Уроки речеведения при изучении темы "Виды глагола"

Разделы: Русский язык


Проблема повышения коммуникативной компетенции учащихся является актуальной в школьной практике. Под коммуникативной компетенцией мы понимаем осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка, осведомленность в правилах построения текста и отборе языковых средств. К области коммуникативной компетенции относится и вопрос употребления единиц языка в речи.

Функциональный подход к изучению единиц языка раскрывает возможности грамматических форм в создании текста. В художественном тексте грамматические формы, помимо своего основного назначения – быть средством коммуникации, сообщения, несут дополнительную нагрузку, являясь художественным средством изображения действительности. Большие возможности в указанных аспектах имеет глагол. При изучении единиц языка на основе функционального подхода реализуется единство «формы – значения – функции», образующее теоретические основы научной концепции курса русского языка в школе.

Соединение линий языка и речи происходит на “речевом фрагменте“ урока грамматики. “Речевым” мы называем фрагмент урока, содержание которого включает вопросы функционирования единиц языка в речи. Система “речевых фрагментов” вместе с уроками обучающего изложения и обеспечивает повышение коммуникативной компетенции учащихся благодаря знаниям школьников о текстообразующей и выразительно-изобразительной функциях глагольной формы и умениям сознательного употребления грамматических форм для реализации авторского замысла в тексте.

"Речевые фрагменты" темы "Виды глаголов".

1 этап. Целевая установка этапа состоит во введении понятия "роль глаголов в тексте", ознакомлении учащихся с функциями гла­голов совершенного и несовершенного вида: текстообразующей и изобразительно-выразительной.

"Речевой фрагмент" N1. Введе­ние понятия "роль глагола в тексте".

"Речевой фрагмент" проводится после ознакомления учащихся с грамматическим материалом.

– Какую роль выполняют глаголы совершенного и несовершенного вида в тексте? Для ответа на этот вопрос проведем наблюдения за глагольными формами в тексте.

Прочитаем текст N1 (модель текста: повествование в прошедшем времени).

Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и пустился большими шагами до­мой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим армяком, сбегал ... за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать.

(По И.С.Тургеневу )

– Как можно озаглавить текст? (Герасим нашел Муму. Находка.)

– Определите тип речи. (Повествование)

– Подчеркните глаголы, которые образуют сюжетную цепочку. (Поглядел, подхватил, сунул, пустился, вошел, уложил, прикрыл, сбегал, поставил.)

– С помощью глаголов какого вида передается последователь­ность действий в рассказе? (Совершенного вида.)

Вывод. Глаголы совершенного вида организуют сюжетную цепочку развития действия в тексте – повествовании.

– Прочитаем текст N2 (модель текста: описание в прошедшем времени).

Муму была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Она будила его по утрам, дергая за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к каморке.

(По И.С.Тургеневу)

– Как можно назвать текст? (Как вела себя Муму. Описание поведения Муму.)

– Определите тип речи. (Описание.)

– О каких действиях – единичных или повторяющихся – говорится в тексте? (Повторяющихся.)

– Подчеркните глаголы, которые обозначают повторяющиеся действия. Определите их вид. (Будила, приводила, отправлялась, караулила, не подпускала – несовершенный вид)

– Есть ли в тексте глаголы, которые обозначают постоянные признаки, свойства? Подчеркните в тексте эти глаголы и определите вид ( Была умна, ласкалась, любила – несовершенный вид)

Вывод. Глаголы несовершенного вида обозначают повторяющиеся действия, постоянные свойства и используются в описании.

При подведении итогов урока учащиеся говорят и о функционировании глагольных форм совершенного и несовершенного вида в тексте.

"Речевой фрагмент" N2. Введение понятий "текстообразу­ющая функция глагола", "изобразительно-выразительная функция гла­гола".

– Цель нашей работы над текстом – определить роль глаголов совершенного и несовершенного вида в построении текста, понять, как глагольные формы помогают автору выразить свою позицию.

Мы продолжаем работать над текстом рассказа И.С. Тургенева "Муму". Герасим нашел щенка в тине у берега, принес домой, выхо­дил, выкормил, и собака страстно привязалась к нему. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного хозяина.

Прочитаем новый текст. Подумайте, как можно его озаглавить.

