Литературное чтение в 3-м классе (УМК, Начальная школа XXI века) по теме Л.Н. Толстой, рассказ "Прыжок", былина "Как боролся русский богатырь"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого
  2. продолжить работу с разножанровыми произведениями Л.Н.Толстого(сказка,басня, былина, рассказ)
  3. формировать читательские умения, используя такие виды работ:
    а) молчаливое чтение про себя (самостоятельное знакомство с текстом
    - учить делить текст на структурные части по готовому плану
    - отрабатывать навык чтения вслух и про себя
    - развивать учебные и читательские умения, умения правильно называть произведение, тему, жанр

Вид урока - урок изучающего чтения: работа по учебнику и рабочей тетради

Оборудование учебник Литературное чтение 3 класс Л.А. Ефросинина рабочая тетрадь «Литературное чтение» часть 1 Л.А. Ефросинина модели обложек выставка книг произведений Л.Н. Толстого

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка задачи урока.

- Сегодня я приглашаю вас продолжить работу над произведениями великого русского писателя.

- Узнайте строки : - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. (басня «Белка и волк»)

- Он ближе и ближе спускался к воде, а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. ( рассказ «Лебеди»)

3. Актуализация знаний (работа с произведениями Л. Н.Толстого)

1) составление обобщающей схемы ( учитель работает на доске, дети - на листочках)

2) учащиеся называют жанр и приводят пример произведения этого жанра

- Я знаю басни ……(«Белка и волк», « Чиж и голубка»)

- Я знаю рассказы …..( « Лебеди», « Акула», « Лев и собачка», «Зайцы»)

- Я знаю сказки …. ( «Ореховая ветка», «Два брата» , «,Работник Емельян и пустой барабан» )

4. Работа с произведением Л.Н.Толстого «Прыжок»

1) самостоятельное чтение рассказа «Прыжок»

2) беседа после чтения.

- Понравилось произведение?
- Что именно понравилось?
- Какое настроение вызвало у вас это произведение?
- Кто главный герой?

3) дифференцированная работа

- 1 группа- чтение и деление на части , составление плана с помощью «сюжетно- композиционного» треугольника (самостоятельная работа)

вступление завязка развитие
событий
на корабле проказы погоня за
обезьяны обезьяной
кульминация продолжения развязка
событий
на перекладине решение прыжок
отца

- 2 группа- моделирует модель обложки

- проверка выполнения заданий

4) работа по тетради- с.45

Каким ты представляешь мальчика?

Как о нем говорит писатель?

Подчеркни глаголы ( действия обезьянки)

Физкультминутка

Мы - веселые мартышки
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках,
Шире рот откроем,
Гримасы все строим.
Как скажу я цифру 3-
Все с гримасами замри !
«Раз-два-три !»

5. Работа с былиной Л.Н.Толстого «Как боролся русский богатырь»

1) упражнения с изученными произведениями

- Ребята, угадайте произведение.

- Берегись . дитятко, Пучай-реки, не купайся в ней.

(былина «Добрыня и змей»)

- Мы с тобой как уговаривались? В поле один на один биться? А почему за тобой стоит войско целое?

(былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» )

2 ) Жанр-былина

- Что такое былина? (Это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Герои былин - богатыри.)

3) Слушание былины (учитель читает, дети следят по тексту)

4) Работа с текстом былины

- словарная работа

Печенеги - кочевое племя, совершавшее набеги на Русь.

Сам-четверт - четвертый

Мне не показалось, как он это делает, я и побрани его.- Мне не понравилось, как он это делает, я и поругал его.

Побрани - поругал

Самостоятельное чтение былины

6) Беседа после чтения.

- Как звали богатыря?

- Почему Ивана назвали богатырем?

-Расскажи, как русский богатырь победил печенега?

7) Самостоятельная работа - моделирование обложки.

8) Работа в тетради- с.46

6. Обобщение читательского опыта детей.

- Кто назовет фамилию автора?

- Какие произведения вам особенно запомнились?

7. Домашнее задание.

-выразительное чтение одной части рассказа «Прыжок» с.115-117

- закончить работу в тетради с.46