Конспект урока русского языка в 8-м классе по теме: "Односоставные предложения"

Разделы: Русский язык


Задачи урока:

  1. организовать работу учащихся по систематизации знаний и способов деятельности при повторении односоставных предложений.
  2. вызвать интерес к знанию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся.
  3. развить у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.

 Ход урока

Вступление: Чтобы сосредоточиться и немного вдохновиться, послушаем музыку (звучит вальс Штрауса).

Домашнюю работу ученики готовили по группам:

I «Лирики»: Выразительное чтение стихов поэта серебряного века К.Р.

II «Лингвисты». Сообщения об односоставных предложениях по алгоритму.

III «Исследователи». Составить таблицу «Способы выражения сказуемог в односоставных предложениях».

I

Ученик.

Я баловень судьбы… Уж с колыбели
Богатства, почести, высокий сан
К возвышенной меня манили цели, -
Рождением к величью я призван…

Ученик:

Но пусть не тем, что знатного я рода,
Что царская во мне струится кровь,
Родного православного народа
Я заслужу доверье и любовь,
Но тем, что песни русские, родные
Я буду пить немолчно до конца
И что во славу матушки России
Священный подвиг совершу певца.

Учитель. Запишите тему урока.

Односоставные предложения.

Закрепим наши знания об односоставных предложениях, особенностях их употребления в речи, используя тексты из произведений К.Р.

Один ученик работает у доски, а другие записывают в тетради.

Запишите предложение (один ученик работает у доски, а другие записывают в тетради):

Августейший5 поэт К.Р. [-].

Августейший5 - царский, великий, святой.

Выделите грамматическую основу. Укажите вид односоставного предложения. Аргументируйте свой ответ.

Ученик:

Меня бранят,
Когда жалею
Я причиняющих печаль
Мне бессердечностью своею.

Меня бранят,
Когда жалею того,
Кто в слабости невольной
Иль в заблужденьи согрешил.

Учитель. Найдите односоставное предложение. Запишем его.

Ученик. Меня бранят. – глаг., 3л, мн.ч. наст. времени.

Учитель. Нет подлежащего (деятеля). Автор не называет людей, которые его бранят. А нам все понятно. Что же главное? Что происходит?

Ученик. Важно действие. Человек страдает, переживает за других людей.

Исследователи говорят, что глагол имеет свое значение. В нем, как в человеке, течет артериальная кровь, которая может спасти, а может и уничтожить.

Учитель. Найдите еще односоставные предложения в тексте. Трудно? Почему? Какие это были односоставные предложения? В каком стиле употребляются?

Ученик сообщает об односоставном предложении по алгоритму. Это неопределенно-личные предложения [=]. «Действующее лицо намеренно устранено, мыслится неопределенно». Все внимание сосредоточено на действии. Тип предложения определяем по сказуемому, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн. числа настоящего и будущего времени и в форме мн. числа в прошедшем времени. Такие предложения часто используются в научном стиле.

Учитель. Найдите неопределенно-личное предложение. Выпишите сказуемое.

Ученик (Текст из энциклопедии для детей «Аванта».) Под загадочными буквами К.Р. писал и публиковал свои стихи, переводы и драматургические сочинения внук Николая I, великий князь К.К. Романов. [Родившегося 10 августа 1858 г. в Стрельне, в Константиновском дворце, великого князя готовили не к поэтическому творчеству, а для службы на флоте.] Он был начальником высокого ранга, но больше всего ценил К.Р. поэзию.

Ученик. Готовили – глагол прошедшего времени, множественного числа.

II

М.В. Ломоносов писал: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «упрощению» и важности служит».

- О каких односоставных предложениях он говорил? Что узнали о них? (рассказ ученика по алгоритму).

Ученик. Определенно-личные предложения [(-)=] – это односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо: говорящий (я-мы) или его собеседник (ты-вы). Сказуемое выражено формами 1 и 2 лица единственного и множественного числа, изъявительного или повелительного наклонения.

Такие предложения часто употребляются, когда мы пишем письма, открытки, послания, дневниковые записи, т.е. в эпистолярном жанре.

Учитель. В мае 1889 К.Р. стал президентом Академии Наук. (на экране): [Он писал]: [много работаю, перевожу «Гамлета» Шекспира, играю с оркестром, бываю на художественных выставках]. [- =]:[=,=,=,=].

Найдите односоставные предложения, определите их вид.

