Интегрированный урок по внеклассному чтению и природоведению в 4-м классе по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • дать учащимся представление о государственном устройстве нашей страны;
  • об основных документах, защищающих права человека;
  • повышение общего уровня правовой культуры учащихся, грамотности будущих избирателей, умении применить полученные знания на практике.

Оборудование урока:

1. Слайды.

2. Выставка книг, рефератов учащихся.

3. Рисунки к диафильму по сказке Р. Киплинга “Маугли”.

4. Рисунки к сказкам народов Сибири.

5. Выставка творческих работ и фотографий о Родине и о крае, в котором мы живем.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сообщение темы урока и основные цели :

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
\Не хочется играть сегодня в прятки,
И на досуге дуть на корабль бумажный,
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!!!

Учитель:

Дорогие ребята!

Сегодня мы с вами собрались на необычный урок внеклассного чтения. Урок научный, творческий, познавательный.

А тема данного урока: “Избирательное право. Избирательный процесс”.

Наш класс превратился в сельскую библиотеку.

Выходят два ученика:

1. “Мы живем с вами на селе.

Родное село…самое главное, самое светлое место у человека. Где бы я ни был, где бы ни жил, всегда помнил об этом. А библиотека села – это светлое окошко родного дома, где всегда светит приветливый огонек”.

В. Астафьев.

Выставка книг, рисунков и рефератов учащихся)

2. Перед вами импровизированные стеллажи с книгами. Здесь вы видите книги русских народных сказок, сказок народов мира, книги авторов зарубежных писателей, книги со стихами поэтов и видите самую важную для взрослых, а в будущем и важную для вас книгу - Конституцию Российской Федерации.

1. На примерах из данных произведений мы вместе попытаемся доказать друг другу, что же такое избирательное право, избирательный процесс.

(Выходит первая группа уч-ся)

1. Наша группа к уроку внеклассного чтения подготовила Проект о столице нашей Родины - Москве, о ее величии, о символике Родины, о главном документе страны - Конституции РФ, о Президенте РФ - В. В. Путине.

2. Мы написали рефераты, нарисовали рисунки, подготовили слайды.

Музыкальный фрагмент к уроку.

(Звучит мелодия песни “Вижу чудное приволье”).

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля,
Это русское раздолье,
Это Родина моя.

Слайд 1. “Моя Родина – Россия”

(выходит девочка в русском костюме)

1. Наша Родина – Россия. По другому ее можно назвать - Российская Федерация, в переводе с латинского означает “Союз”, “Объединение”.

Мы с вами ее жители,

Наш дом – село Ванавара, Эвенкия,

Красноярский край.

2. Москва – столица нашей Родины.

Родина, Отчизна – самое драгоценное и святое, что есть в жизни человека. Трудно рассказать о величии и красоте родной страны, о любви к ней обычными словами. О Родине сложил наш народ множество прекрасных стихов.

Слайд 2.

Таежная, озерная, речная,
Зимой бела, а летом зелена
Живешь ты, светом солнечным сияя,
Богатствами несметными полна.
Твой лик, Россия – мать, красив и светел.
Звон родников взбирая, поутру,
Я вижу, как талинки на рассвете
От радости трепещут на ветру.
К груди ты нас, РОССИЯ, прижимала,
Когда злой дух всю землю сжечь хотел,
И от беды собою прикрывала.
Таков уж видно матери удел.
Земля моя!
Прижмусь к тебе щекою.
Я здравицу тебе провозглашу.
Я – РОССИЯНИН!
Звание такое, как все в России гордо я ношу.

Н. Оегир.

(учащиеся первой группы читают рефераты о Москве, о ее величии).

Светлые поля, радости края…
Как ты хороша, Родина моя!

Абдулла Шаик.

Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете,
Нет страны ее родней.

Учитель:

Мы с вами живем в удивительном таежном крае. Наша земля славится творческими, деловыми людьми. Мы стараемся на уроках не только учиться читать, писать, решать, но и общаться между собой, выбирать лидеров в своем классе для решения классных и внеклассных мероприятий.

