Методика формирования понятия "Доброта" в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: освоение и усвоение понятия доброта, формирование способности к эмпатии.

Время проведения: сентябрь - февраль.

Участники игры: учитель, учащиеся, ребята ДОУ № 12, родители.

Ход игры

Сентябрь. Встреча ребят в классе. Беседы по десять, пятнадцать минут о ребятах в классе: «нам повезло, что в классе ребята доброжелательные, умные и талантливые; «у нас хорошие и заботливые родители»; «наша школа красивая, у нас самые лучшие учителя».

  • Родительские собрания: Психологические особенности детей семи-восьми лет; воспитание доброжелательных отношений в семье. Создание ситуаций успеха в доме; пример добрых отношений в семье.

Октябрь.  Приглашение детей в подготовительные группы на урок обучения грамоте, помощь дошколятам в составлении танграммов, работе в группах, проведение игры с дошколятами.

  • Беседы в классе: «Добро - зло, что это такое?», «За что я могу себя похвалить?», «Доброе отношение к родителям», «Что доброго я могу сделать ребятам», «я в ответе за тех, кого приручил».
  • Родительское собрание: «Авторитет родителей в семье. Формы родительского авторитета. Доброе отношение и гиперопека

Ноябрь. Совместный праздник в классе «Посвящение в первоклассники», «Папа, мама и я - дружная семья». Выезд в ТЮЗ г. Иркутска. Спектакль «Два брата»; обсуждение на классном часе.

Декабрь. Работа Новогодней мастерской в классе.

Январь. Организация города «Доброград»

  1. Оформление с родителями стенда. Обсуждение законов города.
  2. Поздравление ребят, выздоровевших после болезни, помощь в учебе, работа на уроках в парах, группах.
  3. Беседы: «Кому сегодня можно сказать спасибо», «Сегодня я молодец, потому, что…», «Все будет хорошо, если…», «Хочу быть добрым и умным.», «Скажите друг другу доброе слово», «Эгоизм – что это такое?».
  4. Изготовление игрушек на городскую елку, новогодних открыток.
  5. Работа на уроках над понятиями активность, чуткость, взаимопомощь, отзывчивость. Подбор в библиотеке пословиц и поговорок о доброте.

Февраль. Открытый час общения с приглашением родителей, воспитателей ДОУ№ 12, учителей.

Цель: Определение сформированности нравственного качества доброта, умения сделать что-то доброе.

Оборудование и инвентарь: муляжи зданий города «Доброград»,  лебедушка на озере, в клетке птичка. Ворота с надписью «Доброта и красота спасет мир», на партах у ребят чистые листы бумаги и кисточки.

Звучит музыка Штрауса и Сен-Санса.

Ход урока. План.

1. Приветствие учителя.

  • Слушание музыки - въезд в город «Доброград».
  • Ощущение настроения детей.
  • Составление пословицы: «Доброе слово, что ясное солнышко»,
  • Определение детьми темы разговора.
  • Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

2. Беседа.

  • Какого человека можно назвать добрым?
  • Как ведет себя добрый человек?
  • Ситуации о добрых и злых поступках, словах - варианты разрешения конфликтов, предлагаемые детьми.
  • Границы доброты.
  • Создание алгоритма эмпатического отношения к людям: терпение, доброжелательность, готовность помочь, не требовать благодарности взамен.

3. Оказание помощи в освобождении птички из клетки посредством наблюдения  за разницей в  понятиях добро и зло ( анализ главной мысли спектакля «Два брата»).

4. Обращение к жизненному опыту детей.

  • Кому дети смогли помочь в трудную минуту.
  • Где и когда дети встречались с добрым, чутким отношением людей к себе.
  • Какое чувство ребята уносят с часа общения.

5. Практическое применение умения сделать что-нибудь хорошее.

  • Детям раздаются  чистые листы, на которые учитель капает кляксы. Ученики перегибают лист с кляксой пополам так, чтобы клякса расползлась по листу.
  • Детям предлагается из кляксы на листочках дорисовать какой-либо предмет, чтобы он стал веселым и добрым.

6. Работа в группах: классификация слов в логические пары (добрый, красивый, злой, эгоистичный, чуткий, отзывчивый.). Таблички со словами заранее раскладываются на каждую парту.

7. Обработка интерпретация результатов.  Проводится качественный анализ высказываний учащихся, на основании которых вырабатывается мнение педагога, родителей, учителей, о сформированности нравственной направленности личности.

8. Замечено, что в феврале в класс пришел новый мальчик. Ребята встретили его доброжелательно, показывали свои тетради, книги, интересовались, по каким учебникам он занимается, предложили сесть за первую парту. На первом уроке он уже отвечал у доски,  общался с  ребятами на перемене, то есть чувствовал себя вполне  комфортно.