Проект интегрированного урока по изобразительному искусству и мировой художественной культуре "Орнаменты народов мира. Древний Египет и Древняя Греция". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Формальная часть

Урок № 3 (II-я четверть).

Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Тема четверти: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Тема урока: Орнаменты народов мира. Древний Египет и Древняя Греция.

Цель: С помощью различных методов и приемов обучения, средств обучения, формы организации учащихся – т.е. дидактических средств, а так же с помощью средств изобразительного искусства (художественных материалов и техники исполнения) и мировой художественной культуры (теоретические знания) вызвать у детей эмоциональный отклик на тему урока. Продолжить знакомство с орнаментами Древнего Египта и Древней Греции как знаковым выражением мировосприятия данных цивилизаций. Каждому ученику, работая самостоятельно орнаментально украсить по замыслу нужный фрагмент общего панно.

Задачи:

  • Образовательная – повторить и обобщить материалы предыдущих уроков: ДПИ; Орнамент; Виды и способы построения орнамента; Символика в орнаменте; Особенности Древнеегипетского и Древнегреческого орнаментов: мотивы, виды и способы построения, цветовая гамма и т.д.; украсить орнаментально по замыслу нужный фрагмент общего панно используя различные художественные материалы;
  • Развивающая – развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства и мировой художественной культуры, а так же методом глубокого погружения в материал;
  • Воспитательная – формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете (живущие ныне и ушедшие цивилизации) являются яркими представителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлых цивилизаций и настоящего времени.

Оформление кабинета: класс оформлен большим панно – корабли Древнего Египта и Древней Греции, а так же детскими рисунками с предыдущих уроков <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Иллюстративный материал: детские работы, индивидуальный раздаточный материал, книги, методические таблицы.

Материалы, оснащение: ватман, фломастеры, маркеры, восковые мелки и пр.

Содержательная часть

Этап

Содержание урока

Цель

1

Организационный момент Поздороваться с детьми;

организовать детей, настроить их на работу

2

Объявление учителем темы урока (беседа учителя с детьми) Создать представление о том, чем будем заниматься на уроке

3

Повторение тем предыдущих уроков Активизировать в сознании детей нужные знания с прошлых уроков с целью применения этих знаний в данной ситуации

4

Обобщение учителем вместе с детьми темы урока Еще раз сделать акцент на особенностях египетского и греческого орнамента: характерные элементы, символика, цвет, виды, способы построения и т.д., тем самым окончательно сформировать представление об орнаментах данных народов <Приложение 1>

5

Объяснение учителем способа выполнения задания Напомнить основные элементы работы с различными художественными материалами

6

Обдумывание и выполнение детьми задания (самостоятельная работа) Выполнить творческое задание; наглядно продемонстрировать свои знания, умения и навыки в данном виде деятельности и при работе с конкретными художественными материалами

7

Подведение итогов – демонстрация творческого коллективного панно <Рисунок 4> Формирование эмоционально-оценочного отношения к знаково-символической культуре различных цивилизаций, формирование художественного вкуса

8

Организационный момент Поблагодарить детей за урок;

попрощаться с детьми

Теоретическая часть

Орнамент является знаковым, символическим отображением миропонимания каждой эпохи, каждого народа. Научившись понимать, читать, расшифровывать орнамент, можно узнать очень много интересного и неожиданного. Орнаменты разных стран и народов имеют как общие, так и различные черты. Пожалуй, все древние народы мира, при украшении различных предметов (в силу своего мифологического мышления), пользовались прямыми и волнистыми линями, зигзагами, кругами и т.д. Все эти изображения и их комбинации – не что иное, как знаковые символы земли, воды, воздуха, солнца и т.п. Но каждый народ Земли имел еще и свои, особенные изображения в орнаменте.

Три тысячи лет назад до нашей эры в долине Нила на обширной территории, которую местное население называло “Та Кемет” (Черная Земля), после объединения племен в два царства — Верхнее и Нижнее — и их последующего слияния возникло единое государство, известное нам как Египет. История его развития, достижения экономических успехов, борьбы за целостность, его взлетов и падений настолько обширна, что значительно перекрывает историю всех государств Европы.

Искусство Древнего Египта, во многом основанное на религиозно-мифическом восприятии мира, носило яркие черты индивидуальности, отразившиеся в архитектуре, скульптуре, и, разумеется, в орнаментах. Еще Геродот упоминал в своих сочинениях, что Египет является “даром Нила”, поскольку эта река была источником плодородия, на котором и базировалась вся египетская цивилизация.