Мы научились видеть прекрасное в изготовлении своими руками работ из природного материала, меха, бисера и т. д.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.

Слайд.

(Учащиеся читают сообщения о символах России ).

ФИЗМИНУТКА.

У оленя дом большой,
Он глядит в свое оконце –
Зайка по лесу бежит,
В дверь его стучит:
“Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой”.
“Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне скорей давай”!

Учитель:

“В некотором царстве, в некотором государстве жил – был король…”

Многие сказки начинаются именно так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть которых передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными. Но все в государстве делалось так, кА они приказывали. Прошло время , и многие народы отказались от такой формы правления. Свергли монархию и стали избирать правительство сами. Выбранное правительство обязано было управлять делами государства, исполняя КОНСТИТУЦИЮ страны.

1. Конституция – слово латинское и обозначает “устройство”, “управление”.

2. Конституция определяет принципы устройства государства, органы его управления, кто и как их может выбирать, какие обязанности несут рядовые граждане и какие права должно им обеспечить государство. 3. Конституция – основной закон государства.

Учитель:

17 апреля 2005 года состоялся в нашем округе Референдум “За объединение Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского округов”. И вот прошел год. Мы стали жителями огромного Красноярского края. Девизом Референдума были такие слова - “ Объединиться, значит жить лучше!”

- Что значит жить лучше?

- А это значит:

- Строительство и капитальный ремонт школ, детских садов.

-Бесплатные новые учебники и новые книги в библиотеки на селе.

-Отдых детей в лагерях и детских площадках. И т. д.

(читают два ученика).

Ученик: А я у родителей узнал, что такое

Референдум.

Это всенародный опрос, голосование граждан для решения важного государственного вопроса.

Учитель: А мы с вами можем принимать участие в Референдуме?

-Нет! Активным избирательным правом

гражданин обладает, когда ему исполнится 18 лет.

- А откуда вы это знаете?

- Нам об этом рассказали родители, на уроках природоведения слышали, когда изучали тему “Основной Закон России и права человека”.

- А еще об этом можно прочитать в “Основном Законе” нашего Государства Конституции РФ.

Мальчик:

Есть документы разные, серьезные и важные. Один из самых главных-

Конституция РФ.

И соблюдать ее должны все взрослые на свете.

Зачем нужна Конституция?

Чтоб каждый человек страны не находился бы один, чтоб помощь получал всегда, когда случится с ним беда. Права не должен нарушать, обязанности все должен выполнять.

Учитель:

А кто из вас знает, для нас, для детей есть такой же Закон?

Уч-ся:

Да! Это Конвенция о правах ребенка.

Учитель: А вы не забыли тему сегодняшнего урока?

- Нет.

“Избирательное право.

Избирательный процесс”

(Выходит вторая группа уч-ся и подходят к стеллажам с книгами):

1. Готовя свой проект на данную тему , мы перечитали много сказок, и нашли ответ, что же такое право быть избранным и участвовать в избирательном процессе.

Конституция РФ . Статья 32.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Взрослому человеку всегда свойственно выбирать. Выборы - это неотъемлемое свойство власти, способ найти поддержку и доверие у народа.

(Ученики держат в руках книгу “Сказки народов Сибири”. )

Учитель:

На примере “Сказок народов Сибири” вы попытайтесь доказать, что с давних времен выборный процесс занимал главную роль в жизни людей: взрослых и детей. В играх, в любых делах выбирали всегда лидером достойного, смелого, справедливого, честного, творческого человека.

1. Путем мирных переговоров многого можно добиться.

Такой вывод я сделала, прочитав сказку Долганского народа “Война куропаток и щук”. (Иллюстрация к сказке вывешивается на доску).

2. На референдум собрались звери из сказки Тофаларского народа “Как наказали медведя”. Они не выбрали медведя Главным, а ему доказали, что сила не самое главное. Самое главное это мудрость и справедливость.

