Урок-исследование по теме: "Односоставные предложения в художественном тексте". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цель урока:

  • применить знания темы в новой творческой ситуации;
  • выявить исследовательские способности учащихся, определить группу для работы в НОУ;
  • дать представление об исследовательской работе, её принципах, способах, методике.

1. Вступительное слово учителя. У нас с вами сегодня необычный урок. Урок-исследование.

Вспомните себя маленьких! Как страстно хотелось вам узнать, почему подаренная мамой, новенькая машинка ездит. Почему у куклы открываются и закрываются глаза, почему она плачет, когда вы её наклоняете?

И что вы делали, чтобы открыть для себя эту тайну? Вы, к возмущению мамы, разбирали машинку на запчасти, выдавливали кукле глаза, вытаскивали у неё на спине писчик. Мама, конечно, возмущалась. А вы делали свои первые детские открытия, вы занимались исследовательской работой.

Сейчас вы уже взрослые, но чувство самостоятельно сделанного открытия вряд ли стало вам неинтересным. Давайте сегодня на уроке попробуем вспомнить о радости открытия, посвятим наш урок исследованию более сложных вещей, нежели машинка или кукла. Мы займёмся исследованием языка. И сделаем это на взрослом, очень серьёзном уровне.

А в конце урока я вам объясню, зачем всё это вам нужно. Итак, пусть моя тайна окажется отодвинутой на некоторое время. Вот так я вас немного заинтересовала!

2. На уроках русского языка мы с вами изучили тему “Односоставные предложения” Для анализа вам предлагались разнообразные тексты, предложения. Признайтесь, анализировали ли мы с вами тексты сточки зрения работы односоставных предложений “творить чудо”? А почему? Может авторы не пользуются такими предложениями? А может, тексты сплошь построены из односоставных предложений?

Итак, тема сегодняшнего урока и вашего исследования “Односоставные предложения, их наличие (отсутствие) в прозаических текстах как средство “творить чудеса”

Попробуем вывести из темы цель исследования:

1. Определить, являются ли односоставные предложения “строительным материалом” текста.

2. Если являются, то какие односоставные предложения чаще, а какие реже?

Цель понятна?

Попробуем выдвинуть гипотезу.

Учащиеся предлагают возможные варианты- предположения.

Предварительная запись на доске:

  1. Односоставных предложений в текстах нет.
  2. Односоставные предложения, наряду с двусоставными, являются “строительным материалом” текста.
Чаще употребляются реже употребляются
Определенно-личные определенно-личные
Неопределённо-личные неопределенно-личные
Безличные безличные
Обобщенно-личные обобщенно-личные
Назывные назывные

(По мере обсуждения ненужное стирается)

3. Итак, гипотеза выдвинута.

Её нужно подтвердить или опровергнуть. Сделать это можно только через анализ текстов. Я предложу вам …… текстов Виктора Петровича Астафьева из произведения “Затеси”.

Если я вам их просто покажу, а вы их прочитаете, сможете ли вы подтвердить или опровергнуть гипотезу? (Нет). Значит, нужно с текстами что-то сделать, как-то их проанализировать. Так?

Нужно наметить задачи исследования. Какие это могут быть задачи?

  1. Определить наличие/ отсутствие односоставных предложений в текстах В. П. Астафьева.
  2. Составить сравнительную таблицу.
  3. Оформить результаты в виде диаграммы.
  4. Подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Определяем, как вы это будете делать, какими способами, методами.

(Учащиеся предлагают.)

Предварительно подготовленные листы с обозначением форм работы. (см. Приложение 2)

Любая работа (исследовательская в том числе) должна быть ограничена временными рамками.

У вас 60 минут, то есть 1 час.

(Учащиеся предлагают)

Раздаточные листы и запись на доске. (см. Приложение 3)

4. Определяем:

человека, который будет вашим научным руководителем;

человека, который будет следить за тем, как вы укладываетесь во времени (держателя времени).

Я предлагаю свои полномочия вашему научному руководителю. Но моя помощь вам будет предоставлена, если вы этого захотите. А непосредственно я присоединюсь к вам на 4-ом этапе.

II. Самостоятельная работа учащихся с текстами. (см. Приложение 1Приложение 4Приложение 6).

III. Выступление на уроке-конференции. (см. Приложение 5)

IV. Рефлексия урока.