В Древнеегипетском орнаменте присутствуют как общие символы, так и особенные, присущие только этой цивилизации знаковые изображения.

Одним из таких знаковых символов, чрезвычайно часто применяющегося в декорировании различных предметов, а так же в росписях гробниц, является изображение лотоса. Лотос – земноводное травянистое растение из рода кувшинок. Цветки лотоса плавают на поверхности воды и бывают белого, розового и голубого цвета. У древних египтян лотос был священным растением. Они приписывали ему лечебные и магические свойства. Египтяне украшали изображением лотоса храмы, богов, домашнюю утварь. Стилизованное изображение лотоса в Египте – один из наиболее часто встречающихся элементов орнамента.

Еще одним очень распространенным орнаментальным изображением в Древнем Египте являлся папирус. Это травянистое растение высотой до 5 метров росло по берегам Нила. В современном Египте оно исчезло, а в древности из него делали ладьи, корзины, сандалии, циновки и писчий материал, который тоже называли папирусом. В Египте сейчас пытаются восстановить плантации папируса. Это растение было жизненно важным для жителей Древнего Египта, именно поэтому они так охотно украшали его изображением и стены в царских дворцах и гробницах, и поверхности различных изделий.

Scarabaeus – это жук подсемейства навозников. Его тело достигает длины до 4 см, гладкое, чёрное; голова и голени передних ног с крупными зубцами. Питается помётом животных, из которого предварительно скатывает шары. В Древнем Египте в катании навозного шарика видели символ движения Солнца по небу, а в зубцах на голове жука – подобие солнечных священных лучей, поэтому жук был обожествлен, ему воздавали почести. Изображения Скарабея священного, вырезанные из камня служили в Древнем Египте предметами культа, амулетами и украшениями. Так же стилизованное тельце скарабея использовали как элемент орнамента.

Древнегреческую цивилизацию нередко называют колыбелью европейской культуры. На рубеже III – II тысячелетий до н.э. на острове Крит и на полуострове Пелопоннесе образуются первые города-государства с богато украшенными дворцами; культуру этого периода называют критской или минойской. В то время на глиняных вазах появляются орнаменты, включающие как декоративные вставки, так и изображения обитателей моря — различных раковин, осьминогов с извивающимися щупальцами, играющих в воде дельфинов.

Древнегреческие мастера так же использовали в орнаменте изображения стихий воды, земли, воздуха, солнца в виде уже известных нам прямых и волнистых линий, зигзагов, кругов и т.п. Но были присущие только этой цивилизации стилизованные изображения.

Древние греки жили на Земле, почти со всех сторон окруженной водой. Неумолкающий плеск воды принимался греками как естественный ритм природы. Такая ритмика появляется у греческих мастеров в виде причудливых волнистых, а так же геометрически изогнутых завитков – меандров. Меандр, пожалуй, один из самых характерных для греческого искусства элемент, который легко узнается.

Пальметта является стилизованным изображением совершенно различных растений: их листьев и цветов. Она представляет собой как бы концентрированную природную форму. В Древней Греции пальметта стала излюбленным мотивом орнаментальных украшений.

Аналитическая часть

Тема урока “Орнаменты народов мира. Древний Египет и Древняя Греция” входит в тему второй четверти “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”.

Данный урок является уроком систематизации и обобщения изученного материала: а) организационный этап; б) этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний; в) этап обобщения и систематизации изученного; д) самостоятельная работа; е) подведение итогов.

Данный урок так же является интегрированным уроком:

  1. Интеграция по горизонтали: используется материал из различных учебных предметов – Изобразительное искусство (Разделы: ДПИ, орнамент, графика), Мировая художественная культура (Разделы: культура и искусство Древнего Египта и Древней Греции).
  2. Интеграция по вертикали: использование материала, который будет повторяться в последующем обучении на различных уровнях сложности (Тема “Орнамент” активизируется в 7-м классе в разделе “Геральдика”, а так же – в 8-м классе в разделе “Дизайн”).

Для реализации цели и задач урока использовались различные методы и приемы обучения, т.е. способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения (дидактических задач).

