Формирование ключевых компетенций - одно из направлений модернизации общего образования

Разделы: Администрирование школы


Концепция модернизации российского образования определила новую парадигму образования, ориентированную на развитие личности. Она предполагает формирование ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации выпускников.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, определены направления, в том числе и формирование ключевых компетенций, где понятие «компетенция» определяется как «готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач».

Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

А это значит выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, быть инициативным, способным к новациям, готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям, уметь выходить из них.

Изменение подходов к определению целей образования потребовало от педагогического коллектива гимназии №1 уточнения видов деятельности, которыми должен овладеть обучающийся к окончанию образования, поэтому и появилась необходимость создания Программы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Программа составлена в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников», определенными Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.

Цель программы:

  1. скоординировать действия педагогов начальной, основной и полной школы по формированию ключевых компетенций гимназистов;
  2. использовать единые подходы к классификации, составу и методикам формирования ключевых компетенций.

Задачи:

Сформировать личность, способную:

  1. решать проблемы в сфере учебной деятельности;
  2. ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы;
  3. решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.);
  4. решать проблемы профессионального выбора;

Эти задачи могут быть решены не только при изучении учебных предметов, но и через всю организацию учебной жизни.

Педагогическая литература предлагает разные перечни компетенций в школьной образовательной практике. Мы изучили данные классификации, «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования» и «Требования к уровню подготовки выпускников», которые содержат ключевые компетенции ученика, систематизировали весь материал, выделили и разработали следующие компетенции.

1. Информационная компетенция.

Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией.

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать ее.

Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах, в образовательных областях, окружающем мире, информирует обучающегося о состоянии мира, воспитывает, изменяет строй его мышления, стиль мировосприятия и тип культуры.

2. Коммуникативная компетенция.

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Коммуникативная культура личности предполагает сформированность определенных социальных установок. Необходимо, чтобы школьники относились к партнерам по общению как к цели, а не как к средству достижения собственного благополучия. У них нужно формировать интерес к самому процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату. Ребята должны понимать, что сотрудничество, общение - это диалог, требующий умения слушать и умерять свой «монологический пыл», проявлять терпимость и к идеям, и к недостаткам партнера. Наконец, важна установка на то, что и в сотрудничестве, и в общении надо не только что-то получать самому, но и отдавать другим.

В общем виде развитие и формирование коммуникативной культуры человека предполагают:

  1. развитие ряда психологических и мыслительных свойств, особо явно проявляющихся в процессе коммуникации;
  2. помощь в овладении средствами коммуникации;
  3. формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения;
  4. развитие и формирование коммуникативных умений.

3. Учебно – познавательная компетенция.

Включает совокупность умений в сфере познавательной деятельности

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.

Под ними подразумеваются все мыслительные операции, на которые способен человеческий ум: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, организации, контроля, анализа, самооценки и регулирования учебно – познавательной деятельности.

Ученик овладевает креативными навыками деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

4. Общекультурная компетенция.

Направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным аспектом является самовыражение личности.

Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности.

Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений, компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере.

Данная компетенция направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного, интеллектуального саморазвития.

Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения.

К этой компетенции относятся забота о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Каждая компетенция содержит набор умений, их описание дано в Пояснительной записке нашей программы.

Предлагаю набор умений учебно-познавательной компетенции.

Этап обучения Состав умений для формирования компетенции
Начальная школа Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.

Выполнять инструкции, точное следовать образцу и простейшим алгоритмам.

Самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).

Сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации.

Владеть различными способами контроля и оценки деятельности своей и одноклассников (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»).

Определять причины возникающих трудностей, пути их устранения; предвидеть трудности (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»); находить ошибки в работе и уметь их исправлять.

Вносить необходимые изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи.

Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с ними (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устно описывать объект наблюдения.

Выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;

Анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»).

Объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…).

Проводить простейшие измерения разными способами; использовать соответствующие приборы и инструменты для решения практических задач.

Решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Основная школа Определять индивидуально и коллективно задачи для индивидуальной и совместной деятельности. Находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Определять наиболее рациональную последовательность при выполнении учебной задачи.

Самостоятельно организовывать учебную деятельность (ставить цели, планировать. определять оптимальное соотношение цели и средств и др.).

Владеть навыками самоконтроля.

Уметь предвидеть возможные последствия своих действий и определять их проблемы. Находить и устранять причины возникших трудностей.

Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников, сравнивая ее с установленными нормами и деятельностью в прошлом.

Вносить необходимые изменения в содержание и объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения.

Использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.)

Определять структуру объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого.

Уметь разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи.

Сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Уметь различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, использовать несложные эксперименты для их доказательства; описывать результаты этих работ.

Творчески решать учебные и практические задачи: уметь мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнять различные творческие работы; участвовать в проектной деятельности.

Средняя школа Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

Объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности: ставить общую цель и определять средства ее достижения, конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, учитывать индивидуальность партнеров по деятельности, объективно определять свой вклад в общий результат.

