Роль директора в управлении над повышением качества состояния здоровья обучающихся

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Администрирование школы


Здоровье – не все, но все
без здоровья – ничто.
Сократ.

Управление качеством состояния здоровья школьников – постоянно развивающийся процесс, первостепеннейшая задача каждого руководителя общеобразовательного учреждения. Данная задача всегда была и остается главной проблемой в работе каждого педагогического коллектива. В связи с внедрением новых технологий обучения, проблема здоровья обучающихся становится приоритетной, приобретает особую важность в том, чтобы каждый ученик стал способным реализовать себя всюду, т.е. быть конкурентоспособным и здоровым. Школа – это великая сила, которая определяет не только судьбу народа и государства на любом этапе, но и отвечает за здоровье будущих хозяев страны и истории.

Социально-экономические изменения, произошедшие в последние годы, существенно повлияли на здоровье школьников. Сохранение и укрепление здоровья, формирование активной мотивации на заботу как о собственном здоровье, так и здоровье окружающих привело меня, как директора лицея, к глубоким размышлениям.

Спору нет: управление качеством образования, как и здоровья учащихся, тоже является постоянным развивающимся процессом, учитывающим изменения внутренней и внешней среды, требований рынка труда, потребности личности. Поэтому каждый ученик, чтобы реализовать себя на рынке труда, должен успешно усвоить учебную программу в школе. А для успешного усвоения учебной программы ребенку необходима повышенная умственная работоспособность, а снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности. Это приводит к снижению интеллектуальной продуктивности, препятствует быть конкурентоспособным. Каким образом грамотно развивать режим двигательной активности учащихся; какие пути могут эффективно способствовать сохранению и улучшению здоровья; какие педагогические технологии, направленные на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью, окажутся более действенными? Где выход? И пришла к следующему выводу: необходима целенаправленная работа по развитию двигательной активности ребят, а именно:

- создавать всем учащимся возможность для реализации их физического потенциала, укрепления их самоуважения путем внедрения новых педагогических технологий, как, например, организациеи мастерских ценностных ориентаций;

- вооружать учеников знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, путем привлечения медицинских работников на классные часы, на круглые столы, общеученические собрания, форумы и т.п.;

- улучшить валеологизацию образовательного процесса проведением декад здоровья, дней здоровья, физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- в режим дня вводить динамический час на свежем воздухе в течение 30 минут (бег на лыжах, ритмика, легкий бег по тропинке в сосновом бору и т.п.), который позволить повысит не только уровень здоровья, но и умственную работоспособность, компенсировать биологическую потребность детей в движении;

- организовать в сосновом бору прогулки с подвижными играми для младших классов.

Как избежать давно известного диагноза под названием «школьный стресс»? Истоки этого явления я, как директор лицея, усматриваю не только и не столько в бестактности или жестокости отдельных учителей, а причина, на мой взгляд, куда глубже – во всем укладе школьной жизни и, прежде всего, в организации учебного процесса, его важнейшей составляющей – урока. Наш педагогический коллектив уже в течение многих лет целенаправленно и систематически проводит на всех уроках всех ступеней физкультминутки. Они являются неотъемлемой частью уроков. Такая налаженная работа дает положительные результаты: учащиеся с каждым годом меньше болеют.

Мы убеждены, что новые образовательные технологии обладают высоким здоровьесберегающим потенциалом. Поэтому большое внимание в лицее отводится воспитанию самостоятельности, так как, если ученик чувствует себя свободным и знает вкус самостоятельности, он стремится стать сильным, старается освободиться от собственной слабости, стремится к здоровому образу жизни. А ведь именно в этом и заключается цель школьного образования – подготовка ребенка к самостоятельной жизни и формирование для этого его культурного уровня. А начинать нужно, естественно, с того, что необходимо настроиться на здоровый образ жизни – захотеть быть здоровым.