Текст

(модель текста: повествование в прошедшем времени + экспози­ция + описание в прошедшем времени)

В один прекрасный летний день барыня расхаживала по гости­ной. Она смеялась и шутила. Со сладкой улыбкой барыня подошла к окну и в палисаднике увидела Муму.

– Боже мой! – воскликнула барыня. – Да она премиленькая собачонка.

Лакей принес Муму в гостиную. Она тоскливо оглядывалась и не трогалась с места. Степан поставил перед Муму блюдечко с молоком, но она даже не понюхала и все дрожала и озиралась по-прежнему.

Барыня нагнулась, чтобы погладить ее, – Муму судорожно по­вернулась и оскалила зубы. Барыня проворно отдернула руку.

(По И.С.Тургеневу)

– Составим модель схемы текста, для этого выберем глаголы, организующие развитие действия, расположим их цепочкой. Какие глаголы организуют сюжетную цепочку? (Глаголы совершенного вида) – Найдите глаголы несовершенного вида. Какую роль в тексте они выполняют? (Расхаживала, смеялась, шутила – глаголы экспозиции; оглядывалась, не трогалась, дрожала, озиралась – глаголы описания)

– Глаголы совершенного вида организуют сюжетную цепочку – они строят текст-повествование, поэтому эту роль (функцию) глаголов совершенного вида называют текстообразующей. Глаголы несовершенного вида организуют экспозицию – они тоже выполняют текстообразующую функцию. Другие глаголы несовершенного вида описывают состояние Муму – они организуют фрагмент описания, значит, и они выполняют текстообразующую функцию.

Модель схемы текста

– Давайте обратим внимание на глаголы, которые создают образ Муму, и рассмотрим их в модели текста:

На первый взгляд, собачка очень боится барыни, незнакомой обстановки гостиной. Автор описывает состояние Муму после каждого шага развития действия – наступления барыни и ее окружения, слов­но хочет показать нам процесс противостояния Муму барыне: когда все окружающие ловят каждое слово и пытаются угодить барыне, она, собачонка, ласковая ко всем дворовым, пытается противостоять на­сильственным действиям – оскалила зубы. Выходит, что эти глаголы не рядовые в тексте, они создают художественный образ. Эта функция глаголов в тексте называется изобразительно-выразительной. Поясним: изобразительные глаголы, то есть “рисующие” образные картины, образ; выразительные, то есть передающие с разной силой выразительности (экспрессии) те или иные мысли и эмоции, отношение автора к описываемому предмету, явлению, событию. Вот как глагольные формы помогают автору выразить свою позицию.

Вывод. Глаголы совершенного вида, обозначая последовательные действия, выполняют текстообразующую функцию организации сюжета.

Глаголы несовершенного вида, обозначая действия длительные, действия – описания предмета, тоже выполняют текстообразующую функцию – они организуют статические картины: экспозицию, фрагменты описания.

Глаголы могут создавать в тексте художественный образ, реализуя авторскую оценку событий, героев, и выполнять изобразительно-выразительную функцию.

2 этап – тренировочные упражнения. Целевая установка этого этапа – формирование умений опознавать глагольные формы совершенного и несовершенного вида в их текстообразующих и выразительно-изобразительной функциях в тексте, сравнивать по роли в создании текста; формирование коммуникативного умения обосновывать выбор автором языковых средств.

"Речевой фрагмент" урока 3.

– Цель нашей работы с текстом – определить, зачем употребляются автором глаголы совершенного и несовершенного вида, какую роль они выполняют в тексте сказки К. Паустовского "Стальное колечко". Прослушайте текст, подумайте, как его можно озаглавить. (Встреча весны).

Текст

(модель текста: повествование в прошед­шем времени + описание прош. вр.)

Только вечером Варюша сняла колечко со среднего пальца и на­дела на безымянный, чтобы случилась большущая радость.

Встала она рано и вышла из избы. Тихая и теплая заря занималась над землей. На краю неба еще догорали звезды. Варюша пошла к лесу. На опушке остановилась, прислушалась: белые подснежники чуть-чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, буд­то в нем сидел жук-звонарь и бил лапкой по серебряной паутине.

Варюша стояла, слушала. Ее глаза светились, на лице играла улыбка. Кто-то прошел невидимый мимо Варюши. Навстречу ему заку­ковала кукушка. Девочка не знала, что мимо нее прошла весна.