Уметь соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

Исследовать несложные реальные связи и зависимости. Определять сущностные характеристики изучаемого объекта; самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участвовать в проектной деятельности, организации и проведении учебно-исследовательской работы: владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»).

Самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты.

Создавать собственные произведения, идеальные и реальные модели объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

В систему разработки основных положений компетенций положен принцип поэтапного овладения определенными умениями, навыками и способами действия, которые совершенствуются от этапа к этапу.

Например,

Начальная школа

Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Основная школа

Умение творчески решать учебные и практические задачи: уметь мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнять различные творческие работы; участвовать в проектной деятельности

Средняя школа

Умение создать собственные произведения, идеальные и реальные модели объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий.

На каждом этапе умения не только совершенствуются, но и расширяются, т е появляются новые.

Параллельно разработаны приложения к Программе.

  1. Методический комментарий, конкретизирующий содержание программы.
  2. Контроль сформированности компетенций

Сюда входят карты- схемы наблюдения на уроке, примерные варианты проверочных работ, дни диагностики, практические задания, тесты и т д. Указаны источники, откуда взяты материалы.

Вершина иерархии компетентностей представлена Компетентностью выпускника гимназии, которая понимается нами как программа развития и совершенствования гимназиста с 1 класса. Она представлена направлениями:

  • человек знающий,
  • человек социальный,
  • человек культурный,
  • человек коммуникативный.

Человек знающий

  • Обладает глубокими знаниями по профилирующим предметам, прочными, достаточными знаниями по базовым предметам.
  • Умеет самостоятельно мыслить, выдавать оригинальные идеи; иметь развитый кругозор и уметь пользоваться этим.
  • Умеет брать, синтезировать, применять в жизни информацию из области науки, техники, экономики, искусства.
  • Обладает навыками вероятностного, креативного и системного мышления, умеет отыскивать оптимальные решения в условиях неопределённости.
  • Способен к самообразованию, постоянному интеллектуальному саморазвитию, самоконтролю.

Человек коммуникативный

  • Обладает высокой культурой межличностного взаимодействия.
  • Умеет организовать себя и других на выполнение задачи.
  • Умеет говорить, управлять своим голосом, имеет богатый словарный запас, эмоционален. Устанавливает позитивные взаимоотношения со сверстниками, младшими и старшими.
  • Умеет работать в команде, вести полемику, выработать гипотезу, картографировать материал, обосновывать суждения.
  • Уметь слушать и слышать других; соблюдать интеллигентность общения.
  • Общителен, непринужден в общении, доброжелателен, умеет "ладить" с людьми, не боится аудитории и т.д.
  • Самокритичен, мыслит и действует последовательно, гибко, находя выход из тупиковых ситуаций; самостоятельно определяет поведенческий выбор.
  • Уметь сопереживать, понимать ближнего, объективно оценивать себя.
  • Способен к рефлексии взаимоотношений.

Человек социальный

  • Имеет свои мировоззренческие взгляды и принципы, соотносит их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями, конструктивно взаимодействовать с людьми разных убеждений, культурных ценностей и социального положения.
  • Адаптируется и взаимодействует в новых социально-экономических условиях и требованиях.
  • Социально мобильный, социально закаленный к негативным воздействиям социальной среды, способный к новациям готовый к перегрузкам, стрессовым ситуациям, умеющий выходить из них.
  • Понимает и принимает философию прав и свобод человека.
  • Способен сделать правильный нравственный, социальный, политический выбор.
  • Способен преломлять социальный опыт в субъективный.
  • Активно участвующий в общественной и государственной деятельности.
  • Уважающий человеческую личность, чужую собственность.
  • Нетерпим к нарушителям общественных интересов, к национальной неприязни.
  • Владеет высоким сознанием общественного долга, непримирим к тунеядству.

Человек культурный

  • Является поликультурной личностью, дорожащей общечеловеческими ценностями, поступающий в соответствии с требованиями этики.
  • Самостоятельно определяет уровень эстетических ценностей в общественной жизни, развитии науки, техники, искусстве.
    Обладает высоким уровнем культуры, знает язык, обычаи, традиции своего народа.
  • Объективно оценивает и воспитывает в себе лучшие качества личности, стремится к постоянному духовному совершенствованию.
  • Имеет эстетический кругозор и эстетический вкус.
  • Обладает хорошим вкусом, хорошо знаком с шедеврами мирового искусства, воспитан в духе свободы совести и вероисповедания.
  • Обладает предприимчивостью, настойчивостью, инициативностью и выдержкой, высоким уровнем развития волевой и эмоциональной сферы.
  • Относится к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности, стремится к физическому самосовершенствованию.
  • Готов к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учётом склонностей.

Литература:

  1. А. Хуторской «Ключевые компетенции. Технология конструирования». Народное образование, № 5, 2003 г.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.
  3. А. Хуторской, Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования». Народное образование, № 2, 2003 г.