Наш педагогический коллектив осознал, что развивать и формировать здоровье человека нельзя, не выделив такой фактор, как двигательная активность, двигательный режим, от особенностей которого в значительной степени зависит режим учебного процесса. Именно здоровый ребенок – хороший ученик, он хорошо учится, радуется жизни, обладает высокой работоспособностью и огромным творческим потенциалом. Каждый учитель должен знать индивидуальные особенности характера и здоровья каждого ученика, чтобы правильно организовать оздоровительную работу в классном коллективе. Поэтому все учащиеся лицея имеют паспорт здоровья, который помогает учителям дать ученикам представление о ценности здоровья, формирует навыки здорового образа жизни, развивает способность управлять своими эмоциями.

Я думаю, что лицей, в отличие от общеобразовательной школы, должен стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую каждый ученик приходил бы с желанием, с открытой душой, веря, что здесь заботятся о нем, о его здоровье. Исследовательская лаборатория – это мастерская, т.е. одна из форм классных часов, где классный руководитель выступает в роли мастера. Чем же отличаются мастерская от обычных классных часов? Мастер (классный руководитель), как подлинный художник, не стремится расставить все точки над «i», а предлагает ученику вступить в диалог не только с автором, текстом, но и самим собой. Смысл построения знаний совершается и завершается не автором, а учеником. Предлагаю мастерскую ценностных ориентаций на тему: «Здравствуйте!»

Цели мастерской:

1) построение знаний о «тайном» смысле слова «здравствуйте»;
2) формирование осознанного отношения к употребляемым в речи словам;
3) развитие рефлексивных умений по отношению к своему здоровью.

Ход мастерской

I Мастер (имеется в виду классный руководитель) просит познакомиться друг с другом. Для этого встать в круг, улыбнуться, сказать добрые слова. После этого мастер читает стихотворение В.Солоухина:

- Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Здравствуйте! Именно так мы чаще всего приветствуем друг друга при встрече.

Какой смысл мы вкладываем в это слово?

(Варианты ответов:
- Желаем человеку здравствовать
- Желаем жить здорово, т.е. полезно для себя, для окружающих.
- Желаем жить в гармонии с природой.
- Желаем здоровья.)

Мастер. Действительно, это слово связано со словом «здоровье». Нарисуйте цветок, запишите в середине слово «здоровье». Подумайте, какого здоровья можно пожелать человеку? Запишите ответы на этот вопрос в каждый лепесток.

(Возможные варианты: физическое, психологическое, крепкое, душевное, хорошее и т.д.)

А теперь сравните свой список с тем, что предлагаю я.

Ответы учащихся и их выступления.

Мастер.

Под физическим аспектом культуры здоровья понимается то, как функционирует наш организм, то, в чем отражается здоровье всех его систем.

Эмоциональный аспект культуры здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Необходимо уверенно владеть целым рядом эмоций и знать, какие из них допустимы, какие нет.

Социальный аспект культуры здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими. Необходимо развивать в себе навыки, которые помогли бы в общении с людьми.

Под интеллектуальным аспектом культуры здоровья понимается то, как мы умеем извлекать знания из самых разнообразных источников, и умение пользоваться ими с тем, чтобы принимать решения, касающиеся организма.

Под энергетическим аспектом культуры здоровья понимается то, как мы живем, общаемся на энергетическом уровне. И эту энергетику можно уничтожить в результате курения, потребления алкоголя, наркотиков.

Духовный аспект культура здоровья отражает суть нашего бытия. Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности.

Мастер. Казалось бы, нет ничего естественней и проще, чем разговаривать с кем-то. Однако не мало примеров тому, как поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. Подумаешь, не сказали «здравствуйте». А что происходит с человеком, когда знакомые ему люди не здороваются с ним?

Представьте, что с вами не поздоровался:

- классный руководитель
- твой друг
- одноклассник
- продавец в магазине
- ближайший сосед?

Беседа с учащимися на тему: «Опишите ваши ощущения, переживания». Обсудите в группе, как бы вы хотели, чтобы с вами здоровались.

(Варианты ответов: 1) здороваться надо с душой и сердцем; 2) пусть слово «здравствуйте» лежит из глубины сердца и души теплым и целительным, а не этикетно-формальным и холодным; 3) пусть это слово объединяет людей; 4) действительно, пожелал бы искреннего здоровья...).

Мастер. Теперь слушайте, что сказал П.К. Иванов: «Сегодня поздоровался, а завтра за счет этого живешь. Здоровайтесь, сколько можете: для начала не упускайте случая поздороваться с соседями, знакомыми, продавцами, и понимание оздоравливающей силы этого слова придет».

