Урок по химии в 8-м классе "Вещества. Изменения, происходящие с веществами"

Разделы: Химия


Цели урока.

  • Образовательные. Обобщить, закрепить и систематизировать ранее полученные знания по теме “Вещества. Изменения, происходящие с веществами”; проверить навыки и умения в составлении формул неорганических веществ различных классов, уравнений химических реакций с их участием; навыки и умения в решении расчетных задач.
  • Развивающие. Продолжить формирование умений применять приемы систематизации, обобщений; развивать умения в решении качественных задач по распознаванию веществ
  • Воспитательные. Воспитывать у учащихся интерес к учению; стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду; создание положительной психологической атмосферы в классе, чувства взаимного уважения между школьниками.

Тип урока. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Методы обучения и методические приемы. Фронтальный опрос, работа по карточкам, лабораторный опыт, самостоятельная индивидуальная работа, работа учащихся у доски.

Оборудование и реактивы. 3 пронумерованные пробирки с веществами: гидроксид натрия, хлорид натрия, соляная кислота; разбавленная серная кислота, хлорид бария, гидроксид меди (II), карбонат натрия, нитрат калия, хлорид кальция, пробирки, универсальная индикаторная бумага.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Любой человек, независимо от возраста, любит путешествовать! Мы с вами живем в век информационных технологий, и они постоянно, все больше и больше проникают во все сферы человеческой жизни. Нам нужно научиться пользоваться знаниями, полученными на уроках, находить дополнительную информацию, выбирать необходимые сведения для дальнейшего образования. Любую полезную информацию, ответы на интересующие нас вопросы мы можем найти, обратившись к сети “Интернет”. Для нахождения различных материалов можно воспользоваться русской поисковой системой. Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания по теме “Вещества. Изменения, происходящие с веществами”. Итак, я предлагаю вам посетить сайт “Химия. Вещества. Явления”. Сайт, как большая книга, состоит из множества страниц. Давайте, посетим некоторые из них. Итак, обратимся к ссылке и откроем первую Web-страницу.

Web-страница. Имена великих ученых

Задание1. Предлагаю решить кроссворд: Ответы по вертикали – нужно заполнить пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов: 1. С, 2. О, 3. Al. 4. N, 5. Zn, 6. Cl, 7. P, 8. H, 9. Pb

1-н учащийся заполняет кроссворд, пока он работает у доски – послушайте и скажите о ком идет речь:

Он по праву считается основоположником теоретических основ химической науки. Он внёс неоценимый вклад почти во все отрасли знаний: физику, химию, астрономию, приборостроение, геологию, географию, языкознание и историю. Он является зачинателем многих химических производств, автором фундаментальных законов физики и химии.

А.С. Пушкин о нем писал: “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец - он всё испытал и всё проник”.

Этот ученый - гордость русской науки, воплотившей в себе народный гений, широту и силу русского характера. Он на все века оставил своей родине пример того, как наука может и должна служить своему народу.

Web-страница. Основные понятия и термины

Вам необходимо правильно ответить на следующие вопросы:

  • Что изучает химия?
  • Что называется веществом?
  • Какие вещества называются простыми, сложными?
  • Как классифицируют простые вещества, сложные вещества?
  • Какие вещества называют оксидами?
  • Что такое кислоты?
  • Какие вещества называются основаниями?
  • Какие вещества называются солями?

Web-страница. Химический эксперимент – электронный банк данных

Решить экспериментальные задачи:

  • Задание 1. Определить, в какой из трех пробирок находятся NaOH, NaCl, HCl.
  • Задание 2. Определите, в какой из трех пробирок находится NaOH.

2 учащихся у доски решают экспериментальные задачи

Задание классу. Игра “Крестики и нолики”. Определите выигрышный путь и объясните свой ответ.

При игре в “крестики нолики” в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении нужно соединить три клетки по определенному признаку.

Li2O BaO Na2O2
H2SO4 NO2 NaOH
K2SO4 Ca(OH)2 P2O5
Cu(OH)2 Fe(NO3)2 Ba(OH)2 NaOH CaCO3 Fe(OH)2
CuCl2 Al2(SO4)3 Ca3(PO4)2 Na2O Ba(OH)2 Cu(OH)
HNO3 NaOH Na2CO3 Ca(OH)2 KOH MgCl2

Молодцы. А теперь давайте вернемся на наш сайт.

Web-страница. Основные понятия и термины

  • Дайте определение физических явлений. Приведите примеры.
  • Какие явления называются химическими?
  • Перечислите признаки химических реакций.
  • Какие химические реакции называются эндотермическими, экзотермическими.
  • Как классифицируют химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции?

А теперь давайте откроем следующую страницу.

Web-страница. Химические формулы.

Я вызываю к доске по очереди 4 учащихся. Вы записываете формулы веществ по названию в специальные рамки, расставляете заряды ионов и индексы, затем читаете данную формулу.

1. Гидроксид алюминия   Оксид алюминия   вода    
    >   +      
2. Серная кислота   Гидроксид железа (III)   Сульфат железа (III)   вода
    +   >   +  
3. Оксид натрия   Оксид фосфора (V)   Фосфат натрия    
    +   >      
4. Алюминий   Хлорид меди (II)   Хлорид алюминия   медь
    +   >   +  

Все учащиеся выполняют эту работу в своих рабочих тетрадях.

Мы с вами получили схемы химических уравнений, поэтому откроем следующую станицу.

Web-страница. Химические уравнения

2 учащихся получают задания на карточках

Задание 1. Подчеркните металлы, которые будут взаимодействовать с соляной кислотой

Mg, Cu, Al, Fe, Ag, Hg

Напишите уравнения возможных реакций. Укажите их тип. Объясните свой выбор.

Задание 2. Запишите уравнения возможных реакций. Определите их тип. Объясните свой выбор.

  • Al + CuCl2 >
  • AlCl3 + Cu >
  • Cu(NO3)2 + Ag >
  • Cu + AgNO3 >

А перед вами ставится задача: в полученных схемах химических реакций расставьте коэффициенты и укажите тип.

Самостоятельная работа – 3 мин.

По истечении времени учащиеся меняются тетрадями - взаимопроверка. 1 учащийся выходит к доске, расставляет коэффициенты, указывает тип реакции, дает определения реакциям соединения, разложения, замещения.

Далее слушаем ответы учащихся, работающих по карточкам:

  • взаимодействие металлов с кислотами
  • взаимодействие металлов с солями

Вопрос классу:

А какие химические реакции называются реакциями обмена?

Лабораторный опыт.

Проведите опыты, попарно смешивая следующие раствора веществ:

  • Na2CO3 + HCl >
  • Na2SO4 + BaCl2 >
  • KNO3 + CaCl2 >
  • Cu(OH)2 + HCl >

Что вы наблюдаете в каждой из пробирок? Сделайте вывод. В каких случаях реакции обмена протекают до конца или возможны?

Задание: Составьте уравнения реакций, идущих до конца.

Web-страница. Расчётные задачи

Последний пункт нашего маршрута - расчетные задачи. Это самый ответственный момент. Вы должны справиться с заданиями. Всё зависит от вас.

Самостоятельная работа по решению задач.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу ни листочках.

1 вариант

Сколько граммов осадка образуется при взаимодействии 16 г сульфата меди(II) с избытком гидроксида натрия?

2 вариант

Какой объем водорода (н.у) образуется при взаимодействии 650 г цинка с избытком соляной кислоты?

Подведение итогов. Выставление оценок.