ли не равный стрессу первоклассника. В результате – снижение успеваемости в 5 классах Проблема преемственности в обучении русскому языку в начальном и среднем звене приобрела особую значимость.

Система УДЕ – решение данной проблемы. Использование технологии УДЕ в начальной школе – база для продолжения этой методической линии в старших классах, связь с традиционной системой. Методика основана на подаче учебного материала блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, действий, явлений. Процесс познания строится так, что продвижение вперёд идёт одновременно с возвращением к пройденному. На первых уроках изучаются общие, ключевые понятия, их взаимосвязь, структура в целостности, а на последующих – закрепление за счет многократного возвращения к базисному знанию с разных позиций.

Психологами доказано, что основы для подготовки детей к творчеству закладываются с 6 до 12 лет. В эти годы развивается воображение, творческое мышление ,воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, воспитывается самостоятельность. Поэтому очень важно не упустить это время и максимально использовать природные данные каждого ребенка. В этом как раз и роль технологии УДЕ, которая создает условия для реализации следующих целей:

  • развитие системного мышления;
  • развитие творческого мышления;
  • активизация и расширение словарного запаса;
  • воспитание познавательного интереса.

В технологии УДЕ по русскому языку важно различать следующие основные элементы:

– совместное одновременное изучение родственных разделов программы, одновременное изучение аналогичных и противоположных понятий;

– взаимообратные задания (прямые и обратные);

– представление информации в целостной образно-наглядной форме (рисуночная, графическая, табличная);

– интегрирование знаний;

– восстановление деформированных упражнений.

Матричная система фиксации учебной информации – одно из средств укрупнения знаний учащихся. Матрицы используются, например, при изучении темы “Члены предложения”, “Части речи” Развернутая таблица все время перед глазами детей: так проще сопоставить и сравнить, найти сходства и отличия, запомнить особенности.

Полученные знания отрабатываются, закрепляются при помощи различных упражнений, содержащих в своем составе 4 компонента: 1) прямое или исходное задание; 2) обратное задание; 3) самостоятельное составление аналогичного задания; 4) обобщенное задание.

Как сказать одним словом?

Лиса, заяц, медведь – это …(животные).

Картофель, морковь, свекла – это …(овощи).

Окунь, щука, минтай – это …(рыбы)

2.…., …., …., – это посуда.

….,….,…., – это мебель

….,….,…., – инструменты.

Слова для справок: кастрюля,кровать,рубанок,молоток,чашка,кресло,пила,сковорода,шкаф.

3.Самостоятельное составление аналогичного задания.

4.Обощенное задание (в форме текста): ученикам нужно выбрать правильный ответ и показать на веере.

Стул-это…1.мебель.2.отдых.3.комната.

Ученик-это….1.школа.2.человек.3.учеба.

Яблоко – …1.дерево.2.фрукт.3.овощ.

Посредством придумывания аналогичных упражнений общий способ действия сохраняется в кратковременной памяти и переходит в долговременный след. Таким образом, в технологии УДЕ делается акцент на стратегию понимания, а не на частные упражнения.

Используя принципы УДЕ, был сделан перенос некоторого материала из старших классов в младшие. Например, при изучении темы “Части речи” на одном уроке даются все части речи (блоком).

Благодаря крупноблочной подаче материала удалось продвинуться вперед в решении проблемы повышения качества базовых знаний. В результате у детей пробудился интерес к русскому языку, вырос словарный запас. учащиеся творчески выполняют домашние задания, обладают высокой познавательной активностью и высоким уровнем мотивации к учению, у них сильнее развито логическое мышление, сформирована личностная позиция: умение высказывать и доказывать свою точку зрения.

За счет экономии времени (около 20%) появилось больше времени для устных и разнообразных письменных творческих работ-сочинений стихов, сказок, инсценировок, что помогает школьникам развивать свои индивидуальные склонности и способности. ).Экономия происходит не за счёт исключения какой-то части информации, а за счёт иного её структурирования.

Использование технологии УДЕ делает уроки русского языка привлекательными для детей. На этих уроках реализуются основные принципы современного урока:

– высокий содержательный уровень;

– создаются ситуации для самостоятельной работы детей;

– работают связи взаимодействия типа “учитель-ученик”, “ученик-ученик”;

– идет постоянное осуществление обратной связи;

– разнообразие приемов общения, ролевое разнообразие;

– преобладание самооценки со стороны класса, а не учителя;

– создание ситуации успеха.

Опыт работы по УДЕ может быть использован учителями начальных классов, работающими по любой программе, и учителями среднего звена.

Приложение

Тема: имя прилагательное (рисунок)