Запишите слово «здравствуйте». Подберите к каждой букве слова – определения, которые несут положительные эмоции и положительную информацию. Все учащиеся класса встают в круг к игре «В этом круге все друзья» и повторяют слова и движения за мастером:

«В этом круге все друзья –
Я, Ты, Он, Она,
Руку дай соседу справа,
Здоровайся сполна.
Руку дай соседу слева –
Улыбайся со всего сердца.
Говори доброжелательно: здравствуйте,
«Мы одна семья».

Классный час закачивается песней «Я желаю счастья Вам». Это проблема – одна из глобальных проблем испокон веков, она никогда не стареет и никого не оставляет равнодушным. В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В поле зрения директора постоянно держится и то, что сейчас люди мало внимания уделяют здоровому образу жизни, подвергает себя таким опасным привычкам, как алкоголь, табакокурение, наркомания. Учащиеся небрежно относятся к своему здоровью. Это проблема является серьезной проблемой и общеобразовательных школ. Для профилактики против употребления учащимися различных наркотиков, токсических веществ, алкоголя, табака, я хочу предложить еще одну мастерскую: «Мир для детей», который дает основы знаний здорового образа жизни и профилактики употребления вышеперечисленных веществ.

Цель: формирование интереса ребят к своему здоровью.

Задачи: ознакомить детей с основами здорового образа жизни. Организовать взаимодействие работы лицея с соцкультурными объектами; вызвать интерес ребят к своему здоровью.

Ход мастерской

Занятие 1.

Игра №1 на знакомство. Учащиеся начальных классов садятся в круг и передают мячик, при этом называя, чем увлекается он, что больше всего любит, а врачи, медицинские сестры, работники культуры, продавцы говорят, что сильнее хотят развить они у себя по отношению к своему здоровью. Так мячик проходит весь круг.

Игра №2 «Солнце светит на тех, кто...» - все участники сидят в кругу, врач или медсестра, педиатр стоит в центре круга и говорит, передавая мячик со словами: «Солнце светит на тех, кто делает зарядку по утрам», Тогда те, кто делают зарядку по утрам, хлопают в ладоши. Или же: «Солнце светит на тех, кто умывается каждый день по утрам» и т.д. Затем нужно меняться, дать возможность ребятам встать в середину, а взрослые - в круг.

Важно объяснить ребятам, что необходимо делать, т.е. называть те вещи, которые связаны со здоровьем. Игра позволяет младшим школьникам подвигаться, проявить фантазию и сообразительность, вспомнить, что важно для нашего здоровья.

Игра №3 «Опрос». Каждому школьнику выдается лист, где изображены яблоки, мороженое, а внутри их различные действия детей, также выдаются черный и желтый карандаши. Если ученик считает, что в яблоке и мороженом полезное для здоровья действие, то закрашивает его желтым цветом, а если вредное – черным.

Игра №4 «Аппликация». Перед ребятами пустой лист бумаги, а рядом разноцветные геометрические фигуры: желтый цвет означает хорошее, веселое настроение; зеленый – спокойное; черное – плохое. Каждый по очереди подходит к листу и приклеивает понравившуюся фигурку определенного цвета в зависимости от настроения. Таким образом, можно определить, действительно ли ребенок обеспокоен своим здоровьем, хочет ли он стать здоровым, тогда будет преобладать желтый цвет. Если преобладает зеленый цвет, то он остался неравнодушным от темы классного часа, а черный – ему все равно.

Финал мастерской: «Искорка здоровья»; я готов к ведению здорового образа жизни». Все: и взрослые, и дети - стоя в кругу, берутся за руки. Ведущий, в этом случае или педиатр, или взрослые, слегка пожимает руку соседу справа, тот в свою очередь передает пожатие следующему – это и есть «искорка здоровья», она должна пройти через руки каждого в кругу и вернуться к ведущему. Ведущий говорит следующее, а дети хором повторяют:

«Дайте же руки, люди планеты,
В общий наш круг становитесь скорей
Мы запоем, и весь мир подхватит
Звонкую песню верных друзей.
Нам жить под крышею одной
И каждый со своей мечтою.
Возьмемся за руки, друзья,
Возьмемся за руки с тобою».