Варюша засмеялась громко, на весь лес.

(По К.Паустовскому)

– Назовите (подчеркните) глаголы, организующие развитие сюжета. Определите их вид.

При ответе учащихся уточняется, в какой части текста эти глаголы употреблены:

  • завязка – сняла, надела (сов. вид),
  • развитие действия – встала, вышла; пошла, остановилась, прислушалась (сов. вид);
  • кульминация – прошел, закуковала, прошла (сов. вид);
  • развязка – засмеялась (сов. вид).

– Какую функцию выполняют глаголы совершенного вида, органи­зующие развитие сюжета? (Текстообразующую функцию).

– Найдите в тексте глаголы несовершенного вида. Какую функцию они выполняют? (Занималась, догорали – описание природы, пейзаж; качались, кивали, позванивал, сидел, бил – описание предмета; стояла, слушала, светились, играла – описание девочки (портрет). Организуя фрагменты описания, глаголы несовершенного вида выполняют текстообразующую функцию. Вместе с тем глаголы несовершенного вида рисуют картины: пейзаж, портрет девочки, описание подснежников, то есть создают художественный образ, поэтому эти глаголы выполняют также и изобразительно-выразительную функцию.

– С какой целью автор использует глаголы несовершенного вида в тексте – повествовании? (Для описания, для создания художественного образа).

– Какие знаки авторского присутствия вы видите в тексте на уровне композиции, языка? (Девочка ждала чудо. И оно произошло. Кульминацией стал эпизод встречи с весной. Значит, самая большая радость – ощущение пробуждения природы. Все три части описания важны: с пейзажем связаны подснежники, ведь это они кивали заре головками; на заре только и могла произойти встреча с весной; художественный образ подснежников создают не только глаголы, но и сравнительный оборот с жуком-звонарем; все необычное Варюша смог­ла не просто увидеть в лесу, а услышать, почувствовать, поэтому так важно описать глаза девочки, улыбку).

3 этап – репродукция текста. Целевая установка этапа – воспроизведение глагольных форм в репродуцируемом тексте в их тексто­образующих и изобразительно-выразительной функциях с учетом авторского замысла.

"Речевой фрагмент" N4.

1 вариант – свободный диктант текста "Барыня и Муму".

2 вариант – свободный диктант текста "Встреча весны".

Урок N 5. Изложение "Ежик".

Цели урока:

1. Формирование учебно-языкового аналитического умения выявлять роль всех глагольных форм в тексте.

2. Формирование коммуникативного умения выбора языковых средств для реализации авторского замысла.

План урока.

1. Сообщение темы урока – подробное изложение текста художественного стиля, целей урока – воспроизведение глаголов в текс­те в их разнообразных функциях с учетом авторского замысла.

2. Вступительное слово учителя о том, что побуждает писателя взяться за перо желание поделиться сокровенным: что увидел, уз­нал, чему удивился, о чем задумался. Поэтому мы, читая рассказы, берем у писателя уроки добра, ума, чувства. И становимся добрее, умнее и душевно тоньше. Сегодня историю про ежика нам расскажет Юрий Збанацкий. Что поразило писателя в колючем зверьке? Задумайтесь об этом при слушании текста.

3. Предъявление текста. Слушание.

Ежик.

(модель текста: повествование в прошедшем времени с описанием в прошедшем времени).

На рассвете неподалеку от меня кто-то зашелестел листьями. Хрустнула сухая ветка. Послышался шорох.

Шагах в двух от меня пробежал круглый, встопорщенный еж. На иголках у него были какие-то зеленоватые шарики. Еж пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Немного погодя он вышел из-под куста и отправился куда-то по своим делам. Скоро еж опять вернулся с добычей. Он был разукрашен лесными грушками. С минуту удивленно глядел на меня из-под насупленных бровей, потом направился к своему тайнику. Выйдя оттуда, опять взглянул на меня маленькими глазками. На рассвете ежик пришел с тремя яблоками, наколотыми на иголки. Подошел совсем близко ко мне и фыркнул, будто пригласил полакомиться яблочками.

Все повторилось и на следующий день. Ежик словно подрядился снабжать меня едой – приносил то яблоки, то груши.

(По Ю.Збанацкому)

4. Беседа по содержанию.

– Как по-другому можно назвать рассказ? (Встреча в лесу. Лесной хозяин. Запасливый ежик).

