Учебная конференция как способ развития творческой активности школьников

Разделы: Математика, Информатика


Задача развития творческой активности школьников, формирования у них умения самостоятельно приобретать и применять знания лежит в основе практических всех современных образовательных технологий.

Решение этой задачи находит свое выражение в совершенствовании методов обучения и развитии форм организации учебных занятий. В последнее время в школе стали применяться учебные конференции. Они позволяют, в сочетании с уроками другого типа, эффективно развивать мышление школьников, умение самостоятельно приобретать знания из различных источников, анализировать факты и делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнению других. Проведение учебных конференций способствует приобретению у учащихся навыка самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой.

Учебные конференции проводят со всем классом, обычно 1-2 раза в год. Их особенность состоит в том, что знания учащиеся получают в основном из литературы, изученной дома самостоятельно, и из докладов одноклассников. Руководящая роль учителя состоит в организации выступлений учеников с докладами и сообщениями, в дополнении и уточнении излагаемого ими материала, оценке их работы, в обобщении результатов.

При подготовке к конференции учитель:

  1. определяет ее задачи, круг обсуждаемых вопросов, время проведения;
  2. подбирает литературу для учащихся;
  3. распределяет темы докладов между участниками; инструктирует их о главных этапах работы;
  4. консультирует учеников по ходу подготовки докладов и проверяет их готовность (важно, чтобы доклады не были простым пересказом).

С планом конференции и списком рекомендуемой литературы учащихся знакомят заранее. Наряду с индивидуальными заданиями всем учащимся класса учитель дает общее задание, знакомит их с темой конференции – это важное условие активного участия учеников в конференции, так как она не должна сводиться лишь к прослушиванию докладов. Задача учителя – вовлечь всех в работу: в обсуждение сообщений, и если это необходимо - выполнение записей в тетрадях, ответы на контрольные вопросы.

На каждое сообщение отводят 6-7 минут. К уроку-конференции учащихся готовят демонстрационные программы, материалы и презентации.

Ежегодно в нашей школе проходит неделя математики и информатики, во время которой проводятся различные мероприятия, позволяющие расширить кругозор учащихся и развивать их интерес к предмету – олимпиады, математические турниры и КВНы, а также учебные конференции, материал одной из которых представлен в данной работе (Приложение 1 – презентация; Приложение 2 – тексты сообщений по слайдам презентации).