Технология саморазвития на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить.

А. Дистервег

Технология саморазвития личности на уроках английского языка

В настоящее время большую значимость имеет информация, чем человек. В результате он загружен умственно и почти буквально «завален» ею. Информационный и издательский поток продолжают расти со страшной скоростью, игнорируя способности и возможность человека со всем этим ознакомиться и изучить. Если он в принципе хочет когда-либо справиться с данной ситуацией, то вместо изучения все новой и новой печатной продукции он должен изучать новые способы обращения и ознакомления с информацией - новые способы использования своих природных способностей к учению, мышлению, запоминанию, творчеству.

Опыт нас убеждает в том, что учебный процесс по иностранному языку требует от учащихся умственных, волевых усилий, работы памяти и внимания. Это в свою очередь развивает мышление, волю и многие другие качества, необходимые современному человеку.

Учащимся приходится выполнять различного рода виды деятельности, в каждом из них доминирует определенные психические процессы, следовательно, развиваются и определенные способности. Знание того, какие формы работы наилучшим образом способствует развитию тех или иных свойств учащихся позволяют сделать процесс развития учащегося осознанным.

Для развития долговременной памяти и объема памяти, я использую Самарский вариант обучения пересказу текста. В основе этой технологии лежит использование трех опор: ключевые слова, образцовый пересказ и частота упражнений. Ключевое слово - напоминание (или фраза) такое слово, которое способно впитать в себя широкий диапазон специфических образов. Чаще всего в такой роли выступает имя существительное или глагол, иногда дополняясь ключевыми прилагательными или наречиями.

Информация на выходе a Ключевое слово a Информация на выходе при активизации ключевого слова

Самарский вариант обучения пересказу предусматривает постоянное выполнение 6 упражнений, 1-2 минуты каждое.

1. Чтение отрывка текста.
2. Осознание и осмысление прочитанного (вопросы уч-ся; ответы уч-ся)
3. Запись на доске 4-7 ключевых слов (по выбору уч-ся)
4. Образцовый пересказ в парах.
5. Жужжащий пересказ в парах
6. Пересказ текста слабым учеником

При изучении иностранного языка наиболее трудоемким процессом является изучение слов, на их освоение тратиться около 70 % времени и усилий. Чтобы облегчить и ускорить овладение словами английского языка, обеспечить ввод в долговременную память и тем самым повысить эффективность запоминания, рекомендую обратить внимание на методику, основанную на логическом кодировании информации. Автором, которой является переводчик Павел Литвинов. Суть ее: отбирается необходимый для обучения минимум английских слов. В освоении минимума можно различить три уровня.

  1. Уровень знания
  2. Уровень умения
  3. Уровень навыка

Уровню знания соответствует понимание устной и письменной формы английского слова, умение перевести его на русский язык.

Уровню умения - способность перевести русское слово на английский язык и пра вильно произнести его (без учета времени).

Уровень навыка определяется умением быстро перевести все слова минимума с русского языка на английский язык, а для глаголов и прилагательных - также умение передать весь их список наизусть.

Опорой при запоминании слов, кроме логических и ассоциативных связей между словами, выступает письменная форма слова и транскрипция.

Для того чтобы подготовить уч-ся к участию в различных конкурсах и олимпиадах, мною организован проект «Задача в неделю» (идея подобного проекта впервые опробовалась Красноярским региональным центром Федерации Интернет образования)

Учащиеся получают задания более сложные, чем задания, выполняемые в рамках темы, изучаемой в данный момент на уроках по предмету. Участвовать в проекте может любой учащийся, для этого необходимо регулярно каждую неделю в определенный день получать задания и представлять результаты. На следующий день после сдачи решений подводятся итоги, выбираются победители.

После объявления победителей осуществляется разбор данной задачи и выдается новое задание. Такая работа позволяет постоянно совершенствовать умения самостоятельной работы уч-ся, стимулирует желание самосовершенствования.

Для выработки у уч-ся навыков автоматизированного употребления грамматических форм, преодоления психологического барьера при распознавании незнакомой информации, для развития слуховой памяти и внимания, я использую систему упражнений Галины Доля.

Она включает следующие этапы:

1. Прослушивание рассказа сначала без опоры на текст (2 раза), затем с опорой на текст. На этом этапе предлагается активизировать внимание учащихся на соотношении знакомой и незнакомой лексики, на пробуждение в игровой форме творческих способностей к отгадыванию, преодолению психологического барьера при распознавании незнакомой информации. Учащимся предлагается рассказать (на начальном этапе по-русски, в дальнейшем - по-английски) своими словами то, что они поняли.
2. Перевод, содержащий детальный анализ и соответствующий грамматический комментарий.
3. Контроль над активизацией новой лексики (чаще всего в форме диктанта на новые слова).
4. Пересказ текста наизусть (устно и письменно). Письменное изложение предлагается в качестве домашней работы.
5. Активизация грамматического материала (в объеме текста рассказа) в виде формальных трансформаций.