Ученик: работаю – глагол 1л., ед.ч., наст. времени, определенно-личное предложение. Односоставные предложения входят в состав сложных предложений.

Найдите определенно-личные предложения в поэтической речи.

Ученик.

1. [Пой, не умолкая,
С той высоты], (чтоб и опять
Я в этой дивной песне рая
Мог вдохновенье почерпать)…

Пой – глаг., 2 л., ед.ч., повелит. наклонение.

2. [Не осудите слабости случайной,
души моей поймите голос тайный].

Не осудите – глаг., мн.ч., повелительное наклонение.

Вывод: В этих предложениях лицо определено. Это говорящий (автор), создается ощущение непринужденной беседы с читателем.

Для определенно-личных предложений важно действие, динамика событий, действий, поступков, которые передаются с помощью глаголов.

В произведениях К.Р. идет постоянный диалог с читателем, показано единение человека с природой, то, что мы называем «гармонией души». Это мы чувствуем в его стихах.

III

Ученик.

О, если б воедино слиться
С цветком и птицей, и всей землей!
И с ними, как они, молиться
одной мольбой…
В восторге трепетном душой гореть
И в жизнерадостном забвенье благоговеть5.

Выпишите глаголы-сказуемые.

Слиться, молиться, гореть, благоговеть5.

Учитель. Глаголы в форме инфинитива не имеют ни лица, ни числа. А какую роль они играют? - Показывают обобщенность, «всеохватность». Это особенность безличных предложений, в которых сказуемое выражено инфинитивом. Давайте выделим главное слово: благоговеть. Определить его лексическое значение нам поможет…

Ученик (работа со словарем, индивидуальная работа) зачитывает словарную статью:

Благоговеть5 (С.И. Ожегов)

- относиться с благоговением к кому-нибудь, к чему-нибудь;

- страшиться и покоряться;

- смиряться в ничтожестве перед высшим;

- оказывать безусловное повиновение;

- раболепствовать;

- признавать и ценить чьи-либо достоинства.

(В.И. Даль)

- высшая степень почтительности.

Вывод: Безличные предложения – самая богатая группа односоставных предложений. Они могут выражать состояние природы и окружающей среды, состояние человека, неизбежность, возможность, желательность чего-либо…

Работа в группах.

Ученикам дается задание. После коллективного обсуждения ученик дает аргументированный ответ.

Прочитайте выразительно предложения. Найдите односоставные предложения. Укажите, чем выражено сказуемое. Определите вид односоставного предложения. Какова роль односоставных предложений?

1. «В Стрельне дышится свободнее – вдали от большого двора, среди полной тишины и спокойствия… В Стрельне я сам себе барин, здесь живется как на даче».
2. «Проезжали мимо Стрельны, столько рождалось светлых воспоминаний о проведенной там осени. Мне было так приятно, что мы проезжали через мою родину (я родился в Стрельне), и прохожие узнавали и кланялись».
3. Отец всегда возил с собой коробочку с землей Стрельны. Она была подарена матерью. На крышке почерком княгини были выгравированы слова М.Ю. Лермонтова: «О Родине можно ль не помнить своей?»

Учитель. Вы работали с дневниковыми записями К.Р. , который . вел многие годы дневники. Утверждено было его духовное завещание: никому не разрешалось читать его дневники 90 лет, даже близким. Но не прошло и 10 лет после смерти К.Р., как его дневники появились в печати.

IV

Работая над односоставными предложениями, мы использовали тексты из произведений К.Р. Что это за загадочные буквы К.Р.? Что мы узнали сегодня о нем? Попробуем рассказать о нем, не употребляя ни одного глагола, запишем свой текст.

Ученик. Баловень судьбы, великий князь, августейший поэт, начальник высокого ранга, человек необыкновенной судьбы, певец русской природы.

Учитель. Безглагольный текст, но передана динамика жизни, ее ритм. Как называются эти предложения? В чем их особенность?

Ученик. Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Называя предметы, указывая место или время, они сразу же вводят нас в обстановку действия:

Озеро светлое, чистое,
Гладь, тишина и покой!
Солнце горящее, солнце лучистое
Над голубою волной!
Поля, овраги, лес да поле,
Простор, раздолье – благодать!

V

Подведение итогов.

Заключение.

Домашнее задание: составить свой текст из односоставных предложений: афоризмы, эссе, сонет, можно выписать предложения из художественных произведений.