Урок математики в 1-м классе по теме: "Подготовка к сложению и вычитанию с переходом через десяток"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Знакомство со способом сложения и вычитания с переходом через десяток.
  • Закрепление знания состава числа 10.
  • Развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, классифицировать.
  • Формирование положительной мотивации через ситуации успеха.

Оборудование: “домик” с кармашками, разрезные цифры, изображение человечка из геометрических фигур, “ключ” для расшифровки слова, примеры на доске, изображение сосулек, счетные палочки, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

У: Заканчивается учебный год, самый первый в вашей жизни. А кто хочет перейти во второй класс? Прекрасно! Тогда вам очень пригодятся знания, которые вы получите именно на сегодняшнем уроке. А что нужно для того, чтобы вы знали и умели еще больше?

Д: Слушать учителя, отвечать на вопросы, выполнять задания, активно работать на уроке.

У: Тогда в путь!

II. Актуализация опорных знаний.

Повторение состава чисел

У: Сегодня на уроке мы с вами пойдем в гости к Математике. Как, по правилам этикета, мы должны сообщить о своем визите?

Д: Позвонить хозяевам.

У: Сегодня мы “позвоним” числу 6.

Дети называют пары чисел, сумма которых равна 6.Учитель записывает получившийся номер. Например:

33-42-51-15-24

Опережающее обучение:

Задания:

  • назвать десятичный состав чисел;
  • назвать соседей чисел;
  • записать числа в порядке увеличения;

Игра “Заселяем дом” №10

Наборное полотно, напоминающее по форме многоэтажный дом, “заселяется” парами чисел, сумма которых равна 10.

III. Открытие детьми новых знаний.

Работа с выражениями, записанными на доске.

7+3+3

6+4+2

8+2+4

У: Что общего в этих выражениях?

Д: Примеры на сложение.

У: Какой ответ получится при выполнении первого действия в каждом примере?

Д: 10

У: Сколько всего прибавили к 7? к 6? к 8?

Д: 6, это тоже общее во всех этих примерах.

У: Как прибавляли 6?

Д: Сначала прибавили 3, затем 3; во втором примере - 4, а затем 2;в третьем – 2, а затем 4 .

У: Почему именно такими способами прибавляли 6?

Д: Чтобы сначала получить 10, а затем прибавит остальное.

Вывод: чтобы решить примеры такого вида, сначала первое слагаемое дополняем до 10, а затем прибавляем оставшееся число.

Примеры на вычитание

16-6-2

18-8-1

11-1-4

У: Что общего в этих примерах?

Д: Примеры на вычитание.

У: Какой ответ получается при выполнении первого действия в каждом примере?

Д: 10

У: Сколько всего вычли из 16?

Д: 8

У: Как вычитали 8? Почему именно таким способом вычли 8?

Д: Сначала вычли 6, чтобы получить10, а затем оставшееся число.

Аналогичная работа ведется остальными примерами из столбика.

IV. Первичное закрепление.

Работа с учебником

Решение подобных примеров в учебнике стр.55 №5. Каждый ученик объясняет, сколько всего прибавили (вычли) в каждом примере и как это выполнялось:

9+1+8 11-1-7 7+3+5
2+8+1 12-2-7 4+6+3

Самостоятельная работа

Дается задание на карточках.

соединить примеры правого столбика с примерами левого столбика:
7+3+1

6+4+5

8+2+4

6+9

8+6

7+4

16-6-2

18-8-1

11-1-4

11-5

16-8

18-9

У: Как решаются примеры такого вида?

Д: При сложении нужно сначала дополнить первое слагаемое до 10, а потом остальное; при вычитании отнимаем столько, чтобы осталось 10, а потом из 10 вычитаем остальное.

V. Физкультминутка.

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Оглянулся и пошел.

Раз, два - выше голова.
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим!

VI. Повторение, закрепление ранее изученного материала и решение нестандартных задач.

У. А что мы будем делать дальше, вы узнаете, решив примеры в тетради на печатной основе на стр.20 №6. ответ каждого примера соответствует букве. Решив правильно примеры, вы получите слово.

13-3-2= 8+2+5=
19-9-4= 4+6+3=
16-6-3= 7+3+4=

“Ключ” к ответу:

15 7 6 14 8 13
А Д А И З Ч

Ответ: ЗАДАЧИ.

Решение задач.

Дети выполняют задание по карточке.

Подчеркните цифры, которые можно вставить вместо точек.

Задача 1

Во дворе играли 8 мальчиков, а девочек на …. меньше. Сколько девочек играли во дворе?

А) 9
Б) 8
В) 5
Г) 0

Задача 2

В киоске было … открыток. За день продали 10 открыток. Сколько открыток осталось в киоске?

А) 10
Б) 18
В) 5
Г) 11

У: Какие цифры вместо точек можно вставить в первой задаче?

Д: 5

У: Когда можно вставить цифру 8?

Д: Когда девочек будет 0, то есть их не будет во дворе.

У: Вставим цифру 0. Какой ответ получим в задаче?

Д: Тогда девочек будет тоже 8, то есть столько же, сколько мальчиков.

Повторение геометрического материала

У. В стране Математика живут математические человечки. Как, по вашему мнению, они выглядят? Я представила его таким ( вывешивается рисунок человечка, составленного из геометрических фигур)

У. Назовите геометрические фигуры, из которых состоит этот человечек? (ответы детей)

Задание: с помощью счетных палочек постройте ломаную, состоящую из 5-ти звеньев.

У. Задание на дом: придумать и нарисовать человечка, состоящего из геометрических фигур (придумать свои варианты).

У: На дворе весна. Какие приметы весны вы знаете?

Д: Сосульки на крышах, снег тает, бегут ручьи и др.

У: В стране Математики тоже весна и также есть сосульки. Они имеют разную длину.

Преобразование величин.

13 см = …мм

20 см = …мм

9 см = …мм

1 дм = …мм

1 дм 6 см = …мм

1 дм 7 см = …мм

VII. Итоги урока.

У. Наше путешествие в страну Математики на сегодня закончено.

  • С каким новым способом сложения и вычитания вы познакомились?
  • Какие задания вам больше всего понравились?
  • Какие задания для вас оказались очень трудными?
  • Кто хочет развивать внимательность?
  • Кто хочет научиться быстро и правильно вычислять?
  • Всему этому мы будем учиться на следующих уроках.