Что понимается под данным термином? Учащимся предлагается изменить (трансформировать) все исходные предложения текста рассказа, переводя каждое повествовательное предложение:

- в вопросительную форму,
- в отрицательную форму, изменяя формы лиц (перволичную форму на форму третьего лица и наоборот),
- меняя грамматическое время предложения (например, The Present Indefinite на The Past Indefinite и наоборот),
- переводя прямую речь в косвенную.

6. Отработка структуры вопроса в английском языке в виде следующего задания: учащимся предлагается поставить десять специальных вопросов к тексту рассказа.

Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы уч-ся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры.

Игра «Когда ты придешь ко мне?»

Цель игры: Выучить названия всех дней недели.

Ход игры: Уч-ся образуют круг, держась за руки, выполняя покачивающие движения.

Мальчики:

“Mary, my dear Mary,
When will you come to me? “

Девочки: “On Monday”

Все: “On Monday” (приседают)

Мальчики: “Mary, my dear Mary,

When will you come to me? “

Девочки: “On Tuesday”

Все: “On Monday, on Tuesday” (на каждый день недели приседают).

Все: “On Tuesday” (покачиваясь)

И.т.д. (продолжительность игры 5-7 минут).

Планирование применения методик

Общий уровень организации учебно-воспитательного процесса с точки зрения его адекватности целям технологии саморазвития создается благодаря богатству и разнообразию применяемых методов и технологий. Однако конкретный школьник далеко не всегда ощущает, получает это богатство, ибо попадает под влияние только того набора методик, которые применяются учителями данного класса (разнообразие по горизонтали).

По вертикали разнообразие также зависит от произвольного решения учителей и зачастую не отвечает возрастным и индивидуальным особенностям уч-ся. В технологии саморазвития личности используется система планирования образовательных технологий и методик в учебных предметах. Планирование применения предметных методик исходит из того, что каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших педагогических технологиях и методиках. При этом учитываются еще следующие соображения:

  • Возрастные особенности детей (планирование по вертикали)
  • Преемственность методик и технологий
  • Постепенное убывание помощи учащимся в овладении способами самостоятельной деятельности
  • Особенности классных групп в параллелях (планирование по горизонтали)
  • Уровень мастерства и желание преподавателя
  • Учебно-методическая база.

С 5 по 11 классы рекомендательное планирование педагогических технологий, методик и приемов выглядит следующим образом:

  • Игровые методики и приёмы
  • Дифференцированное обучение (А.Границкая)
  • Коммуникативный метод обучения (Е. Пассов)
  • Метод проектов
  • Применение опорных конспектов, видеофильмов
  • Самарский вариант обучения пересказу
  • Самообразование (компьютерный вариант)
  • Методика логического кодирования информации (П. Литвинов)
  • Метод трансформации текстов (Г. Доля)
  • Метод обучения в сотрудничестве (Е. Полат)

Открытый урок в 9 классе (учебник “Happy English 2” Т.Клементьева, Д.Шеннон)

Тема: “Famous people”

Цели:

  1. Совершенствование навыков говорения, аудирования, чтения.
  2. Воспитание личностных качеств на примере ЖЗЛ.
  3. Развитие умений сжато излагать основные лингвистические сведения, предъявленные в тексте.

I Начало урока

Our topic for today’s lesson is called “Famous people”

The plan of the lesson includes 6 steps, they are

  1. to remind adjectives
  2. to talk on celebrities
  3. to listen to the text
  4. to do the Quiz
  5. to play a role game

II Основная часть урока

1. Phonetic exercise

Traits of character:

negative

capricious – капризный
cruel - жестокий
false – фальшивый
greedy - жадный
hypocritical — лицемерный
ill-willed - недоброжелательный
indifferent - безразличный
insincere – неискренний
intolerant - нетерпимый
reserved- замкнутый
proud- гордый
revengeful – мстительный
rude - грубый
unkind- недобрый
vulgar - вульгарный

positive

affectionate — нежный, любящий
attentive - внимательный
calm — тихий
kind - добры
modest - скромный
thoughtful – вдумчивый
quiet - спокойный
devoted to - преданный
emotional – эмоциональный
generous - щедрый
hard-working - трудолюбивый
honest - честный
industrious – усердный
sincere - искренни»
self-possessed - хладнокровный

2. Repeat the words in pairs (используется методика логического кодирования П.Литвинова)

3. A memory game. Close the vocabulary and write as many words as you remember. Compare them with your vocabulary.

4. Say kind words to each other. Don’t forget to begin with the name. (Natasha, you are quiet, calm, honest, but sometimes your are reserved)

5. Talk on celebrities

Whom of the celebrities of the English-speaking countries do you admire? Sir Winston Churchill, Margaret Thatcher

What made them so famous?