  • Словесные методы (устное или печатное слово):
    • Объяснение – (монологическая форма объяснения, словесное истолкование);
    • Беседа – диалогический метод обучения (путем постановки вопросов проверялось усвоение учениками уже изученного);
    • Эвристическая беседа – (учитель, опираясь на имеющиеся знания учащихся и практический опыт, подводит их к пониманию новых знаний);
  • Наглядные методы (наблюдаемые предметы, явления или наглядные пособия):
    • Метод демонстраций (иллюстраций) – демонстрировались: слайд-показ “Орнаменты народов мира. Древний Египет и Древняя Греции” в виде презентации в программе Power Point, наглядные пособия, детские работы и т.д.;
  • Практический метод (основан на практической деятельности учащихся) – практическая деятельность учащихся.
  • Познавательный метод – восприятие, осмысление и запоминание учащимися материала по теме урока.
  • Преобразовательный метод – усвоение и творческое применение учащимися знаний, умений и навыков.

Так же, для достижения цели и задач урока были использованы средства обучения (материальный или идеальный объект, который помещен между учителем и учеником и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности):

  • Материальные – кабинет, мебель, микроклимат, доска, компьютер, мультимедиапроектор, экран, художественные материалы, детские рисунки, индивидуальный раздаточный материал и т.д.;
  • Идеальные (умственные действия):
    • Вербальные – речь (обмен информацией между участниками учебного процесса);
    • Материализованные – заготовки (слайд-показ, панно), выполненные учителем при подготовке урока.

Форма организации работы учащихся:

  • Фронтальная – учитель ведет работу со всем классом одновременно (беседа, объяснение, показ и т.д.); все ученики выполняют одинаковую, общую для всех работу (обсуждение, сравнение и т.д.);
  • Индивидуальная учащиеся выполняют индивидуальное задание для общего панно.

Литература

  1. Бродский Б. Жизнь в веках. Занимательное искусствоведение. М., 1990.
  2. Василевская Л.Ю., Дивненко О.В., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. – М.: Издательский центр, 1996.
  3. Вачьянц А.М. Вариации прекрасного. М., 1997.
  4. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 1972.
  5. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Т. 1. Искусство Древнего Мира. /Под общ. Ред. Чегодаева А.Д./. М.: Искусство, 1956.
  6. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. – М.: Галарт, 1998. – 328 с., илл.
  7. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000. 176 с, илл.
  8. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1997.
  9. де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: Пер. с фр. – М.: Искусство, 1982. – 577 с., ил.
  10. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1986.
  11. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. Вып. 1. От древнейших времен до XVI в. Очерки. М., 1969.
  12. Древние цивилизации \ Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.
  13. “Звучащее безмолвие” или основы искусствознания. Рабочая тетрадь по мировой художественной культуре. – М.: Издательский центр Аз, 1997. – 100 с.
  14. Искусство стран и народов мира: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Краткая художественная энциклопедия в 5-ти томах. Т. 5. /Гл. ред. Б.В. Иогансон. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 720 с., ил., карт.
  15. История зарубежного искусства: Учебник /Под ред. Н.Л. Мальцевой, М.Т. Кузьминой. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 472 с., ил.
  16. История искусств / Авт.-сост. А. Воротников и др. Минск, 1997.
  17. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность / Под ред. А.П. Чубовой. М., 1979.
  18. Керам К. Боги, гробницы, ученые. СПб., 1994.
  19. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. – М.: Изобразительное искусство, 1977. – 344 с., ил.
  20. Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. Памятники мирового искусства. – М.: Искусство, 1970.
  21. Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М.: Просвещение, 1996. – 304 с., илл.
  22. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М., 1958.
  23. Орнамент всех времен и стилей. В 4-х томах. – М.: Арт-Родник, 1995. – 132 с., илл.
  24. Орнаменты народов мира: Практическое пособие /Сост., сопроводит. текст С. Ю. Афонькина, Е.Ю. Афонькиной. – СПб.: Кристалл, 1998. – 272 с., илл.
  25. Полевой В.М. Искусство Греции. В 2-х т. Т. 1. М., 1984.
  26. Удивительные эгейские царства /Пер. с англ. Т. Азаркович. – М.: ТЕРРА, 1997. – 168 с.: илл. – (Энциклопедия “Исчезнувшие цивилизации”).
  27. CD-ROM “Античность: литература и искусство”. Direct MEDIA, Москва, 2004.
  28. CD-ROM “Искусство Древнего Египта”. Direct MEDIA, Москва, 2004.
  29. CD-ROM “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. Интерактивный мир”. Новый Диск, Москва, 2004.
  30. CD-ROM “Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до киноискусства”. Новый Диск, Москва, 2003.