Урок по химии в 11-м классе по теме: "Классификация химических реакций"

Разделы: Химия


Цели:

  1. Обобщить сведения о химических реакциях.
  2. Рассмотреть ряд проблем, которые являются ключевыми для понимания окислительно-восстановительной реакции.

Задачи:

Обучающая:

  • Дальнейшее развитие базовых знаний, интегрирование новых форм и понятий на основе внутрипредметных связей.
  • Совершенствование умений составлять уравнения реакций.

Воспитательная:

  • Воспитание культуры умственного труда и активной жизненной позиции.

Развивающая:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся созданием ситуаций заинтересованности.
  • Решение нестандартных задач.
  • Совершенствовать умения осуществлять умственные действия.

Оборудование:

1. Таблицы “Классификация химических реакций”, “Окислители и восстановители”.

2. Карточки с заданиями.

3. Хлорная вода, иодид калия, крахмальный клейстер, толуол, перманганат калия, пробирки, пипетка.

4. Ребусы.

Ход урока

1. Оргмомент (отметить отсутствующих, сообщить тему, цели и задачи урока).

2. 1) Ответ учащегося по опорному конспекту:

Опорный конспект. (Приложение)

2) Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

  • Какие реакции называются реакциями соединения, разложения, замещения, обмена, термохимическими, обратимыми, каталитическими, гомогенными и гетерогенными? Привести примеры.
  • Какие реакции называются окислительно-восстановительными?
  • Что такое степень окисления?
  • Определить степень окисления в соединениях:
  • Совпадает ли степень окисления с валентностью?
  • Определить степень окисления и валентность в соединениях:

3) Определить окислители и восстановители в уравнениях, и подумав, ответить.

Почему реакция а) классифицируется как межмолекулярная окислительно-восстановительная реакция, б), в) относятся к внутримолекулярным реакциям, г) и д) к реакции диспропорционирования?

а)

б) 2

в) 2

г) С

д) 3

4) Какие вещества чаще всего выступают в роли окислителей, а какие в роли восстановителей?

Учащимся предлагается разгадать ребусы

Учитель ставит перед учащимися вопрос: Есть ли в органической химии окислительно-восстановительные реакции?

Демонстрационный эксперимент.

1.

(Методом электронного баланса учащиеся составляют уравнение реакции).

2. Используя метод электронного баланса расставить коэффициенты в уравнении окисления пропана.

Ответ:

Обратимся к эпиграфу нашего урока:

Опыт никогда не ошибается, ошибаются ваши суждения, ожидая от него такого действия, которое не является следствием ваших экспериментов. (Леонардо да Винчи)

Продукты реакции зависят от условий проведения реакции.

Типичные окислители. (Приложение)

Типичные восстановители. (Приложение)

Предлагается посмотреть два демонстрационных опыта.

Опыт 1. Взаимодействие веществ в растворе при избытке восстановителя.

Нальем в стаканчик 20-30 мл раствора иодида калия и при непрерывном помешивании стеклянной палочкой добавим к нему по каплям хлорную воду. После добавления первой же капли хлорной воды появляется желтое окрашивание, интенсивность которого возрастает. После добавления пяти капель хлорной воды добавим к раствору крахмал. Появление ярко-синей окраски свидетельствует об образовании в растворе свободного иода.

Опыт 2. Взаимодействие веществ в растворе при избытке окислителя.

Нальем в стаканчик 20-30 мл хлорной воды и при непрерывном помешивании добавим по каплям раствор иодида калия. После добавления 5 капель, перемешав, прильем к раствору крахмал. В этом случае крахмал не синеет. В избытке окислителя реакция идет иначе.

Задание на дом: Используя таблицу окислителей и восстановителей, записать уравнения приведенных реакций.

Расчетные задачи.

1 уровень.

№ 6 – 103 стр. 45, № 6- 100 стр. 45 из задачника под редакцией Ходакова.

2 уровень.

Какая масса перманганата калия потребуется для окисления сульфата калия массой 8 г, находящегося в нейтральном растворе.

3 уровень.

При окислении избытком перманганата калия 20 % соляной кислотой (). Получен хлор, который вытесняет 25,4 г иода из раствора иодида калия. Какой объем соляной кислоты был взят для реакции.

(Учитель, пройдя по рядам проверил решение задач).

5. Используя карточки, составить уравнения окислительно-восстановительных реакций и продолжить начатую фразу.

X И М И Я - Э Т О
MnO2 + HCl —> MnCl2 + H2O + Cl2
З Н А Н И Е -    
HCl + KMnO4 —> MnCl2 + Cl2 + KCl
Б Е З Т Р У Д А  
H2S + HNO3 —> H2SO4 + NO2 + H2O

6. Выставление оценок за урок.

7. Домашнее задание: п. 1 Скорость химических реакций. № 1 – 5.

Подведение итогов урока.

Дать классификацию реакции

Выводы:

  1. Степень окисления не совпадает с валентностью, так как она условная величина.
  2. Ход окислительно-восстановительных реакций зависит от условий проведения опыта (среда раствора, избыток окислителя или восстановителя).
  3. Окислительно-восстановительные реакции характерны как для неорганической, так и для органической химии (единство органического и неорганического мира).