3. Чтобы стать Президентом страны, надо доверие народа завоевать, быть справедливым и добрым, как в сказке Селькупов “Как собака себе хозяина нашла”, тогда тебе и окажут почетное доверие.

4. “Наш дом – под Полярной звездой,

- говорят эвенки. Сурова и прекрасна природа таежных просторов. Богато народное творчество: легенды, сказки, предания- жемчужины народной поэзии”.

Девочка в эвенкийском костюме:

“Я вам расскажу эвенкийскую сказку “Человек сильнее всех”.

(пересказывает)

Вывод: все звери признали Человека сильнее всех за его ум, хитрость и сноровку, он в тайге является Хозяином.

5. В пословицах, поговорках и приметах

Мы тоже нашли ответ на вопрос сегодняшнего внеклассного чтения.

- У одного ум в словах, у другого – в делах.

- Не ругай землю, если споткнешься: не земля виновата.

- Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.

- Слово, что лжет, далеко не уйдет…

- Тот законы Тайги изведал, кто пояс украсил зубами волка и медведя.

(уч-ся высказывают свое мнение и свое суждение о смысле пословиц…. )

6. А я сейчас вашему вниманию предоставляю диафильм по сказке Редьяра Киплинга “Маугли”.

(идет демонстрация диафильма с объяснением каждого кадра, прилагается диафильм).

Ученица:

На примере этой сказки я хочу сказать, что звери выбрали своим вожаком - Маугли только потому, что они вместе с ним сумели все тяжести и невзгоды преодолеть. Они верили ему. Он никогда не предал их.

Учитель:

Урок внеклассного чтения можно продолжать. Тема ведь у урока – глобальная.

Но какой мы вывод можем сделать по сегодняшнему разговору?

1. Роль избирателя на примере сказок, да и в жизни - была главной. Судьбу выборов решают именно те, кто пришел и проголосовал, отдал свой голос за справедливость, честность, трудолюбие.

2. Выборы – это выражение своих прав, доверия к власти.

Учитель:

Ребята! В недалеком будущем вы станете взрослыми избирателями. Придете на избирательный участок. Сделаете, я думаю, свой первый и обязательно, правильный выбор.

Ученик:

На карте мира ты не найдешь тот дом, в котором ты живешь,

И даже улицы родной мы не найдем на карте этой. Но мы всегда на ней найдем свой край, свою страну - наш общий дом!

Ученик:

Не люблю я слов красивых,
Беззаботно-сытной жизни.
Жизнь такая отупляет
И лишает чувств и мыслей.
Каждый должен след оставить
Для своих детей и внуков,
Чтобы шли они по следу,
Так, как мы - по следу предков…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Наша страна Россия получила свое название из глубины веков.

Она еще по – иному называется Российской Федерацией.

Слово “Федерация” обозначает союз, объединение.

Более 100 народов живет на территории России.

Основным законом нашей страны является Конституция РФ.

Она определяет устройство нашего государства - свод законов, это правила, обязательные для всех жителей нашей страны.

Главная мысль Конституции- Человек, его права и свободы, которые являются высшей ценностью. Человек имеет право жить в мире. 10 декабря 1948 года на общем собрании О О Н была принята ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

Это документ, защищающий права человека.

О О Н – международная организация объединенных наций , организация государств создана в целях мира и безопасности между государствами.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Конституция РФ.
  2. Степанов В. А. “Моя Родина – Россия”.
  3. “Сказки народов Сибири”
  4. Плешаков А. А. “Мир вокруг нас” - учебник природоведения для 4 класса.
  5. Сборник стихов о Родине.
  6. Н. Оегир “Тропа к роднику”.
  7. Г. Киплинг “Маугли”.
  8. Шабельник Е. С. , Каширцева Е. Г. “ Ваши права”.
  9. Толковый словарь русского языка.
  10. Усачев “Приключения маленького человечка”.