"Прилагательное как часть речи. Речевая функция прилагательного"

Разделы: Русский язык


  1. Комментированная запись числа, классной работы.
  2. Прочитайте тексты, ответьте на вопросы.

Текст №1.

Вечер. Синь становится все заметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют норы в обрывах.

Текст №2.

Летний вечер. Поднебесная синь становится все заметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо-каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.

Вопросы к тексту:

  1. Какой текст понравился больше? Почему? (Первый, потому что он более образный, эмоциональный.)
  2. С помощью каких слов создается яркая, образная картина? (Поднебесный, багряный, плаксивые, каштановые, длиннохвостые…)
  3. К какой части речи относятся данные слова? (Прилагательные)
  4. В этом тексте примерно 59 слов, а сколько в нем прилагательных? (14 прилагательных)

Т.е. каждое четвертое - прилагательное. Прилагательное по частоте употребления занимает 5 место после существительного, глагола, местоимения, предлога

3. Определение темы урока: «Прилагательное как часть речи. Речевая функция прилагательного» и постановка целей урока.

Цели урока:

  1. определить грамматическое значение прилагательного;
  2. узнать морфологические признаки;
  3. определить синтаксическую роль и речевую функцию.

Назовите и объясните орфограммы в термине «прилагательное».

  1. Приставка при-, т.к. значение присоединения.
  2. Корень –лаг- , т.к. есть суффикс -а-

4. Запись словарного диктанта на данные орфограммы:

Прибалтийский, преломлять, пригнуться, престарелый, примчаться, приклеить, предполагать, изложить.

Взаимопроверка.

Самопроверка.

На обратной стороне доски записаны слова и выделены орфограммы.

5. Вернемся к теме урока. Попробуйте объяснить лексическое значение термина «прилагательное». (К чему-то присоединяется, прилагается. От чего-то зависит)

А теперь познакомимся с точкой зрения литературного героя Митрофанушки из произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль» (инсценируют дети).

Действие 4 явл.8

Правдин. Чему ж, например, тебя выучили?

Митрофан. Вот, грамматике.

Правдин. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан. Много, Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот в чулане дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Правдин. Так потому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.

Митрофан. И ведомо.

  • Согласны ли вы с мнением Митрофана? (частично)
  • Есть ли в его словах истина? (т.е. прилагательное находится в вечном союзе с существительными).
  • А в чем проявляется согласование между существительным и прилагательным? (прилагательное принимает форму рода, числа, падежа существительного)
  • Какая форма для прилагательного является начальной? (м.р., ед.ч., И.п.)

6. Определите роль имени прилагательного в предложении:

По небу двигались пласты лохматых туч. (Определение)

Ночь была темная. (Сказуемое)

Мы пошли в столовую обедать. (Обстоятельство)

7. Задания на карточках по группам.

1 группа: Выбери правильные значения и, опираясь на них, дай определение имени прилагательного:

Действие; сколько; подлежащее; признак предмета; падеж; склонение; обстоятельство; род; число; падеж; предмет; определение; время; наклонение; возвратность; какой? чей?

2 группа: Составьте паспорт имени прилагательного.

Имя прилагательное – это…………….., которое обозначает ……………., отвечает на вопросы………….. . Начальной формой является…………….. . Морфологические признаки прилагательного:……………….., и зависят они от………………….. В предложении прилагательное является чаще всего…………., А может быть ………………… и ………………………………… .

3 группа: Могут ли прилагательные иметь окончания -ово, -ии, -ом, ем? Докажите, приведите примеры.

8. Подведение итогов работы в группах:

Прослушивание ответов учащихся;

Сравнение результатов;

Дополнения;

Исправление ошибок.

9. Выписать из текста № 2 прилагательные с существительными, от которых они зависят, выделить окончания; по окончаниям определить грамматическое значение прилагательного (род, число, падеж).

Летний вечер (м.р., ед.ч., И.п.)

Поднебесная синь (ж. р., ед.ч., И.п.)

В багряном зареве (ср.р., ед.ч., П.п.)

Фиолетовой дымкой (ж. р., ед.ч., Т.п.)

Звонкие сумерки (мн.ч., И.п.)

И т.д.

10. Подведение итога урока:

  • Что вы узнали о грамматическом значении прилагательного? его начальной форме?
  • Какими морфологическими признаками обладает прилагательное?
  • Какую синтаксическую роль в предложении играет прилагательное, какова его речевая функция?