Это фрагмент одного занятия, а таких занятий можно организовать и расширить беспредельно.

Для старшеклассников будет полезна мастерская на тему: «Привычка к физической активности». Этот проект полезен слоям человечества, пренебрегающим своим здоровьем.

Цель: формирование ценностного отношения к физической активности; формирование ответственного отношения к собственному здоровью.

Ход мастерской

Мастер. Мы сегодня должны с вами доказать неправильное мнение о том, что «физические упражнения, физкультура – удел не очень умных людей».

Итак, на доске записана фраза: «Человек – раб своих привычек. Только одну из них можно считать достоинством - ...»

Задание 1: закончить фразу.

Все варианты зачитываются, и по итогам нужно провести дискуссию, чья фраза более удачная, и почему? А теперь слушайте правильный ответ: «Человек – раб своих привычек. Только одну из них можно считать достоинством – привычку к физической активности». Обсудите, какие основания были у автора так сказать.

Задание 2. Познакомьтесь со списком качеств человека. Определите, какие из этих качеств в человеке формирует привычка к физической активности:

Оптимизм
Неуверенность в себе
Настойчивость
Позерство
Целеустремленность
Сила воли
Недисциплинированность
Стремление к упорядоченности
Равнодушие
Уравновешенность
Вера в себя
Внутреннее достоинство
Умение руководить.

Задание 3. Подумайте: являются ли все люди, занимающиеся физкультурой, носителями данных качеств? При каких условиях данные качества действительно окажутся достоянием человека?

Варианты ответов:

А теперь сверьте свой ответ с моим предположением.

Мы верим, что каждый человек в состоянии сам принимать решения. Вероятно, некоторое время человек, находящийся во власти дурных привычек, будет упорствовать в них, пока у него не разовьется стойкое неприятное ощущение, связанное с ними. Вот тогда, что бы он ни сделал – отказался ли от старой привычки или приобрел новую – это будет естественным и правильным для него, как закономерное и естественное следствие его духовного роста и развития его сознания.

Каждый должен сделать выбор сам. Критерий должен быть таков: «Способствует ли данная привычка моему здоровью или же она действует разрушительно на меня и окружающих?» И если верно последнее, то от какой привычки нужно немедленно отказаться?

Задание 4. Вспомните и опишите ситуацию, когда вы испытывали двигательную радость или когда движение вам действительно доставляло радость. Каким было в этот момент ваше отношение к миру, к людям, к себе? Перечислите людей, которые восхищали вас своей физической подготовкой, здоровьем.

Задание 5. Делите страницу тетради на две части, запишите в левую колонку таблицы то, что вы приобретаете благодаря двигательной активности, в правую – что потеряете. Допишите свои записи, прочитав на проекторе высказывания великих людей о значении двигательной активности.

  1. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить здоровье...
    Гиппократ.
  2. Движение – кладовая жизни.
    Плутарх.
  3. Человек может жить до 100 лет. Мы сами своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры.
    И.П. Павлов.
  4. Спорт становится средством воспитания тогда, когда он любимое занятие каждого.
    В.А. Сухомлинский.
  5. Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физического упражнения.
    Анджело Моссо.

Предлагается ребятам перечислить, от каких привычек они могут отказаться, чтобы стать здоровым, чтобы приобрести привычку к физической активности.

Итоговое задание. Придумайте собственный афоризм, который мог бы вас вдохновлять на ежедневные физические упражнения для того, чтобы беречь здоровье смолоду, со школьной скамьи.

Итак, в условиях модернизации образования руководителям общеобразовательных учреждений предъявляются новые требования: он должен уметь быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения, быть профессионально мобильным, осваивать новые социальные роли, уметь выбирать и использовать эффективные формы обучения, воспитания, основанных на современных информационных технологиях.

Предложенная и разработанная мною форма классных часов – мастерская ценностных ориентаций по линии сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование активной мотивации на заботу как о собственном здоровье, так и здоровье окружающих, воспитание ценностей здорового образа жизни, развитие режима двигательной активности – одна из важнейших задач директора.