Ответы учащихся не отражают понимания основной мысли расска­за, к этому уровню освоения текста школьники придут на этапе речеведческого анализа.

– Что увидел автор в лесу?

– Как относится автор к колючему зверьку?

– Составим план текста.

5. Речеведческий анализ – составление типологической схемы строения текста.

– Итак, как по-другому можно назвать текст, если принять кульминацию как открытие автора? (Щедрый ежик. Добрый ежик).

В ходе речеведческого анализа определяем текстообразующие функции глагольных форм. Для этого текст читается второй раз – учащиеся на слух выписывают опорные (ключевые) глаголы каждой части. Варианты проведения этой работы различны:

1) коллективно, если учащиеся испытывают затруднения при определении опорных глаголов в каждой части,

2) самостоятельно при условии обязательной проверки качества выполнения задания.

Анализ текста.

План теста

Строение текста

Особенности глагольных форм

1

2

3

1. Шорох в кустах.

Завязка

зашелестел

хрустнула послышался

пр.время сов.вид

2. Первое появление ёжика

Развитие действия:

1 шаг

пробежал

пробрался

 

пр.время сов.вид

 

 

были

пр.время несов.вид

 

– описание

копошился

хозяйничал

пр.время несов.вид

 

 

вышел

отправился

пр.время сов.вид

3. Второе появление ёжика

2 шаг

 

вернулся

пр.время сов.вид

 

– описание

был

глядел

пр.время несов.вид

 

 

направился

взглянул

 

пр.время сов.вид

4. Третье появление ёжика

3 шаг

Кульминация

пришёл

подошёл

фыркнул

 

пр.время сов.вид

5. На следующий день

Развязка

повторилось

подрядился

 

пр.время сов.вид

 

 

приносил

пр.время несов.вид

– Определите, какие фрагменты текста организуют глаголы прошедшего времени совершенного вида?

(Фрагменты повествования: завязку, шаги развития действия, кульминацию, развязку).

– Какие действия называют глаголы прошедшего времени несовершенного вида? (Длительные действия, которые замедляют динамику развития сюжета).

6. Аспектный языковой анализ текста: авторский выбор языковых средств.

– Итак, автор называет колючего зверька "ежик". Как в этом слове проявляется авторское отношение к персонажу рассказа?

Как изображается в тексте главный "герой"?

Какими словами, словосочетаниями автор рисует ежика?

Описание ежика в тексте "разбросано" деталями. Важно, чтобы все элементы описания были замечены: круглый, встопорщенный еж; из-под насупленных бровей, маленькими глазками, удивленно глядел; на иголках у него были зеленоватые шарики; он был весь разукрашен лесными грушками; фыркнул.

– Какой глагол в кульминации текста важен в плане авторского открытия ежика? ("Фыркнул" автор расценил как приглашение полакомиться).

– Почему глагол "приносил" выбирает автор в развязке текста? Какое действие он обозначает?

Данный текст мы относим к повествованию с элементами описания. Задача анализа языковых средств – понять авторский выбор глагольных форм остановки развития сюжета при описании действий ежика, выбор именных словосочетаний при описании внешности зверька, выбор глагола речи в кульминации. Все это и есть языковые средства создания художественного образа в тексте. "Разделяя" авторский замысел, учащиеся введут и языковые средства писателя в репродуцированный текст.

7. Повторное чтение текста – слуховое восприятие.

8. Написание изложения.

9. Самопроверка работы. Редактирование.

Итак, при изучении темы "Виды глагола" учащиеся работали с моделями текстов:

  • повествование в прошедшем времени,
  • повествование с экспозицией,
  • повествование с описанием в прошедшем времени.

Содержание обучения включало ознакомление с понятиями роль глагола в тексте, текстообразующая и изобразительно-выразительная функции глаголов в тексте; формирование умений определять тексто­образующие функции глагола в тексте:

  • функцию организации сюжета (сов. вид),
  • функцию организации описания (несов. вид),
  • функцию организации экспозиции (несов. вид);

а также изобразительно-выразительную функцию глагола в тексте:

  • создание художественного образа (несов. вид);
  • формирование умений обосновывать выбор глагольных форм авторским замыслом;
  • формирование умений воспроизводить глаголы в указанных функ­циях в репродуцируемом тексте.