Churchill led Britain through two world wars, was one of the men who developed the principles of life in the post-war Europe. He was not only a strong, thoughtful, hard-working politician, but also a man of different talents; he was also a painter and received the Nobel Prize for Literature in 1953. Margaret Thatcher was the leader of the Conservative Party since 1975, and the Prime Minister since 1979. She was the only woman Prime Minister in Great Britain. She kept the post for a very long time. Margaret Thatcher was the ideologist of the party. Her input in Britain's life is great. She balanced the budget, solved the problems of British economy, made the economy more effective. The traits of her character helped her a lot. She has a strong will, resolute and hard.

What traits of character helped them become famous?

They were devoted to their country and their aim, had strong wills, were very clever, hard-working and industrious.

Do you want to be famous in your future? Why? Yes, I do/No, I don't.

I want to be famous

  • to become rich.
  • because I like it when people look at me and admire.
  • because I want my parents and my country to be proud of me.
  • and loved by everybody.

Do you need an example to follow? Yes, I do/No, I don't.

6. Listen to the tape and write down what Elvis says!

Typescript 9

Hi, my name is Jim Gallagher. Most of my friends call me Elvis, because I look like Elvis Presley. I live in Los Angeles, California. During the day I work as a film editor in Hollywood. In the evening I dress up like Elvis and sing and dance on stage. Thousands of people come to watch me.

Some people think I'm crazy, but I'm not. I'm a member of the Elvis Presley Impersonation Society, so I know there are a lot of people like me. I know that I'm not Elvis; I just like being him on stage!

7. Answer the questions.

  1. What is the boy’s name?
  2. Why do his friends call him Elvis?
  3. Where does he work?
  4. What does he do in the evening?
  5. Why does he join the Elvis Presley Impersonation Society?

8. P1, retell the text using the questions as a plan. Retell the text in pairs.

P2, retell the text without questions (Самарский вариант обучения пересказу).

9. Would you like to listen and sing the song by Elvis Presley “Love me tender”? (учащиеся исполняют песню).

10. Read the dialogue and make up five true sentences from the broken pieces below.

MOUNT RUSHMORE

Mount Rushmore...? They say that this mountain attracts many people? Do you know anything about it?

Yes, I've read a book about it. It's really an interesting place to visit.

Where is it? Why does it attract people?

It is a granite mountain in South Dakota, USA. Four faces are carved on the mountain. They are the faces of four famous presidents. The presidents are Washington, Lincoln, Jefferson, and Roosevelt. Their names are connected with the most important events in the history of the country.

Could you tell me about them?

George Washington is called "the father of his country". He was among those who wrote the US Constitution. He was a professional soldier and a wise politician whose deeds made him the first President of the USA. Americans named their capital after G. Washington.

Thomas Jefferson was the third US President. He was the principal author of the Declaration of Independence. During his term Louisiana Area was bought from France.

Abraham Lincoln, the 16th US President, led the country through the four terrible years of the Civil War and made all the slaves free.

Franklin Delano Roosevelt was the 32nd US President. He was the only President who served four terms. Americans remember Franklin Roosevelt whose New Deal changed the country. They honor a person who was the leader of the nation during World War II.

— I see why the Americans respect these people and remember
their deeds. I wish I saw this mountain.

a) ...who served four terms.
b)... who wrote the US Constitution.
c) ... whose deeds made him the first President of the USA.
d)... the principal author of the Declaration of Independence.
e)... who made all the slaves free.

11. Test yourself (1-b; 2-c; 3-d; 4-e; 5-a)

12. Role – game. Imagine that Bill Gates comes to our school. Ask him questions. Don’t forget to be polite. Use conversation gambits (I’d like to know… I’m interested in… Could you tell me…? Could I ask…?).

III Заключительный этап

Look at the plan of our lesson. What was interesting (difficult, boring) for you in our lesson.

P1: It was interesting for me to sing the song.

P2: It was difficult for me to…

P3: It was boring for me to…

Homework. Tell about a person you admire.