Повторительно-обобщающий урок по теме: "Бессоюзное сложное предложение". Использование бессоюзных предложений в устной и письменной речи. Развитие пунктуационной зоркости

Разделы: Русский язык


Задачи урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном бессоюзном предложении;
  • закрепить навык постановки различных знаков препинания в сложном бессоюзном предложении;
  • развитие монологической речи учащихся;
  • воспитание интереса к русскому языку.

 Проект урока:

1. Сообщение темы и задач урока.

2. Проверка домашнего задания.

Упражнение 232:

  • выписать предложения 1-е, 3-е, 6-е и составить их схемы;
  • синтаксический разбор 5-го предложения;
  • рассказать о постановке знаков в сложном бессоюзном предложении ( примеры привести из домашнего задания).

3.Словарный диктант.

Приоритетные направления в исследованиях2, беспристрастный взгляд1 на юного гитариста, непререкаемый авторитет, непримиримый борец за идеи гуманизма, не рассчитывать на беспрекословное подчинение, приобщиться к достижениям мировой культуры.

Исследование2

Взгляд1

4.Конструирование сложных бессоюзных предложений.

Из простых предложений составить СБП. Разобрать по членам предложение.

  1. Весна затягивалась. То теплело, то ударял мороз.
  2. Стоило вглядеться в эту картину. В ней открывалось столько таинственного и бесконечного.

1-ый вариант: Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз4. [ ] : [ ].

2-ой вариант: Стоило вглядеться2 в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного4. [ ] : [ ].

 Анализ текста. ( Текст на каждой парте)

 Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась, (И. Тургенев).

 Какие средства использует автор, показывая стремительность изменений в природе?

 Назовите глаголы, несущие основную смысловую нагрузку, обозначающие действия.

5. Схематичный диктант. Учитель читает предложения, а учащиеся составляют только схемы.

Он засмеётся – все хохочут.

Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал.

Я посмотрел назад: то был мой старый приятель и товарищ.

В дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые вьюки.

Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.

  • [ ] - [ ].
  • [ ] - [ ].
  • [ ] : [ ].
  • [ ] , [ ] , [ ].
  • [ ] ; [ ] ; [ ].

6. Устная разминка.

Изменится ли в них интонация (в предложениях), когда изменим знаки препинания?

  • Бабушка сердилась, внучка не слушалась.
  • Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
  • Бабушка сердилась – внучка не слушалась.

7. Тестовые задания ( получает тест каждый ученик).

Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.

Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

  • Нас охватило чувство страха……………. (причина).
  • Я давно написал другу письмо……………..(противопоставление).
  • Раздался удар грома……………………(быстрая смена событий).

Какова роль тире в предложении?

Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана.

  • Разделяет подлежащее и сказуемое.
  • Обозначает пропуск члена предложения.
  • Разделяет части сложного бессоюзного предложения.
  • Отделяет приложение.

Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они стояли на реке.

  • Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом.
  • Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.
  • Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

 Объясните, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать– ноги от страха не двигались.

  • Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
  • Предложения рисуют быструю смену событий.
  • Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того , о чём говорится в первом предложении.

8. Работа с учебником.

Упражнение 236.

Заменить союзные предложения бессоюзными. Определить смысловые отношения между их частями.

1-ый вариант: 1-2 предложение.

2-ой вариант 3-4 предложение.

Дома: упражнение 235.

Подведение итогов.

 Литература:

  1. Бархударов С.Г. “Русский язык”
  2. Богданова Г.А. Дидактический материал.
  3. Костяева Т.А. “Сборник диктантов”.
  4. Журнал “Русский язык в школе” 1990 г., №6.