"Решение задач на встречное движение. Петр I и петровские времена"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закреплять умения решать задачи на встречное движение, задачи других видов, закреплять умения выполнять устно и письменно вычисления с многозначными числами, учить рассуждать и логически мыслить, продолжить знакомство с Петром I и его правлением;
  • развивать наблюдательность, сравнение, умение делать выводы, анализировать, логическое мышление, математическую речь, навык счёта;
  • воспитывать уважительное отношение к собеседнику, наблюдательность, зоркость, умение доводить начатую работу до конца, чувство дружбы, товарищества, интерес к изучению истории

Ход урока

1. Орг.момент.

Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

- Сегодня на уроке нам предстоит много трудиться, многое узнать. Мы вновь отправляемся в историческое прошлое нашей страны, где нас ждёт встреча с интересным человеком. Девиз нашего путешествия: “С ремеслом везде добро”.

2. Мин.чистописания.

3. Уст.счёт.

1) Расшифруйте имя человека, который стал царём в 10 лет.

60 57 98 80 60
+9 -17 /7 -34 -56
/ 3 *3 -6 / 23 *40
-18 /60 *17 *70 +200
*2 *48 -12 -48 /18
П Р 1 Т Ё

- Ответы расположите в порядке возрастания.

- Какое у вас получилось слово? (Пётр I)

2) В каком году он стал царём?

- Найдите значения выражения, и вы узнаете, какой из трёх вариантов ответа верный:

1682 год 1690 год 1862 год
(600/30-7)*5-(19-4*4)+1620=1682

- Россия в это время переживала трудный момент своей истории: она сильно отставала в своём развитии от других стран Европы. В России почти не было инженеров и учёных. Армия была плохо вооружена и обучена, военного флота вовсе не было. Молодой царь понимал, что нужно выводить Россию из этого положения. Для этого нужны были образованные люди. Пётр I постоянно учился сам и заставлял учиться других. Он был очень работоспособен, трудолюбив, был обучен многим ремёслам.

4. Брейн-ринг.

Решите задачи.

  1. Первый русский император Пётр I ложился спать в 9 часов вечера, а вставал в 2 часа ночи. Всё остальное время он работал. Сколько часов продолжался его рабочий день?
  2. Пётр I за свою жизнь освоил 14 ремёсел, но особенно он любил токарное дело. По сей день в различных музеях хранятся 12 принадлежащих Петру токарных станков, а ещё 38 утеряны. Сколько всего токарных станков было у царя-труженника?

5. Решение задач.

1. Составьте по схемам взаимно-обратные задачи и решите их.

Проверка.

3. Два всадника выехали одновременно навстречу друг другу из разных городов, расстояние между которыми 592 км. Скорость одного всадника 25 км/ч, скорость другого 23 км/ч. Какое расстояние было между всадниками через 3 часа?

Пересказ задачи. Краткая запись.

- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Мы можем это узнать? Теперь мы можем найти скорость между ними через 3 часа?

Решение задачи с комментированием.

1) Узнаем, какое расстояние прошёл один всадник за 3 часа?

25*3=75(км)

2) Расстояние, которое прошёл второй всадник за 3 часа.

23*3=69(км)

3) Узнаем расстояние, которое прошли вместе.

75+69=144(км)

4) Узнаем расстояние, между ними.

592-144=448(км)

6. Самостоятельно.

Купец отправился в гости к царю, а в это время навстречу ему из царского дворца выехал почётный караул. Через 2 часа они встретились. Какое расстояние между избой купца и царским дворцом, если купец шёл со скоростью 9 км/ч, а почётный караул 7 км/ч?

- Решение запишите самостоятельно. Проверка у доски. Решите двумя способами.

1 способ.

1) 9*2=18(км) - прошёл купец

2) 7*2=14(км) - прошёл почётный караул

3) 18+14=32(км) - расстояние

2 способ.

1) 9+7=16(км) - расстояние за 1 час

2) 16*2=32(км) – расстояние

7. Физминутка.

8. Решение выражений на порядок действий.

В Голландии и по сей день, жива память о царе-плотнике, о высоком юноше, который учился строить корабли и, проявляя необычные способности, овладел нужными для кораблестроения науками.

Ездил Пётр за границу, конечно не один. Вместе с ним поехали и другие молодые русские. В 1837 году в немецком городе Лейпциге была поставлена опера “Царь и плотник”. Один из учёных людей Петровской эпохи, Феофан Прокопоч, писал: “Разумный есть человек и народ, который не стыдится перенимать доброе от других чужих”. Не мало молодых людей отправлял Пётр I учиться в Европу. Но и из Европы в Россию приглашались учителя и мастера, художники и учёные.

Узнайте, в каком году открылась в Петербурге первая Российская академия наук:

В 1720 году, в 1725 году, в 1730 году.

- Чтобы ответить на этот вопрос, найдите значение выражения:

(5058/9+24024/6)*8-28007/7-30802

Работают самостоятельно

9. Геометрический материал.

Длина прямоугольника 500 см, ширина 375 см. Найти Р.

- Какая фигура называется прямоугольником?

- Как найти Р?

Р=(а+в)*2

Р=а*2+в*2

В 1714 году вышел указ о создании начальных “цифирных школ”, где учили арифметику и геометрию.

10. Рефлексия.

- Довольны, ли вы тем, как прошёл урок?

- Было ли вам интересно?

- Были ли вы активны на уроке?

- Вы с удовольствием будете выполнять д/з?

11. Домашнее задание.

Дифференцированное по карточкам.